:

(936)
(6393)
(744)
(25)
(1497)
(2184)
(3938)
(5778)
(5918)
(9278)
(2776)
(13883)
(26404)
(321)
(56518)
(1833)
(23400)
(2350)
(17942)
(5741)
(14634)
(1043)
(440)
(17336)
(4931)
(6055)
(9200)
(7621)


 

 

 

 



Лучшими из вас[83] будут мои современники[84], затем - следующи за ними[85], а затем - следующие за ними



Имран сказал:

- И я не знаю, сколько раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, повторил эти слова - дважды или трижды(, а потом он сказал): “А на смену им придут люди, которые будут (готовы) свидетельствовать, но их не будут привлекать в качестве свидетелей,[86] которые станут поступать вероломно и будут недостойны доверия, которые станут давать обеты, но не будут выполнять (их), и будет среди них (множество тучных).[87] (Аль-Бухари; Муслим)

510 - Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(, ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься[88]. Начинай же (расходовать свои средства) с тех, кто находится у тебя на попечении.[89] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

511 - Передают со слов Убайдуллаха бин Михсана аль-Ансари аль-Хатми, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем[90], находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило её ему на день. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

512 - Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Преуспеет тот человек, который примет ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным,[91] и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему. (Муслим)

513 - Передают со слов Абу Мухаммада Фадали бин Убайда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Блажен тот, кому был указан путь к исламу и кто имеет достаточно пищи, оставаясь довольным (тем, что имеет). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

514 - Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Часто бывало так, что несколько дней подряд посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приходилось засыпать голодным, и (членам) его семьи (также) не удавалось ничего раздобыть себе на ужин, а хлеб, который они ели, в большинстве случаев был ячменным. (Этот хадис приводит ат- Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

515 - Сообщается, что Фадаля бин Убайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Часто бывало так, что во время молитв, которые посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проводил с людьми, мужчины, стоявшие (в рядах молящихся), а именно - жившие под навесом, падали на пол в (голодном) обмороке по причине крайней нужды, и бедуины говорили: “Эти (люди) - безумцы!”, - что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то после молитвы он подходил к ним и говорил: “Если бы знали вы о том, что (приготовлено) для вас у Аллаха Всевышнего, то обязательно пожелали бы впасть в ещё большую бедность и нужду!” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Достоверный хадис.”)

516 - Сообщается, что Абу Карима аль-Микдам бин Ма`дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть - для питья, а ещё треть - для (лёгкости) дыхания. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

517 - Сообщается, что Абу Умама Ийас бин Са`ляба аль-Ансари аль-Хариси, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в его присутствии заговорили о (благах) этого мира, он воскликнул: “азве вы не слышите? азве вы не слышите? Поистине, ветхость - от веры, поистине, ветхость - от веры!”, - имея в виду (следы) сурового образа жизни. (Абу Дауд)

Под “ветхостью” /базаза/ подразумевается изношенность одежды и отказ от роскошных одежд. Что же касается (следов) сурового образа жизни /такаххуль/, то человеком, живущим подобным образом, /мутакаххиль/, является такой человек, кожа которого высохла от суровых условий жизни и отказа от роскоши.

518 - Сообщается, что Абу Абдуллах Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил нас в поход, поставив во главе нашего (отряда) Абу Убайду (бин аль-Джарраха), да будет доволен им Аллах, (и поручив нам) перехватить караван с продовольствием, снаряженный курайшитами, с собой же он дал нам только кожаный мешок фиников, и Абу Убайда выдавал нам по одному финику (в день).

