Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 57. Понятие органа государственной власти РФ. Его основные черты. Система органов государственной власти России



Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциям» государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый своей области и своими специфическими методами выража­ют организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и пол­номочий, идущих вразрез с функциями государства. Но дл* того, чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функ­ционирования каждого органа, наделяет их определенным полномочиями. Каждый орган государственной власти, та­ким образом, отличается от любого другого, но все вместе, по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государ­ственную власть.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидирова­ны или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной власти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом. Только федеральным законом или федераль­ным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уста­вы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок создания органа может предусматривать уча­стие в создании не одного, а нескольких органов государст­венной власти (например аудиторы Счетной палаты назна­чаются поровну Государственной Думой и Советом Федера­ции). Органы государственной власти могут создаваться, пре­образовываться и ликвидироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это касается органов исполнитель­ной власти (аналогичное положение в субъектах РФ).

2. Орган государственной власти наделен властными пол­номочиями, т. е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Органы власти издают правовые акты, которые устанавливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гра­жданином и государством в определенной мере, на определенном уровне и в определенной области. Полномочия орга­на государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предель­но четко для того, чтобы орган государственной власти не
превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетенция обычно ус­танавливается при самом создании того или иного органа за­конами, указами, положениями и другими нормативными пра­вовыми актами, хотя впоследствии она может этими же ак­тами изменяться и дополняться.

Компетенция свойственна органу государственной вла­сти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетен­ции, как правило, внутренние подразделения органа госу­дарственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти сущест­вуют самостоятельные подразделения (например, Департа­мент морского транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти.

3. Деятельность органов государственной власти осуще­ствляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов ре­шений. Однако ни при каких условиях орган государствен­ной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, осо­бенно в отношении применения принудительных мер.

Из названных признаков органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или орга­низация является органом государственной власти. Не явля­ется таковым, например, государственное предприятие, го­сударственное учебное заведение и т. д., хотя они тоже влия­ют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются зве­ном соответственно какого-либо экономического министер­ства, государственного комитета по высшему образованию и т. д., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, об­леченных определенными властными полномочиями. Но ор­ган власти может быть и в лице одного человека. Таким яв­ляется Президент РФ, президенты республик в составе Рос­сийской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномо­ченный по правам человека. Эти должностные лица действу­ют в силу конституций или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

Наряду с органами государственной власти, в Россий­ской Федерации действуют органы местного самоуправле­ния. Эти органы обладают особой природой, они согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государствен­ной власти. Однако указанные выше три основных признака органа власти — определенный порядок создания, властные полномочия и определенный порядок деятельности — приме­нимы и к органам местного самоуправления. Хотя самоуправ­ление - - это не государственная власть, но оно не может осуществляться без соответствующих органов (как бы их ни называть), наделенных определенной компетенцией, правом принимать обязательные решения, прибегать к принужде­нию и т. д.

В зависимости от критерия органы государственной вла­сти могут быть классифицированы на несколько групп. Клас­сификация нужна не сама по себе и не только для теории вопроса, она помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой. Классификация раскрывает диалектическую связь единства и многообразия органов, отправляющих госу­дарственную власть.

1. По уровню своей деятельности органы государствен­ной власти делятся на федеральные органы и органы госу­дарственной власти субъектовРоссийской Федерации. От­дельно стоят на этой "лестнице" органы местного самоуправ­ления.

Федеральные органы, или органы государственной вла­сти Российской Федерации, включают Президента РФ, Фе­деральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и за­конами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую иерархическую структуру с органами государственной вла­сти Российской Федерации. Такая единая система предусмот­рена Конституцией РФ для судебной и исполнительной влас­ти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы государ­ственной власти (например, прокуратура) не могут быть раз­биты на федеральный и органы субъектов РФ в смысле пол­ной самостоятельности последних, поскольку эти органы стро­ятся на основе строгой централизации.

Внутри федеральных органов государственной власти можно выделить группу высших органов — Президент РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитраж­ный Суд РФ, поскольку в подчинении у этих органов или просто в структуре взаимоотношений (у судов) есть и "низ­шие" органы. Но существуют однопорядковые федеральные органы государственной власти, которые "высшими" назы­вать нельзя, т. к. они не образуют структуры, в которой бы существовали их "низшие" звенья (например Конституцион­ный Суд РФ). Вообще же деление на высшие и местные ор­ганы государственной власти и управления — это уже ана­хронизм, оно было свойственно прежним советским консти­туциям. В ныне действующей Конституции РФ отсутствует деление на высшие и местные по причине последовательного построения органов государственной власти на началах де­мократического федерализма и местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ система органов государст­венной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоя­тельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обла­дают всей полнотой государственной власти. Но в основном система органов государственной власти субъ­ектов Федерации, несмотря на ее известную хаотичность, по своей структуре и функциям равняется на федеральную модель.

Органы местного самоуправления образуются самостоя­тельно и весьма разнообразны. Природа этих органов, теоре­тически отражающая отличие государственной власти от самоуправления, на практике мало чем отличается от назна­чения, функций и порядка формирования органов государственной власти. Здесь, однако, в большей мере проявляется выборность, более широко осуществляется связь с населением.

2. В Российской Федерации, т. е. на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти де­лятся на органы законодательной власти, органы исполни­тельной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может назы­ваться органом государственной власти. Такое деление орга­нов государственной власти сформулировано самой Консти­туцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделе­ния властей (ст. 10).

Органы законодательной власти включают: Федераль­ное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органа­ми, т. е. представляющими и выражающими интересы наро­да. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключи­тельным правом на принятие законов — Федеральное Соб­рание для всей территории страны, а органы законодатель­ной власти субъектов РФ для своих территорий. Совет Фе­дерации формируется на основе представительства главы администрации и главы представительного органа каждого субъекта РФ, но и эти должностные лица избираются (или должны избираться) гражданами субъектов РФ. Органы за­конодательной власти всегда состоят из большого числа де­путатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органом законодательной (представи­тельной) власти. Также не являются органами власти аппа­раты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законода­тельной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество ор­ганизационно-распорядительных актов. К числу органов ис­полнительной власти следует отнести и Президента РФ, ко­торый, однако, при этом соединяет в своем лице функции и полномочия главы государства.

В республиках президентского типа, к которым относит­ся и Российская Федерация, эти органы в своей основной Деятельности не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практиче­ски нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами администрации (президентами, губернаторами) субъектов РФ. Органы исполнительной вла­сти обладают компетенцией, закрепленной в законе или ука­зе Президента РФ.

Органы исполнительной власти могут действовать на началах как коллегиальности (например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации), так и единоначалия (министерства). В силу такого различия статусов Правитель­ство РФ может принимать решения только на заседаниях с участием всех членов Правительства, а министр принимает решения и издает постановления самостоятельно, хотя наи­более важные постановления обычно обсуждаются на сове­щательном органе (коллегии) при министре.

Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Некоторые из них выходят прямо на Прези­дента РФ (Министерство обороны, Федеральная служба безо­пасности и др.), другие на Председателя Правительства РФ. Но все равно вся система органов исполнительной власти, включая Правительство РФ, действует под руководством Президента РФ.

Органы судебной власти - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ другие федеральные суды (например, окружные арбитраж­ные суды) и суды в субъектах РФ. Федеральный конститу­ционный закон о судебной системе Российской Федерации предусмотренный Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118), устанавли­вает, что суды в субъектах РФ создаются и действуют как часть единой судебной системы. Судебные органы действу­ют посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

 

 



Просмотров 1109

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!