Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Динамическая модель системы языка



Динамическая модель системы языка выстраивается с учетом последовательности восприятия языка ребенком или иностранцем, знакомящимся с языком баз помощи преподава­теля в условиях иноязычной среды.

Иначе говоря, модель строится на предположениях о по­рядке закладывания элементов системы языка в мозгу челове­ка. Провести эти предположения строго и непротиворечиво не удастся, слишком многое еще не понято и не разъяснено как в учении о восприятии речи, так и в учении об усвоении систе­мы языка.

Следует также учитывать бесспорное для нас положение о том, что система языка неиерархична и имеет разрывы и пус­тые клетки. Тем не менее, контуры такой системы просматри­ваются.

Первоначальное знакомство с неизвестным языком начи­нается с восприятия звучащей речи, с восприятия фраз. Мно­гократное восприятие звучащих фраз позволяет усвоить их мелодические рисунки, научиться расчленять фразы на инто­национные единства от паузы до паузы. Именно по мелодиче­ским рисункам угадываются коммуникативные намерения го­ворящего (утверждение, приказ, вопрос, урезонивание и т. п.). Наименьшие звуковые отрезки от паузы до паузы, объединен­ные одним ударением, так называемые фонетические слова, как правило, являются словоформами, лежащими в основе системы языка.


Системный аспект языка 211

Научившись вычленять словоформы из потока звуча-шей речи, обучающийся и сам начинает их воспроизводить, пытаясь вступить в контакт с окружающими. Произнося от­дельные словоформы, человек обнаруживает их членение на слоги — самые минимальные отрезки произношения. В рамках слога реализуются и наименьшие компоненты инто­нации — просодемы. Умение распознавать слоги и их по­следовательности необходимо для того, чтобы различать и воспроизводить фонетические слова. Позднее, обычно уже в школьном возрасте и чаще всего при обучении письму го­ворящий, сопоставляя слоги друг с другом, приходит к по­ниманию отдельных звуков, по которым слоги отличаются друг от друга.

Описанную часть модели, которую мы называем ФОНЕ­ТИЧЕСКИЙ БЛОК или фонетическая подсистема, можно изо­бразить в виде следующей схемы:

Все составляющие фонетического блока имеют звуковую, то есть материально выраженную физическую реализацию и находятся в плане выражения системы языка, хотя их звуковые образы (подобно музыкальным мотивам) хранятся в памяти носителя языка.

Выделение фонетических слов из фраз, несомненно, со­провождается их ассоциированием с некоторыми мыслитель­ными образами (концептами).



Тема 7


Те фонетические слова, которые оказываются знаками вещей, действий, признаков и других образов реальной дейст­вительности, выделяются наиболее активно и закрепляются в памяти носителя языка.

Словоформы по мере их накопления вступают друг с другом в разнообразные отношения по звучанию и по значе­нию, в результате чего в мозгу происходит их группировка. Именно такими группировками являются СЛОВА (слово­формы с одинаковым лексическим значением), СЛОВООБ­РАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГНЕЗДА, РЯДЫ и ПОЛЯ (по сходству морфем, составляющих словоформы) и словоизменительные парадигмы (по сходству основ и при различных их окончани­ях-флексиях). Слова группируются далее в лексико-семантические поля, а с учетом их грамматических особенно­стей — в ЧАСТИ РЕЧИ.

Переплетение словоформ по всем этим параметрам обра­зует второй блок системы языка — ЛЕКСИКОН. Этот блок можно представить следующей схемой:

Каждая единица лексикона (лексема) одновременно вхо­дит в несколько объединений — в лексико-семантическое, в словообразовательное, в словоизменительное поля, которые переплетаются и пересекаются друг с другом.


Системный аспект языка



Одновременно, как мы полагаем, с формированием лекси­кона у человека, изучающего естественный язык, происходит и формирование блока структурных схем. Это вытекает, в част­ности, из модели ABC Караулова, показавшей, что каждая сло­воформа в памяти человека существует в сочетании с другой или с другими, обычно встречающимися вместе с ней в речи, словоформами. Простейшие высказывания, с восприятия кото­рых начинается и понимание, и воспроизведение речи, обычно оформляют суждение, простейший акт человеческого мышле­ния. Для его выражения должны быть известны как минимум две словоформы — одна для обозначения субъекта суждения (субъектив), а другая для обозначения предиката мысли (пре­дикатив). В развитых языках существует несколько последова­тельностей словоформ субъективов и предикативов, разли­чающих так называемые структурные схемы простого предло­жения. Распространение основных словоформ, составляющих структурную схему простого предложения, с помющью разного рода определителей способствует образованию структурных схем непредикативных словосочетаний.