(Джабира) спросили: “И что же вы делали с ними?” Он ответил: “Мы сосали их подобно тому, как это делают дети, а потом запивали их водой, чего хватало нам на целый день до наступления ночи, а (кроме того), мы сбивали палками листья (кустов,[92] которые едят верблюды), размачивали их в воде и ели. Добравшись до берега моря, мы увидели там нечто вроде огромного песчаного холма, (когда же) мы приблизились к нему, оказалось что это туша животного, именуемого “ `анбар”[93]. (Сначала) Абу Убайда сказал: “Он дохлый!”,[94] - а потом он сказал: “Нет,[95] ведь мы - посланцы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и мы находимся на пути Аллаха! Вы ведь вынуждены сделать это, а (поэтому -) ешьте!” Нас было триста человек, и мы провели около него (целый) месяц(, питаясь его мясом), пока не располнели, и мы вычёрпывали жир из его глазных впадин кувшинами и отрезали от его туши куски мяса величиной с быка, а (однажды) Абу Убайда отобрал тринадцать человек из нас и усадил (всех) их в глазную впадину (этого кашалота), а потом он взял его ребро и установил его (на песке), после чего оседлал самого большого из наших верблюдов и проехал под ним.[96] И мы запаслись вяленым мясом, а когда вернулись в Медину, пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обо всём рассказали ему и он сказал: “Это - пропитание, которое послал вам Аллах! Осталось ли у вас что-нибудь от этого мяса и для нас?”[97] И мы послали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часть этого мяса, которое он ел.” (Муслим)

519 - Сообщается, что Асма бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, сказала:

- укава рубахи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, доходили до запястий.[98] (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

520 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Когда во время битвы у) рва[99] мы копали (этот ров, нам попалась такая) твёрдая земля(, что мотыги не брали её), и тогда (люди) пришли к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказали: “Во рву (нам попалась такая-то) земля.” Он сказал: “Я сам спущусь (туда)”, - а (когда он) поднялся на ноги, (оказалось, что) к животу его был привязан камень(, так как к этому времени) мы уже три дня ничего не ели. (Спустившись вниз,) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, взял мотыгу, нанёс удар (по этой земле) и она обратилась в кучу песка. Тогда я попросил его: “О посланник Аллаха, позволь мне (отлучиться) домой”, - а дома я сказал жене: “Я вижу, что положение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, таково, что дальше терпеть уже невозможно! Найдётся ли у тебя что-нибудь?” Она ответила: “У меня есть ячмень и козлёнок.” И я зарезал козлёнка, а она перемолола ячмень, после чего мы положили мясо в горшок, когда же тесто было из замешано, а мясо в горшке уже стояло на огне и было почти готово, я вернулся к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал (ему): “О посланник Аллаха, у меня есть немного еды, (возьми же с собой) одного-двух человек и пойдём!” Он спросил: “И сколько у тебя еды?”, - и я ответил ему. (Услышав мой ответ,) он сказал: “Хорошо, (это) много! Скажи (своей жене), чтобы она не снимала горшок (с огня) и не вынимала хлеб из печи, пока я не приду!”, - а потом он сказал (людям): “ Вставайте!”, - и мухаджиры с ансарами поднялись (со своих мест), а я вернулся[100] к (своей жене) и сказал (ей): “Горе тебе, пришёл пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, с мухаджирами, ансарами и теми, кто находится с ними!”[101] Она сказала: “А он спросил тебя?”[102], - и я ответил: “Да.” (Подойдя к нашему дому, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал (людям): “Входите и не теснитесь!”, - а потом он начал разламывать хлеб на куски и класть на них мясо, прикрывая горшок и печь, когда он брал из неё (что-нибудь), и придвигая (куски хлеба с мясом) своим сподвижникам, потом (снова) доставал (мясо из горшка). И он продолжал ломать (хлеб) и доставать (мясо), пока все не насытились, после чего что-то ещё и осталось, и тогда он сказал моей жене: “Поешь сама, а остальное раздай другим, ибо, поистине, люди поразил голод!” (Аль-Бухари; Муслим)

В другой версии (этого хадиса, также приводимой в обоих “Сахихах”, сообщается, что) Джабир(, да будет доволен им Аллах,) сказал:

