Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 14. Искусство 1900-х годов. Фовизм и кубизм



Фовизм – первое творческое объединение ХХ века. Возник во Франции в 1905 году, просуществовал до 1907. Как и в случае с импрессионистами название группе дала критика (от французского fauve – дикий). Фовисты: Анри Матисс (1869 – 1954), Альбер Марке (1875 – 1947), Жорж Руо (1871 – 1958), Андре Дерен (1880 – 1954), Рауль Дюфи (1877 – 1953), Морис де Вламинк (1876 – 1958). Фовистский период стал для многих художников начальным этапом большого творческого пути. Расхождения во взглядах и методах, ярко выраженный эстетический индивидуализм, различие художественных практик в дальнейшем: А.Матисса и А.Марке. Анри Матисс: сохранение «фовистского» чувства цвета, раскованность линии и приоритет пятна перед объемом («Танец», портрет Делекторской – обе в ГЭ; «Красные рыбки», ГМИИ). Альбер Марке: зрелая аналитика работ, точность цвето-тональных построений, интерес к предметному миру, верность в передаче анатомических и конструктивных особенностей объектов изображения, передача воздушной среды и состояний природы, внимание к топографическим особенностям ландшафта и применение сферической перспективы («Гавань в Ментоне», «Нотр-Дам во время дождя», «Неаполитанский залив. Везувий» – ГЭ).

Фовисты и «заветы» П.Гогена – реабилитация яркого, открытого цветового пятна, использование контура и черного цвета, уплощение пространства, подчинение ритмов пластическому началу.

Кубизм (от французcкого сube – куб) связан прежде всего с именами Пабло Пикассо (1881 – 1973) и Жоржа Брака (1882 – 1963). Развитие течения, как во Франции, так и в других странах (в 1910-е – 1920-е годы и в России). Кубизм как течение и как форма социальной декларации; общественный характер обусловленности художественного кредо кубистов. Значение эксперимента для живописцев, а также реакции зрителя и критики на его результат. Формальные искания как безусловная цель творческого процесса – конструирование трехмерного объекта на плоскости, выявление простых, изначальных геометрических форм, устойчивых в своей элементарности (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Близость кубизма к абстракционизму – стремление к простейшей геометрии изображаемого предмета; приближение к общему, отрыв от частного; растворение предмета, потеря им своей материальной индивидуальности, своих особенностей в характеристиках, присущих всем предметам данного класса. Значение для картины названия: название – как пояснение произведения и как декларация творческих принципов живописцев. Стремление художников к обобщениям, к языку архетипов. «Дама с веером» (Москва, ГМИИ) – символ красоты и женственности. «Авиньонские девицы» (СПб., ГЭ) – абстрактный знак всех женщин непристойной профессии.

Фовизм и кубизм, берущие начало от одного истока (постимпрессионизм П.Гогена и П.Сезанна) – являются началом творческой свободы и художественного плюрализма в культурном сознании ХХ века.

 

Тема 15. Немецкий экспрессионизм.

Эдвард Мунк (1863 – 1944) – предтеча экспрессионизма: сплетение приемов французской живописи последней трети XIX века, стилистических особенностей модерна и новаторских исканий художника. Символистская трактовка сюжетов. В живописи и графике разрабатывал мотивы одиночества, тоски, любви, ревности и смерти. Трагическое звучание жесткой выразительности образов («Крик», 1893). Ужас, как принцип метафорического языка, получил развитие и у экспрессионистов – в изобразительном искусстве, в литературе (Г.Кайзер, В.Газенклевер), в музыке (А.Шенберг, А.Берг), в кинематографе (Ф.В.Мурнау, Р.Вине).

Две группы течения: «Мост» и «Синий всадник» (Германия). Вера в подлинную реальность только субъективного духовного мира человека – основная мировоззренческая позиция экспрессионизма. Выражение субъективного – есть главная цель искусства. Свобода в выборе художественных форм и изобразительных средств (цвет, свет, линия, пятно, штрих, мазок). Эстетика безобразного, внимание к физическим и духовным дефектам человека и общества. Отказ от ограничений в выборе тем. Интерес к темам социальной деградации, внутреннего опустошения человека, общественного дна. Противостояние художника толпе, устоявшимся вкусам, мещанскому быту, философии филистеров и ханжей.

