Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос об элементе подсистемы частей речи



По словоизменительным морфемам (флексиям) в языках, имеющих морфемы, все слова четко разделяются на большие классы, объединенные одинаковыми парадигмами словоизме­нения. Эти классы слов были замечены еще в античной грам­матике и названы частями речи.

дождливый дождливого дождливому дождливым
дождь дождя дождю дождем

Дождь дождливый дождить отличаются друг от друга по аффиксальной части, но еще существеннее их разли­чие по парадигмам:

дождить

дождил

дождит

будет дождить

и т. д.

Части речи охватывают все слова языка, имеющего мор­фемы, и образуют наиболее четко выраженную подсистему объединений слов, хотя в состав одной части речи могут вхо­дить тысячи лексем.

Элементом подсистемы частей речи является ЧАСТЬ РЕ­ЧИ — класс слов, выделяемый по общности парадигм слово­изменения. Однако такая общность не всегда бывает отчетли­вой, и потому принципы выделения части речи и установления ее границ и места в соотношении с другими частями речи были предметом дискуссий с античных времен.

Части речи выделялись то по наиболее общему лексиче­скому значению, то по соответствию логической категории субстанции, признака, действия. Этот подход оставляет вне классификации служебные части речи, возникают затруднения с классификацией нетипичных слов. Например, отглагольные существительные (прыжок, движение и т. п.) по логическому значению — действия, а по категориальному — предметы.

Существует прямо противоположный подход: выделение частей речи исключительно по грамматическим показателям,


274_______________________________________________ Тема 10

по набору словоизменительных морфем. Такой подход натал­кивается на трудности в трактовке слов, которые, принадлежа по семантике к той или иной части речи, не обладают прису­щей этой части речи парадигмой. Таковы, например, нескло­няемые существительные в русском языке (какаду, пони, ко­либри и т. п.). Этот подход пытались откорректировать обра­щением к синтаксической функции, выполняемой словами. Например, способность слова пони выступать в роли подле­жащего или дополнения обеспечивает ему принадлежность к существительным.

Традиционное учение о частях речи и, в частности, учеб­ная классификация частей речи складывались с опорой на оба подхода: логико-семантический и формально-грамматический. Часть речи определяется на основе общего для всех входящих в нее слов значения, на основе ее парадигматики и с учетом ее синтаксических возможностей.

Ведущий признак для выделения частей речи четко опре­деляется при сопоставлении классов слов в языках флективно­го строя с классами слов в языках изолирующего строя типа китайского, в котором нет словоизменительных аффиксов. Слова китайского языка, взятые вне предложения, не выявля­ют никакой отнесенности к категориям предметности, призна­ка, действия. Эта отнесенность определяется только в предло­жении по позиции слова. Геннадий Прокопьевич Мельников иллюстрирует это положение такими китайскими примерами.

Жень ды шу (букв, человек, сущность, книга) — книга че­ловека.

Шу ды жень (букв, книга, сущность, человек) — книжник.

Ты ды шу (букв, ты, сущность, книга) — твоя книга.

Май ды шу (букв, покупать, сущность, книга) — куплен­ная книга.

Не случайно в китайском языкознании не существовало учения о частях речи. Китайская лингвистика пользуется кате­горией цзы (значимый однослог).

Различия логико-семантических классов слов в языках аналитического строя выражаются корневыми морфемами и синтаксическими позициями в предложении. В языках же, имеющих аффиксы, некоторые наиболее обобщенные лексиче-


Моделирование морфемных подсистем языка 275

ские значения оказались помеченными словоизменительными аффиксами. Именно этот морфемный показатель помог офор­мить и закрепить деление слов на классы частей речи, провел между ними глубокие формальные разграничения. Учение о частях речи имеет смысл только для языков со словоизмени­тельными аффиксами. Если в языке нет таких аффиксов, то де­ление слов на классы неминуемо сольется с лексико-семанти-ческими классификациями.

Но и в морфемных языках деление слов на части речи не бывает последовательным и логически безупречным, потому что морфемное оформление не охватывает абсолютно все сло­ва одной и той же части речи, одной и той же обобщенной се­мантики.

Как заметил замечательный отечественный филолог Вик­тор Максимович Жирмунский, классификация объектов науки, существующих в природе или в обществе, на самом деле вовсе не требует той формально-логической последовательности принципа деления, которая необходима для классификации отвлеченных понятий. Она требует только правильного описа­ния системы признаков, определяющих в своей взаимосвязи данный реально существующий тип явлений. Безупречная с точки зрения формальной логики классификация в примене­нии к подсистемам языка разъединяет то, что реально связано, объединяет то, что реально различается.

В системе частей речи наиболее четко с помощью пара­дигматических классов оформлены существительные и глаго­лы. Эти два класса слов резко противопоставлены. Другие классы слов (прилагательные, числительные, наречия, служеб­ные слова и проч.) формировались на их основе. Глубоким своеобразием отличаются местоимения. Наталья Юльевна Шведова характеризует их как слова, противопоставленные всем другим словам — именующим, связующим и квалифици­рующим. Местоимения означают смыслы, восходящие к гло­бальным понятиям материального и духовного мира — поня­тиям о пространстве, о живом существе, предмете, явлении, признаке, количестве, способе осуществления чего-либо, а также об элементарных связях и отношениях между данностя­ми реального мира и его познания.


276_______ Тема 10

Элемент системы частей речи — отдельная часть речи — оказывается очень сложным образованием. Это класс слов, объединенных общим лексическим значением высокого уров­ня абстракции и целой системой словоизменительных пара­дигматических рядов, в той или иной мере охватывающих сло­ва данного класса. Организация части речи вполне отвечает полевой модели системы языка. Ядро образуют группы слов, которые обладают всей системой словоформ этой части речи. Слова с неполной парадигмой оказываются на периферии.

В системе частей речи могут быть классы, еще не полу­чившие достаточно четкого морфемного оформления, но вы­деляющиеся на фоне хорошо оформленных классов слов. Формирование части речи начинается с возникновения нового обобщенного лексического значения, стимулированного син­таксической позицией, обычно предикатной.



Просмотров 561

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!