Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Философские концепции системности как одного из свойств объективного мира



Системная организация охватывает ту сторону речемыс-лительной деятельности человека, которая соответствует сос-сюровскому определению ЯЗЫКА, т. е. ту, которая хранится в памяти человека, иначе говоря — знание языка. Благодаря на­личию системы языка в памяти человека становятся возмож­ными говорение, слушание, чтение, письмо — все собственно коммуникативные его проявления.

Об упорядоченности языковых образов как формальных, так и содержательных говорили многие лингвисты. Об «орга­низме» языка писал Гумбольдт, попытки описания «организ­ма» языка, хранящегося в «душе» индивидуума, делали младо­грамматики. Но строгое определение ЯЗЫКА как особого ас­пекта речемыслительной деятельности, имеющего системную организацию, было дано только в книге Соссюра, который ут­верждал, что ЯЗЫК «есть система, все элементы которой обра­зуют целое, а значимость одного элемента проистекает только от одновременного наличия других» (Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977, с.147).

После появления книги Соссюра в 1916 г. началось широ­кое и целенаправленное изучение системных отношений в языке. Системные моменты в языке, обнаруженные лингвис­тами прошлого (система частей речи, их парадигматика, сино­нимия, словообразовательные гнезда и др.), теперь получили новое осмысление в свете вопросов о соотношении части и це­лого, структуры и элемента и т. д.


Системный аспект языка 195

Каждая единица системы языка теперь изучается не толь­ко сама по себе, но и в отношении к более крупным единицам, в состав которых она входит, и к более мелким, которые вхо­дят в ее собственный состав. Система языка включает в себя подсистемы, то есть выступает как система систем. В языковой деятельности, в процессе функционирования раскрываются внешние связи системы языка, без знания которых ее понима­ние не может быть полным.

Для изучения и понимания системы языка необходимо выявить элементы самой системы и ее подсистем, а также определить те отношения, которые связывают между собой элементы и превращают отдельные сущности в целостную систему.

Комплекс отношений, связывающих элементы в системы, получил название структуры языка.

Соотношение элементов и структуры имеет разные фило­софские интерпретации.

Идеалистическое толкование состоит в абсолютизации структуры, которой приписывается роль первичного, исходно- го феномена, созидающего систему. Элементам — в лучшем случае — отводится вторичная роль, а в ряде концепций эле­менты рассматриваются как несущественные, безразличные для структуры составляющие.

Один из создателей субъективно-идеалистического ло­гического позитивизма Р. Карнап считал структуры единст­венной реальностью, доступной познанию человека. Его по­зицию полностью разделял создатель глоссематики Ельм-слев, который посвятил свои труды исключительно познанию структурных отношений в системе языка при полном безраз­личии к ее элементам. Излюбленным сравнением для разъяс­нения своего понимания структуры у Ельмслева и его сто­ронников было сравнение с игрой в шахматы. Правила этой игры не меняются, а фигуры, в ней участвующие, могут быть сделаны из любого материала и иметь разную форму. Важно только, чтобы не менялось количество фигур и их взаимные соотношения. Структура языка — это те же правила игры, не зависящие от качеств участвующих в игре фигур, т. е. элементов языка.


196__________________________________________ Тема 7

Диалектическое понимание отношений структуры и эле­ментов состоит в признании того, что структура вторична по отношению к элементам; она без них просто не существует, невозможна; она есть форма организации элементов. Но, од­нажды возникнув, структура получает некоторую автоном­ность по отношению к своим элементам: она может сохранять­ся при утрате некоторых элементов, при появлении небольшо­го числа новых элементов, при частичных перегруппировках в ее подсистемах

Однако при значительном расхождении старой структуры и накопленного в ее рамках нового качества элементов про­изойдет обязательное разрушение старой и создание новой структуры, соответствующей новому качеству ее элементов. Пластичность, органическая незавершенность структуры слу­жат условием ее постоянного движения вслед за сменой каче­ства и количества элементов.

Для объективного понимания элементов необходимо вы­яснение их структурных отношений друг с другом. Эмпириче­ское изучение отдельно взятых элементов обычно ведет к ме­тафизическому разрыву того, что взаимосвязано, и к механи­ческому объединению того, что относится к разным подсистемам изучаемой системы

Например, языки мира в XVIII в. перечислялись в описа­ниях по алфавиту, потому что понимания их отношений друг с другом не было. Падежные формы русских существительных и до сих пор даются в традиционном порядке: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, пред­ложный, хотя этот порядок не отражает их функционально-семантической близости. Действительно, одну группу падеж­ных форм составляют именительный, винительный и роди­тельный (объектные падежи), а другую — дательный, твори­тельный и предложный (пространственные падежи).

Хотя всякая наука начинается с эмпирического накопле­ния материала и без этого этапа обойтись невозможно, однако с того момента, как мысль ученых поднялась до понимания структурных отношений в своем предмете, простая регистра­ция фактов без уяснения их структурных связей друг с другом становится вчерашним днем науки.


Системный аспект языка



Не абсолютизация одной из сторон диалектического един­ства (элемент или структура), а познание той и другой стороны в их взаимосвязи — таков современный научный подход к по­знанию системности в природе и обществе.



Просмотров 631

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!