А когда этот ров был выкопан, я заметил, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, испытывает муки голода, и тогда я вернулся к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя что-нибудь? Поистине, я вижу, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мучается от голода!” И она достала мешок, в котором было около одного са` яменя, а кроме того, у нас был ручная козочка. И я зарезал её, а (моя жена) смолола ячмень, закончив (делать это), когда я закончил (свежевать тушу). И тогда я нарезал мясо и сложил его в котёл, а потом вернулся к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (но перед этим жена) сказала (мне): “Не позорь меня перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и теми, к то с ним (придёт)!”[103] Вернувшись к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, я сказал ему так, чтобы никто не слышал: “О посланник Аллаха, мы закололи нашего козлёнка, и я смолол один са` ячменя, (возьми же с собой) несколько человек и приходи (к нам!” Однако услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, громко закричал: “О рывшие ров, Джабир приготовил угощение, поспешите же!”, - а мне он велел: “Ни в коем случае не снимай котёл (с огня) и не начинай печь хлеб, пока я не приду!” И я вернулся домой, а потом пришёл пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, за которым шли люди, а когда я пришёл (домой), жена сказала мне: “Это всё из-за тебя!”[104], - я же сказал (ей): “Я всё сделал так, как ты сказала!” И после этого она достала наше тесто, (что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то) он поплевал на него и призвал на это тесто благословение, потом подошёл к котлу с мясом и (снова) поплевал и призвал, а потом он сказал моей жене: “Позови (какую-нибудь женщину, чтобы она пекла хлеб) вместе с тобой, и вынимай мясо из вашего горшка, но только не снимайте его с огня!” (Пришедших с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, было около) тысячи человек, но, клянусь Аллахом, (все) они поели, а потом оставили (еду) и ушли, после чего наш котёл продолжал издавать всё те же звуки[105], а количество теста не уменьшилось.

521 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) Абу Тальха сказал Умм Суляйм[106]: “Я услышал, что голос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, слаб, и понял, что он голодает! Нет ли у тебя чего-нибудь?” Она сказала: “Есть”, - и достала ячменные лепёшки, а потом взяла своё покрывало, завернула в часть него хлеб и засунула его мне за пазуху, а другой частью обвязала меня и отправила меня к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. И я понёс (этот хлеб), найдя посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с которым находились и другие люди, сидящим в мечети. Я подошёл к ним и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “Тебя послал Абу Тальха?” Я ответил: “Да.” Он снова спросил: “(Он приглашает меня) поесть?” Я ответил: “Да.” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел людям: “Вставайте!”, - и они двинулись (к выходу из мечети), а я побежал вперёд, пришёл к Абу Тальхе и (обо всём) рассказал ему. Абу Тальха сказал: “О Умм Суляйм, пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с людьми, а у нас нечем накормить их!”, - на что она ответила: “ Аллах и посланник Его знают об этом лучше!” И Абу Тальха пошёл встретить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который вошёл в дом вместе с ним и сказал: “Подавай что у тебя есть, о Умм Суляйм!” И она принесла этот хлеб, который раскрошила по велению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а потом Умм Суляйм выдавила на (хлеб) топлёное масло из кожаного мешка, приправив его. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, произнёс над ним то, что было угодно Аллаху, а затем велел: “Впусти десять.” И (Абу Тальха) впустил десять (человек), которые ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он (снова) сказал: “Впусти десять”, - и он впустил их и они ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он (снова) сказал: “Впусти десять”, - и это продолжалось до тех пор, пока не поели и не насытились все, а было их семьдесят или восемьдесят человек! (Аль-Бухари; Муслим)

В другой версии (этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах” сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):

- И (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, продолжал) впускать и выпускать по десять человек до тех пор, пока все не вошли и не наелись досыта, а потом он собрал еду и оказалось, что хлеба осталось столько же, сколько и было, когда они начали есть.

