![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 12. Искусство Франции последней трети XIX века
Революционные изменения в искусстве. Конфликт передовых художников с академической школой и салонной живописью. Тематическое многообразие, обращение к «скандальным» сюжетам, эксперименты в области цвета, композиции, живописной техники. Эдуард Мане (1832 – 1883). Предтеча современной живописи, предсказал своим новаторством творческий метод импрессионистов. Свободное отношение к цвету. Внимание к большим локальным пятнам, отказ от мелочной моделировки формы. Художник широкого дарования: портретист, мастер исторической картины, бытового жанра. Портреты людей среднего класса, рядовых профессий. «Лола из Валенсии», «Флейтист», «Новая Олимпия». Осмысление классических сюжетов в новых формах: «Завтрак на траве». Драматическое повествование в картине «Расстрел императора Максимилиана». Шумный мир вечернего Парижа в работе «Бар в Фоли-Бержер». В 1870-е годы обращается к пленэрной живописи: «Аржантёй». Импрессионисты. Художники, объединившиеся против Салона. Участники выставки 1872 года. Ругательство журналиста Леруа, превратившееся в терминологическое обозначение течения в искусстве. Отличный от академической школы творческий метод. Отказ от черного цвета, контура, локальных колористических и тональных пятен. Пленэр как обязательное условие для работы, особенно над картинами пейзажного жанра. Клод Оскар Моне (1840 – 1926). Повышенный интерес к изменениям в состоянии природы. Серия работ, посвященных Руанскому собору. «Стога сена в Жеверни», «Дама в саду» (СПб., ГЭ). Эдгар Дега (1834 – 1917). Живописец, график, фотограф. Тематика работ связана с миром театра. «Балерина в ателье фотографа». В сценах балетных репетиций запечатлены великие деятели драматического искусства: А.Ш.Адан в картине «Балетный класс». Яркими световыми эффектами проникнуты пастельные работы: «Голубые танцовщицы» (Москва, ГМИИ). Поэтично и одухотворенно трактованы образы самого танца: «Звезда». Пьер-Огюст Ренуар (1841 – 1919). Мастер колорита и экспрессивного рисунка. Работы наполнены светом и воздухом. Один из самых последовательных импрессионистов. Портреты Парижской богемы: «Портрет актрисы Жанны Самари» (СПб., ГЭ). Мир воскресного отдыха и развлечений отражен в работах: «Девушки в черном» и «В саду». Почти классицистически трактована нагая натура в полотне «Обнаженная». Альфред Сислей (1839 – 1899). Мастер пленэрного пейзажа. «Мороз в Лувесьенне», «Сад в Гошеде» (Москва, ГМИИ). Постимпрессионисты. Близкая импрессионистам группа художников-самоучек, хронологически пришедшие в мир искусства позже своих старших товарищей. Разные по происхождению, они оказались схожими по драматизму личной и творческой судьбы, при жизни почти не получившие признания. Среди наиболее ярких представителей – Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Интересны своим самобытным творчеством постимпрессионисты-пуантилисты Поль Синьяк и Жорж Сера. Общим для художников является отказ от свето-воздушной среды предшественников, возвращение к локальному цвету, черной краске и контуру. Поль Сезанн (1839 – 1906). Пейзажист и портретист. Представитель бытового жанра: «Купание», «Пьеро и Арлекин» (Москва, ГМИИ). Разрабатывал особый метод раздельно-мазкового письма. Развивал сферическую перспективу: «Берега Марны», «Дорога в Понтуазе» (Москва, ГМИИ). Особое внимание в натюрмортах уделял форме, а не фактуре предметов: «Персики и груши» (Москва, ГМИИ). Замечательны портретные образы: «Курильщик», автопортрет начала 1880-х годов. Эжен Анри Поль Гоген (1848 - 1903). Художник бунтарь. Ниспровергатель общественных вкусов. Работал в Париже, Нормандии, Арле. Известен своими натюрмортами: «Фрукты и плоды». Во многих работах звучит тема одиночества и социальной опустошенности: «Кафе в Арле» (Москва, ГМИИ). Наиболее значителен таитянский период творчества. Далекий мир представлен в его картинах как волшебный, оторванный от обыденной реальности: «Пейзаж с павлинами» (Москва, ГМИИ). Люди этого мира чисты и наивны как дети: «Сбор плодов» (Москва, ГМИИ). Во многих работах сильны библейские аллюзии. Далекие острова прекрасны своими райскими садами: «Жена короля» (Москва, ГМИИ). Винсент Ван Гог (1853 – 1890). Художник разнообразный, чье творчество многопланово, а интересы разносторонни. Родился в Голландии. Работал как представитель художественного салона в Лондоне, как художник – у себя на родине, затем в Бельгии, Париже, Арле. Замечательный график, известный сильными и экспрессивными рисунками: «Рудокопы Боринажа». Темная палитра характерна для раннего периода творчества: «Едоки картофеля». Осветляет ее во Франции по совету импрессионистов. Пишет открытыми, звучными, порой кричащими красками. «Красные виноградники в Арле» (Москва, ГМИИ). Пейзажи отражают красоту мира, а не геометрическую правильность перспективы: «Вид в Овере после дождя». В портретах пытается передать психологическую самобытность личности: «Портрет доктора Ф.Рея» (Москва, ГМИИ), «Портрет папаши Танги», «Автопортрет с перевязанным ухом».
![]() |