Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 58. Принцип разделение властей как основа организации и деятельности органов государственной власти РФ



В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном сувере­нитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но, как было сказано выше, нарушения этого принципа избе­жать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот прин­цип как одну из основ конституционного строя. В ст. 10 гово­рится, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны".

Более чем скромное наполнение столь сложного и важ­ного принципа порождает вопросы, ответы на которые дают­ся конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти (главы "Президент Российской Фе­дерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Россий­ской Федерации", "Судебная власть"). Следует помнить, что все эти высшие органы государственной власти в равной сте­пени выражают целостную концепцию народного суверени­тета. Разделение властей есть разделение полномочий госу­дарственных органов при сохранении конституционного прин­ципа единства государственной власти.

Важной особенностью российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это, однако, не означает, что создана некая фигура "дирижера", способного руководить всем "оркестром". Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго раз­деляет их полномочия. Разногласия между властями он мо­жет регулировать только с помощью согласительных проце­дур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Пре­зидент признается главой исполнительной власти (право на­значать Правительство, право председательствовать на за­седаниях Правительства и др.).

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

— законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

— исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотвор­чеством, быть подотчетной главе государства и лишь в неко­тором отношении парламенту;

— между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей пол­ноты власти на одного из них;

— судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

— ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

— споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Кон­ституционным Судом;

— конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя дру­гими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех вла­стей.

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безус­ловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока установ­лены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и на уровне субъектов Федера­ции. Это предусмотрено ст. 77 Конституции РФ.

Может показаться, что соблюдение принципа разделе­ния властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний. Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом при­нимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Соз­дание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов — важнейшее условие политической стабильно­сти и исключения конституционных кризисов.

 

Вопрос 45. Понятие и классификация форм правления. Форма правления в РФ.

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия или республика. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика».

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может включать всю политическую среду. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).

Понятие республики. Признаки республики.Россия согласно ст.1 конституции является государством с республиканской формой правления.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.).

Общими признаками республиканской формы правления являются:

• существование единоличного и коллегиального главы государства;

• выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

• осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

• юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

• обязательность решений верховной государственной власти.

Существование единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и осуществляют свои полномочия в течение определённого срока, установленного Конституцией.

Сейчас многие правоведы поднимают вопрос о том, что, в частности, в России наблюдается перекос этого принципа со стороны судебной ветви власти, выражающегося в том, что судьи практически никому не подконтрольны. В Государственной думе уже не раз поднимался вопрос о пересмотре статуса судей. Возможно, целесообразно ввести в Конституцию России институт выборности судей и ограничить срок исполнения их полномочий.

Осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа выражается в верховенстве закона, подчинения всех органов государственной власти закону, принципе функционирования государственной власти не ради интересов самой государственной власти, а в интересах народа.

Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом выражается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента.

Обязательность решений верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом и подчиняется закону. Так в Конституции России закреплено, что Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.

Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия). Особое распространение получила первая из этих форм.

 

 



Просмотров 3362

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!