![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 14. Искусство 1900-х годов. Фовизм и кубизм
Фовизм – первое творческое объединение ХХ века. Возник во Франции в 1905 году, просуществовал до 1907. Как и в случае с импрессионистами название группе дала критика (от французского fauve – дикий). Фовисты: Анри Матисс (1869 – 1954), Альбер Марке (1875 – 1947), Жорж Руо (1871 – 1958), Андре Дерен (1880 – 1954), Рауль Дюфи (1877 – 1953), Морис де Вламинк (1876 – 1958). Фовистский период стал для многих художников начальным этапом большого творческого пути. Расхождения во взглядах и методах, ярко выраженный эстетический индивидуализм, различие художественных практик в дальнейшем: А.Матисса и А.Марке. Анри Матисс: сохранение «фовистского» чувства цвета, раскованность линии и приоритет пятна перед объемом («Танец», портрет Делекторской – обе в ГЭ; «Красные рыбки», ГМИИ). Альбер Марке: зрелая аналитика работ, точность цвето-тональных построений, интерес к предметному миру, верность в передаче анатомических и конструктивных особенностей объектов изображения, передача воздушной среды и состояний природы, внимание к топографическим особенностям ландшафта и применение сферической перспективы («Гавань в Ментоне», «Нотр-Дам во время дождя», «Неаполитанский залив. Везувий» – ГЭ). Фовисты и «заветы» П.Гогена – реабилитация яркого, открытого цветового пятна, использование контура и черного цвета, уплощение пространства, подчинение ритмов пластическому началу. Кубизм (от французcкого сube – куб) связан прежде всего с именами Пабло Пикассо (1881 – 1973) и Жоржа Брака (1882 – 1963). Развитие течения, как во Франции, так и в других странах (в 1910-е – 1920-е годы и в России). Кубизм как течение и как форма социальной декларации; общественный характер обусловленности художественного кредо кубистов. Значение эксперимента для живописцев, а также реакции зрителя и критики на его результат. Формальные искания как безусловная цель творческого процесса – конструирование трехмерного объекта на плоскости, выявление простых, изначальных геометрических форм, устойчивых в своей элементарности (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Близость кубизма к абстракционизму – стремление к простейшей геометрии изображаемого предмета; приближение к общему, отрыв от частного; растворение предмета, потеря им своей материальной индивидуальности, своих особенностей в характеристиках, присущих всем предметам данного класса. Значение для картины названия: название – как пояснение произведения и как декларация творческих принципов живописцев. Стремление художников к обобщениям, к языку архетипов. «Дама с веером» (Москва, ГМИИ) – символ красоты и женственности. «Авиньонские девицы» (СПб., ГЭ) – абстрактный знак всех женщин непристойной профессии. Фовизм и кубизм, берущие начало от одного истока (постимпрессионизм П.Гогена и П.Сезанна) – являются началом творческой свободы и художественного плюрализма в культурном сознании ХХ века.