В той версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):

- И так они ели по десять (человек), пока он не проделал это со всеми восемьюдесятью, а потом поел и сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вместе с хозяевами дома, после чего на столе ещё осталась еда.

В другой версии (этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):

- И они оставили (после себя часть еды, которую) отнесли своим соседям.

В третьей версии (этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):

Однажды я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (увидел, что) он сидит в окружении своих сподвижников с перевязанным животом, и спросил кого-то из них: “Почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перевязал себе живот?” (Люди) сказали: “От голода.” И тогда я пришёл к Абу Тальхе, мужу Умм Суляйм бинт Мильхан, и сказал ему: “О батюшка,[107] я увидел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перевязал себе живот, и спросил тех, кто был с ним, (о причине этого, на что) они ответили: “От голода”.” И тогда Абу Тальха вошёл к моей матери и спросил: “Есть ли (у нас) что-нибудь?” Она ответила: “Да, у меня есть несколько кусков хлеба и несколько фиников, и если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, придёт к нам один, то мы (сможем) накормить его досыта, а если с ним будет кто-то ещё, то им этого не хватит.”

(Сказав это, Анас, да будет доволен им Аллах,) передал этот хадис полностью.

 

 


[1] - То есть: разрослись и умножились.

[2] - То есть: уподобим её сжатому полю.

[3] - Кинтар - мера веса, для золота равная 42,3 кг.

[4] - ечь идёт о меченых породистых конях.

[5] - Имеется в виду шайтан.

[6] - То есть: остерегайтесь, чтобы ему не удалось подтолкнуть вас к ослушанию Аллаха, внушив вам уверенность в том, что Он всё простит вам.

[7] - “Такясур” - имеется в виду страсть к приумножению мирских благ и похвальба ими друг перед другом.

[8] - То есть: пока не скончаетесь.

[9] - Имеется в виду следующее: скоро вы узнаете об истинном положении дел и поймёте, что стремиться надо было не к этому.

[10] - Здесь подразумевается, что если бы вы были полностью уверены в этом, то не стали бы стремиться к преходящему, посвящая этому всё своё время.

[11] - Имеется в виду не остров, а область на Аравийском побережье Персидского залива.

[12] - “Джизйа” - подушная подать.

[13] - ечь идёт о том, что мусульмане могут надеяться на обретение мирских благ, которые будут радовать их.

[14] - То есть: заставит забыть о религии.

[15] - Иначе говоря, привлекателен на вкус и на вид подобно хорошему плоду.

[16] - Имеется в виду, что Аллах отдаёт мир этот в распоряжение людей.

[17] - То есть: остерегайтесь искушений, связанных с женщинами.

[18] - Эти слова были сказаны пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он заметил, что некоторые из его сподвижников, копавших вместе с ним ров для защиты от ожидавшегося нападения на Медину курайшитов и их союзников в марте 627 года, начали уставать и были удручены.

[19] - Имеется в виду жизнь вечная.

[20] - Из этого следует, что разумный человек должен уделять основное внимание не этому миру, с которым он рано или поздно расстанется, а миру вечному, не придавая слишком большого значения невзгодам этой жизни.

[21] - См. хадис № 104 и примечания к нему.

[22] - Имеется в виду награда за терпение.

[23] - Здесь сравниваются между собой либо продолжительность существования обоих миров, либо блаженство, которое можно испытать в одном и в другом мире.

[24] - Имеется в виду “харра” - лавовое поле.

[25] - Название горы, находящейся в пяти километрах от Медины.

[26] - Имеется в виду, что награда их будет мала.

[27] - Имеется в виду положение человека в мире этом.

[28] - Под бедственным положением здесь подразумевается гибель.

[29] - “Катифа” - дорогая ворсистая ткань.

[30] - “Хамиса” - название одежды.

[31] - См. примечание к хадису № 106.

[32] - “Изар” - кусок ткани, обматывающийся вокруг бёдер.