Компоненты структурной схемы и их распространители в конкретных высказываниях обычно обозначают наиболее обобщенные компоненты человеческой мысли, такие как дея­тель, действие, орудие действия, объект действия, время и место действия, причина и цель действия и некоторые другие. Словоформы, которые регулярно используются для обслужи­вания одного и того же смысла, соотносятся друг с другом по их функции и образуют ряды так называемых членов предло­жения.

Умение вычленить структурную схему простого пред­ложения, распознать обслуживающие ее в высказывании прочие члены предложения позволяет разграничить выска­зывания с одной и двумя структурными схемами простого предложения (так называемые элементарные сложные пред­ложения).

Для обслуживания сложных предложений складываются специальные служебные слова (союзы, союзные слова, части­цы разного рода), которые способствуют формированию структурных схем сложных предложений. Это уже довольно


214__________________________________________ Тема 7

поздние по времени формирования структуры. Известно, что схемы сложного предложения нарабатывались «на глазах ис­тории», что прослеживается по письменным текстам, а в речи ребенка становление схем сложных предложений происходит в 12-14 лет.

Наиболее поздними являются схемы осложненных пред­ложений, в которых, наряду с обычной структурной схемой простого предложения, имеются так называемые обороты (причастный, деепричастный и т. п.), которые представляют собой «свернутые» схемы простого предложения.

СТРУКТУРНЫЙ (СИНТАКСИЧЕСКИЙ) БЛОК системы языка мы представляем в следующей схеме.

Многие последовательности словоформ, организованные по структурной схеме простых, элементарных сложных и ос­ложненных предложений, по структурным схемам словосоче­таний, благодаря особенностям своего лексического напол­нения способны превращаться в устойчивые словосочетания, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова и афоризмы. По своей знаковой природе они тяготеют к сло­вам, а по своему устройству отражают особенности синтак­сических структур данного языка. Через фразеологию языка осуществляется постоянная связь структурного блока и лек­сикона.

Представленные на схемах три основных блока (подсис­темы) системы языка несомненно взаимосвязаны и взаимодей-


Системный аспект языка



ствуют во всех процессах языковой деятельности человека (обучении языку, слушании, говорении и др.), но в то же время обладают известной автономией. Фонетический блок может быть воспринят и даже воспроизведен слушателем, не знаю­щим, какие смыслы выражены говорящим.

Лексикон можно изучать как список слов, не зная струк­турных последовательностей, в которых участвуют изучаемые лексемы (что бывает при неумелом изучении или преподава­нии языка).

Известно, что можно освоить структурный блок языка и научиться осмыслять устройство высказываний, не зная в дос­таточной мере лексикона языка.

Динамическая модель показывает, что в каждом блоке системы языка есть свои подсистемы, которые имеют разную степень обязательности для устройства блока. В лексиконе многих языков нет словоизменительной ветви, некоторые язы­ки мира (китайский, например) обходятся без словообразова­тельных морфем. В синтаксическом блоке не обязательны под­системы структурных схем словосочетаний, поздно формиру­ется блок структурных схем сложных и осложненных предложений. Обычно в бесписьменных языках этих подсис­тем нет.

Такой тип системы в современной системологии называ­ется неиерарархическим, то есть таким, у которого нет ни од­ной только управляющей или только подчиненной подсисте­мы. Но все подсистемы такой системы взаимосвязаны, так что любое изменение в одной подсистеме обязательно так или иначе (прямо или опосредованно) проявляется во всех других подсистемах.

Динамическая модель системы языка позволяет более четко проводить грань между явлениями, относящимися к сис­теме языка, и явлениями речевой деятельности как процесса.

Многообразие моделей системы языка свидетельствует, на наш взгляд, об исключительной сложности системы языка, заключенной в мозгу человека. Модели дополняют друг дру­га, приоткрывая то один, то другой аспект изучаемого фено­мена.



Тема 7


Литература

Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990.

Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.,1993.

Касымова О. П. Язык в свете основных понятий системологии. Уфа, 2002.

Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

Попова 3. Д. Модели системы языка в русском языкознании конца XX века // Вестник ВГУ. — Серия 1. Гуманитарные науки. 2/1999, с.171-181.

Распопов И. П. Система языка и ее уровни //Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 1976, с. 134-153.

Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М., 1971.

Спивак Д. Л. Язык в условиях измененного состояния сознания. Вопро­сы языкознания. 1983, № 5, с.43-49.


Тема 8



Просмотров 742

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!