Стремление к иррациональному и случайному сочетанию живописных средств. Угадывание в рваных линиях, неопрятных мазках, бесформенных пятнах, грязных цветовых сочетаниях страшных уродцев, монстров, карликов, калек и выродившихся дебилов – героев многочисленных произведений. Обращение к традиции пугающих сцен романского периода, к теме ран и страданий, свойственных немецкому средневековому искусству. Развитие сюжетов христианской иконографии в творчестве Эмиль Нольде (1867 – 1956) («Оплакивание Христа»). Поиск цветовых контрастов и экзотических сюжетов, декоративное звучание некоторых акварелей и гуашей в творчестве художника. Изобличение общественно-политических нечистот Германии 1920-х – начала 1930-х годов, униженной Версальским договором страны: Отто Дикс (1891 – 1969) («Мать»), Георг Гросс (1893 – 1959) («Муштра»).

Яркая антивоенная и антиимпериалистическая окраска немецкого экспрессионизма в работах Э.Барлаха (1870 – 1938), О.Дикса, Г.Гросса. Ужасы Первой мировой войны как тема программных произведений некоторых живописцев (О.Дикс триптих «Война»). В 1930-е годы художники выступали против фашизма. Выставка «Дегенеративного искусства», устроенная нацистами в 1938 году, поставила точку в довоенной истории развития течения.

Тема 16. Сюрреализм.

Сюрреализм как направление в искусстве ХХ века сложился в 1920-е годы, развивая ряд черт дадаизма. Родоначальником принято считать писателя А.Бретона (1896 – 1966). Источником искусства сюрреалисты провозглашали сферу подсознания (сны, галлюцинации, видения, инстинкты и многое другое). Отсюда декларируемая ими связь с психоанализом З.Фрейда. Подлинное творчество иррационально, следовательно, его результат – произведения искусства – не должны являться слепком с легко объяснимого, то есть с узнаваемого зрителем окружающего мира. Реальность за пределами обыденного, в аксиологическом смысле, выше привычной нам реальности (сюрреализм – буквально «над реальностью»). Главной чертой направления становится парадоксальная алогичность связей вещей и явлений, которым силой выразительных средств искусства придается материально-предметная достоверность.

Творчество художников различно как по своим мотивам, так и по трактовке «надреальности». Беспердметность Хуана Миро (1893 – 1983)(«Картофель», 1928), навязчивый эротизм Поля Дельво (1897 – 1994) («Адское одиночество», 1945), отстраненный синтетизм Рене Магритта (1898 – 1967) («Терапевт»), декоративизм Андре Массона (1896 – 1987) («Ирокезский пейзаж», 1943), фантастические миры Макса Эрнста (1891 – 1976) («Фазы ночи» 1946), символизм Сальвадора Дали (1904 – 1989) («Горящий жираф»), – все это, по сути, разные, исключительно индивидуальные сюрреализмы.

Заблуждением рядового зрителя является мнение о том, что произведения этих художников не поддаются интерпретации, что они «выше» ее. Это не так. Например, некоторые картины С.Дали прозрачны по смыслу, понятны в контексте того или иного явления. «Осенний каннибализм», «Предчувствие гражданской войны» – ясно соединены с политической ситуацией в Испании 1930-х годов. «Тайная вечеря», «Искушение Св.Антония», «Ядерный крест» – произведения так называемого «католического сюрреализма» – наполнены религиозным смыслом и находятся в точном соответствии с доктринами христианства.

Сюрреализм являлся настолько мощным и притягательным течением, что дань ему в свое время отдали многие знаменитые художники, писатели, кинематографисты. Под обаянием направления находились Пабло Пикассо и Луи Арагон.



Просмотров 1434

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!