[33] - “Аурат” - если речь идёт о мужчинах, то имеются в виду любые части тела ниже пупка и выше колена, а если о женщинах, то - всё тело за исключением лица и кистей рук.

[34] - То есть: не надейся, что ты проживёшь ещё долго, и не откладывай благие дела на потом, так как человек может покинуть этот мир в любой момент.

[35] - То есть: совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учётом неизбежности наступления такого момента, когда эти возможности будут исчерпаны.

[36] - То есть: не старайся завладеть тем, что принадлежит другим.

[37] - Имеется в виду, что по милости Аллаха ячмень, которым питалась Аиша, да будет доволен ею Аллах, не убавлялся до тех пор, пока она не решила измерить его количество, чтобы узнать, насколько ещё его хватит.

[38] - Конкретно речь идёт о трёх земельных наделах в оазисах Фадак и Хайбар, а также в Вади аль-Кура.

[39] - Здесь подразумеваются люди, дожившие до тех времён, когда положение их изменилось к лучшему благодаря тому, что Аллах даровал им уже при жизни.

[40] - Здесь подразумевается всё то, что удаляет людей от Аллаха.

[41] - Имеются в виду виды поклонения, близкие по сути своей к поминанию Аллаха.

[42] - В данном случае речь идёт о безоглядном стремлении к мирским благам, которое заставляет забывать о мире вечном.

[43] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду, что необходимость помнить о Дне воскресения является более неотложным делом, так как этот День может настать в любой момент.

[44] - Иначе говоря, то, посредством чего она будет подвергнута испытанию.

[45] - Здесь подразумевается либо то, без чего человек не в состоянии обойтись, либо то дозволенное, за что с человека не спросится в День воскрсесния.

[46] - “Такясур” - имеется в виду страсть к приумножению мирских благ и похвальба ими друг перед другом.

[47] - Имеется в виду 102-я сура Корана “Страсть к приумножению”.

[48] - То есть: оставив это за собой навечно, сделав для себя запас в мире ином.

[49] - То есть: будь внутренне готов к тому, чтобы терпеть бедность и отказаться от погони за мирскими благами.

[50] - Имеется в виду либо подножие горы, либо верхний край вади, которое заполняется водой потока.

[51] - В течение этих пятисот лет богатые будут отчитываться о том, как они приобрели свои богатства и на что их потратили.

[52] - То есть: задержаны для отчёта о том, как они приобретали и использовали свои богатства.

[53] - Таким образом, эти люди задержаны не будут.

[54] - Лябид - известный доисламский поэт, принявший ислам и проживший очень долгую жизнь.

[55] - Скорее всего под несостоятельностью здесь подразумевается недолговечность.

[56] - “Гайй” - этому слову даются разные толкования, в том числе: зло, воздаяние; название долины в аду.

[57] - Богатейший человек своего времени и современник пророка Мусы.

[58] - То есть: удалённый от милости Аллаха.

[59] - Здесь имеется в виду, что в домах жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу.

[60] - При жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, такими столами пользовались представители знати, считавшие, что склонять голову во время еды ниже их до стоинства.

[61] - Иначе говоря, дорогой белый хлеб.

[62] - Имеется в виду ягнёнок, приготовленный особым образом: сначала его ошпаривали кипятком для того, чтобы удалить волосы, а потом зажаривали целиком, не сдирая кожи. Такие блюда могли позволить себе только богатые и знатные люди.

[63] - Имеется в виду ячменная мука.

[64] - То есть: после приветствий.

[65] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не хотел, чтобы дети этого человека остались без молока.

[66] - Имеется в виду, что люди будут спрошены обо всём том, в чём они превысили меру необходимого, о том, была ли эта пища дозволенной, о том, поблагодарили ли они за это Аллаха и т.д.

[67] - Имеются в виду праведные дела.

[68] - Подразумевается, что это было сказано пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

[69] - То есть: показала нам.

[70] - Киса - вид одежды наподобие плаща или накидки.