Тема 15. Немецкий экспрессионизм. Эдвард Мунк (1863 – 1944) – предтеча экспрессионизма: сплетение приемов французской живописи последней трети XIX века, стилистических особенностей модерна и новаторских исканий художника. Символистская трактовка сюжетов. В живописи и графике разрабатывал мотивы одиночества, тоски, любви, ревности и смерти. Трагическое звучание жесткой выразительности образов («Крик», 1893). Ужас, как принцип метафорического языка, получил развитие и у экспрессионистов – в изобразительном искусстве, в литературе (Г.Кайзер, В.Газенклевер), в музыке (А.Шенберг, А.Берг), в кинематографе (Ф.В.Мурнау, Р.Вине). Две группы течения: «Мост» и «Синий всадник» (Германия). Вера в подлинную реальность только субъективного духовного мира человека – основная мировоззренческая позиция экспрессионизма. Выражение субъективного – есть главная цель искусства. Свобода в выборе художественных форм и изобразительных средств (цвет, свет, линия, пятно, штрих, мазок). Эстетика безобразного, внимание к физическим и духовным дефектам человека и общества. Отказ от ограничений в выборе тем. Интерес к темам социальной деградации, внутреннего опустошения человека, общественного дна. Противостояние художника толпе, устоявшимся вкусам, мещанскому быту, философии филистеров и ханжей. Стремление к иррациональному и случайному сочетанию живописных средств. Угадывание в рваных линиях, неопрятных мазках, бесформенных пятнах, грязных цветовых сочетаниях страшных уродцев, монстров, карликов, калек и выродившихся дебилов – героев многочисленных произведений. Обращение к традиции пугающих сцен романского периода, к теме ран и страданий, свойственных немецкому средневековому искусству. Развитие сюжетов христианской иконографии в творчестве Эмиль Нольде (1867 – 1956) («Оплакивание Христа»). Поиск цветовых контрастов и экзотических сюжетов, декоративное звучание некоторых акварелей и гуашей в творчестве художника. Изобличение общественно-политических нечистот Германии 1920-х – начала 1930-х годов, униженной Версальским договором страны: Отто Дикс (1891 – 1969) («Мать»), Георг Гросс (1893 – 1959) («Муштра»). Яркая антивоенная и антиимпериалистическая окраска немецкого экспрессионизма в работах Э.Барлаха (1870 – 1938), О.Дикса, Г.Гросса. Ужасы Первой мировой войны как тема программных произведений некоторых живописцев (О.Дикс триптих «Война»). В 1930-е годы художники выступали против фашизма. Выставка «Дегенеративного искусства», устроенная нацистами в 1938 году, поставила точку в довоенной истории развития течения. Тема 16. Сюрреализм. Сюрреализм как направление в искусстве ХХ века сложился в 1920-е годы, развивая ряд черт дадаизма. Родоначальником принято считать писателя А.Бретона (1896 – 1966). Источником искусства сюрреалисты провозглашали сферу подсознания (сны, галлюцинации, видения, инстинкты и многое другое). Отсюда декларируемая ими связь с психоанализом З.Фрейда. Подлинное творчество иррационально, следовательно, его результат – произведения искусства – не должны являться слепком с легко объяснимого, то есть с узнаваемого зрителем окружающего мира. Реальность за пределами обыденного, в аксиологическом смысле, выше привычной нам реальности (сюрреализм – буквально «над реальностью»). Главной чертой направления становится парадоксальная алогичность связей вещей и явлений, которым силой выразительных средств искусства придается материально-предметная достоверность. Творчество художников различно как по своим мотивам, так и по трактовке «надреальности». Беспердметность Хуана Миро (1893 – 1983)(«Картофель», 1928), навязчивый эротизм Поля Дельво (1897 – 1994) («Адское одиночество», 1945), отстраненный синтетизм Рене Магритта (1898 – 1967) («Терапевт»), декоративизм Андре Массона (1896 – 1987) («Ирокезский пейзаж», 1943), фантастические миры Макса Эрнста (1891 – 1976) («Фазы ночи» 1946), символизм Сальвадора Дали (1904 – 1989) («Горящий жираф»), – все это, по сути, разные, исключительно индивидуальные сюрреализмы. Заблуждением рядового зрителя является мнение о том, что произведения этих художников не поддаются интерпретации, что они «выше» ее. Это не так. Например, некоторые картины С.Дали прозрачны по смыслу, понятны в контексте того или иного явления. «Осенний каннибализм», «Предчувствие гражданской войны» – ясно соединены с политической ситуацией в Испании 1930-х годов. «Тайная вечеря», «Искушение Св.Антония», «Ядерный крест» – произведения так называемого «католического сюрреализма» – наполнены религиозным смыслом и находятся в точном соответствии с доктринами христианства. Сюрреализм являлся настолько мощным и притягательным течением, что дань ему в свое время отдали многие знаменитые художники, писатели, кинематографисты. Под обаянием направления находились Пабло Пикассо и Луи Арагон.
![]() |