Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Некоторые свойства системы языка как целого



Система языка как целое в силу свойств своей структуры обладает некоторой самостоятельностью и может оказывать воздействие на элементы. Это воздействие состоит в том, что под наиболее типичные структурные группировки данной системы подстраиваются изолированные и нерегулярные элементы.

Например, принятые в русском литературном языке фор­мы глагола махать машу, машешь, машет — под воздейст­вием наиболее распространенного соотношения глагольных форм с основой на — ать (играть — играю, играешь, играет) получают варианты: махаю, махаешь, махает (просторечные).

Особенностью системы языка является неодинаковая раз­работанность ее звеньев. Например, названия родственников образуют большую и хорошо структурированную группировку


200________________________________________________ Тема 7

в лексической системе языка, а названия средств и орудий ху­дожественного творчества (кисть, перо, краски) немногочис­ленны и в тесные структурные связи не вступают.

В системе обнаруживаются так называемые пустые клетки и слабые звенья, которые наиболее подвержены изменениям. Например, в русской системе согласных нет межзубного звука типа английского th — это пустая клетка. В русском языке нет общепринятого обращения к незнакомому человеку, исполь­зуются ситуативные обращения: девушка, мать, отец, моло­дой человек, тетя, дядя, сынок и т. п. — это слабое звено сис­темы.

Однако элемент не является порождением системы. Он имеет собственные качества, свою материальную определен­ность, благодаря которым может входить в систему и выхо­дить из нее, оставаться внесистемной сущностью. Философы отмечают, что отношения не изменяют свои субъекты, а толь­ко обусловливают их свойства и функции.

Диалектику элемента и системы хорошо раскрыл россий­ский лингвист-теоретик Вадим Михайлович Солнцев. Он раз­граничил следующие свойства элементов:

1 ) системообразующие, присущие элементу как таковому независимо от данной системы;

2) системоприобретенные, которые элемент приобретает в
данной системе;

3) системонейтральные, которые в данной системе несу­
щественны, но могут оказаться существенными в другой сис­
теме.

Например, принадлежность слова к той или иной части речи — системообразующее свойство при определении систе­мы частей речи в данном языке. Функция подлежащего или дополнения в предложении у конкретного существительно­го — системоприобретенное свойство, которое определяется положением существительного в структурной схеме предло­жения. Звукоряд конкретной лексемы может быть системо-нейтральным в обиходной речи и системообразующим в орга­низации звукописи в художественном тексте.

Существенным свойством системы языка является ее ва­риативность. Каждый элемент системы выступает в конкрет-


Системный аспект языка



ных речевых актах как набор вариантов; обобщенную форму элемента, выступающую в описаниях элементов системы язы­ка, принято называть инвариантом. Солнцев толкует инвари­ант как абстракцию, которая не существует в виде отдельной вещи, а является сокращенным названием класса вариантов. Варианты в языке он уподобляет экземплярам одной и той же книги или листовки, которые существуют «телесно» как раз­ные вещи, но в качественном смысле — это одна и та же вещь, существующая «экземплярно».

Признание глубокой диалектической связи элемента и системы позволяет понять единство диахронии и синхронии в системе языка, в ее статике и динамике.



Просмотров 883

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!