[71] - Имеется в виду, что испражнения были твёрдыми и сухими.

[72] - Имеется в виду то, благодаря чему можно поддерживать жизнь, иначе говоря, минимальное количество еды.

[73] - Имеются в виду пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижники.

[74] - Абу Хурайра (“отец кошечки”) - прозвище (кунья) Абд ар-ахмана бин Сахра, передавшего этот хадис. Его прозвали так за то, что он часто носил с собой в рукаве одежды кошку, и чаще всего называли именно так, но в данном случае пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, называет его “Абу Хирр” (отец кота).

[75] - Имеется в виду закят.

[76] - В то время там находилось несколько десятков человек.

[77] - За то, что по Его милости все напились досыта одним кубком.

[78] - Са` - мера объёма (около 4,2 литра).

[79] - Имеются в виду дома жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[80] - См. хадис № 469 и примечания к нему.

[81] - В то время Са`д, да будет доволен им Аллах, болел.

[82] - Имеются в виду соплеменники Са`да, да будет доволен им Аллах, из племени хазрадж, вождём которого он являлся.

[83] - То есть: лучшими из мусульман.

[84] - Иначе говоря, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[85] - То есть: последователи /таби`уна/.

[86] - Возможно, речь идёт о лжесвидетелях или о тех, кто готов давать свидетельства, но, по шариату, в силу определённых причин их нельзя будет принимать.

[87] - Указание на то, что эти люди будут предаваться излишествам в еде и питье, или же на то, что они будут стремиться к накоплению мирских благ.

[88] - Имеется в виду, что обладание всем необходимым человеку для жизни предосудительным с точки зрения шариата не является.

[89] - То есть: прежде всего расходуй свои средства на членов своей семьи.

[90] - Имеется в виду такой человек, семья и имущество котого, как и он сам, недосягаемы для его врагов.

[91] - То есть: то, чего ему будет хватать для удовлетворения его насущных потребностей, и избавит его от необходимости обращаться к людям с просьбами.

[92] - Эти кусты называются “хабат”.

[93] - “`Анбар” - кашалот.

[94] - Абу Убайда, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что, поскольку он дохлый, употреблять его мясо в пищу запретно в силу соответствующего установления шариата.

[95] - Имеется в виду, что Абу Убайда, да будет доволен им Аллах, увидевший дохлого кашалота и сначала решивший, что употреблять его мясо в пищу запретно, изменил своё мнение, так как людям угрожала голодная смерть.

[96] - Абу Убайда сделал это для того, чтобы иметь возможность потом рассказать другим о его размерах.

[97] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал это, чтобы его сподвижники не испытывали никаких сомнений относительно дозволенности того мяса, которым они питались.

[98] - ечь идёт о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, во всём, в том числе и в этом, придерживался золотой середины: более длинные рукава мешали бы ему, а сли бы они были короче, то он страдал бы от жары и холода.

[99] - Имеется в вижу, что это было незадолго до осады Медины курайшитами и их союзниками в апреле 627 года.

[100] - Имеется в виду, что Джабир, да будет доволен им Аллах, пришёл домой немного раньше остальных.

[101] - ечь идёт о вольноотпущенниках и разных других людях.

[102] - Жена Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, уточняет, известно ли пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, о том, что у них мало еды?

[103] - Иначе говоря, жена Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, хотела, чтобы он предупредил гостей о том, что еды у них немного.

[104] - Иначе говоря, увидев, что к дому приближается множество людей, она стала упрекать мужа, так как решила, что он не предупредил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о том, что возможности их ограничены.

[105] - Имеется в виду, что в нём всё ещё продолжало вариться мясо, будто из него ничего не брали.

[106] - Умм Суляйм был женой Абу Тальхи и матерью Анаса, передавшего этот хадис, да будет доволен ими Аллах.

[107] - Абу Тальха не был родным отцом Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими, но он назвал его так из уважения.



1108




allrefrs.su - 2025 . !