Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ



К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам.

Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга и партнера.

С. Кара-Мурза.

Запоминаемость сообщений

Установлено, что запоминаемость и убедительность взаимо­связаны. Чтобы не быть с ходу отвергнутым пассивной памя­тью, сообщение должно чем-то «зацепить» сознание, не пока­заться сразу полной чушью. Но чтобы внедриться в сознание, информация должна быть представлена в такой форме, которая запечатлевается в памяти. Человеку всегда кажется убедитель­ным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения, как, к примеру, назой­ливой песенки из радиоприемника.

Внедренное в сознание сообщение действует уже незави­симо от его истинности или ложности. А. Моль подчеркивает: «На этом принципе основана вся пропагандистская деятель­ность и обработка общественного мнения прессой» [166]. Еще раньше ту же мысль выразил Геббельс: «Постоянное повторе­ние является основным принципом всей пропаганды».

Метод «дятла»

Исследователи пришли к печальному для простого человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запо­минается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражение или одобрение. Поэтому эф­фективность убеждения измеряется числом людей, у которых данное сообщение вызывает определенную реакцию. Направ­ленность же этой реакции несущественна! Тот, кто уставился в экран телевизора и десять раз в день слышит одно и то же сообщение, подвергается манипуляции, даже если каждый раз он задыхается от негодования.

[43]

Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой для ученых — в огромном количестве эмпирического материала. Мастера рекламы знают, что для ее эффективнос­ти неважно, вызывает ли она положительную или отрицатель­ную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти. Так возник особый вид рекламы— «раздражающая», подсознательное влияние которой тем больше, чем сильнее она возмущает или раздражает людей. В истории рекламы известен случай, когда фирма почти утроила оборот благодаря новой рекламе ее ру­башек. Вместо обычного красивого улыбающегося мужчины в рубашке этой фирмы на рекламе был изображен мрачный, кривой на один глаз тип.

Главное — количество повторов! Этот вывод подтвержден многочисленными экспериментами. Приведем только два ис­следования данного вопроса.

Роберт Зайонц из Мичиганского университета продемонстриро­вал в лабораторном эксперименте, что при всех прочихравныхусло-виях чем больше человек подвергается воздействию какого-то кон­кретного объекта, тем привлекательнее оказывается тот [440]. В ходе трех отдельных исследований Зайонц предлагал испытуемым бессмысленные слова, китайские иероглифы и фотографии студен­тов, взятые из ежегодника колледжа. Эти объекты показывали от одного до двадцати пяти раз. Результаты продемонстрировали, что привлекательность каждого данного объекта возрастала по мере увеличения количества показов. Многие последующие исследо­вания подтвердили основной вывод Зайонца: чем чаще человек видит объект, тем сильнее его склонность к этому объекту.

Срабатывает ли повторение с вариациями? Исследование, проведенное Дэвидом Шуманном, иллюстрирует эффектив­ность повторения с вариациями в преодолении износа и оп­ределяет важное условие, при котором вариации оказываются неспособными породить привлекательность [340; 419]. В ходе этого исследования участники наблюдали симуляцию телешоу, наполненную рекламой вымышленной авторучки под названи­ем «Омега-3». Половина участников видела одну и ту же рек­ламу «Омеги-3», показанную один, четыре или восемь раз, в то время как другие участники увидели одну, четыре или восемь различных реклам «Омеги-3» — другими словами, повторения с вариациями. Эти разные рекламные объявления содержали

[38]

одну и ту же информацию об «Омеге-3», но отличались несу­щественными деталями вроде формулировки, типа шрифта и фона. Шуманн также варьировал процесс обработки инфор­мации, содержащейся в рекламе, направляя его по прямому или окольному пути, заставляя некоторых участников думать о рекламе «Омеги-3», так как пообещал разрешить им в конце исследования выбрать из нескольких марок шариковых ручек одну себе в подарок. Другим участникам сказали, что они по­лучат в качестве подарка флакон жидкости для полоскания рта, и, следовательно, у тех не было причин думать о шариковых ручках и «Омеге-3».

Что выяснил Шуманн? Давайте сначала посмотрим, как повлияло повторение рекламы на тех участников, у которых не было стимула слишком задумываться об авторучках, — состо­яние, в котором частенько находимся мы сами, когда смотрим телевизор и рекламу. Когда повторялось одно и то же объяв­ление, мнение участников об авторучке «Омега-3» оказалось более благоприятным после четырех повторений, но менее благоприятным — после восьми; другими словами, имел мес­то эффект износа. Однако когда повторялись разные объявле­ния, мнение участников об «Омеге-3» становилось все более благоприятным с каждым показом. Повторение с вариациями уменьшило скуку и устранило эффекты износа.

У участников, имевших стимул думать об авторучках, износ имел место при повторении как одних и тех же, так и разных рекламных объявлений. Конкретно мнения относительно ав­торучки «Омега-3» стали более благоприятными после четы­рех повторений, но менее благоприятными — после восьми. Для думающих участников даже повторение с вариациями не могло перевесить раздражающие эффекты самого повторения. В этом случае дополнительный показ обеспечил возможность тщательно исследовать и критически проанализировать содер­жащуюся в рекламе информацию.

Загвоздка, разумеется, в том, что мы видим и слышим массу Убеждающих сообщений каждый день, причем видим и слы­шим их по многу раз. Трудно всерьез задумываться над каждым из этих сообщений.

Практический вывод из этих (и аналогичных) исследований манипуляторы сознанием взяли на вооружение: долбить (как дятлы)

[45]

об одном и том же, не давая времени на обдумывание услышанного. С чем мы постоянно и сталкиваемся.

Временной порог восприятия

Специалистами в области информации проведено огромное количество исследований с целью выяснить характеристики сообщений, облегчающие запоминание. Так, обнаружено на­личие критической временной величины («временной объем памяти»): целостное сообщение должно укладываться в проме­жуток от 4 до 10 секунд, а отдельные частицы сообщения — в промежутки от 0,1 до 0,5 секунды.

Чтобы воспринять рассуждение, которое не укладывается в 10 секунд, человек уже должен делать особое усилие, и мало кто его пожелает сделать. Значит, сообщение просто будет от­брошено памятью. Поэтому нередко квалифицированные ре­дакторы теле- и радиосообщений доводят текст до примитива, выбрасывая из него всякую логику и связный смысл и заменяя его ассоциациями образов, игрой слов, пусть даже глупейшими метафорами, что особенно заметно в рекламных роликах.

Эмоциональная память

Большое число исследований посвящено изучению влияния эмоциональных элементов сообщения на его запоминаемость. Во всем балансе разных видов памяти (образной, словесной, звуковой и т. д.) главной для манипуляции сознанием является именно эмоциональная память. Запоминается и действует пре­жде всего то, что вызвало впечатление. Само слово говорит за себя — то, что впечаталось.

Вообще эмоциональная память — это память на эмоцио­нально окрашенные события. Память эмоциональная имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные пережива­ния. Память эмоциональная может быть прочнее других видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остает­ся только чувство, впечатление.

Установлено, что события чрезвычайной важности запуска­ют особый механизм памяти эмоциональной, который произ­водит

[46]

запись всего, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали «яркой памятью». Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных вос­поминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина, тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участву­ют. Таким образом, эмоционально окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения ней­тральных воспоминаний [37, 376].

Исследователи задались целью выяснить, почему о нега­тивных, страшных, опасных событиях у людей остаются более подробные воспоминания, чем о позитивных. Оказывается, при получении неприятного опыта резко активизируется об­ласть мозга, отвечающая за обработку эмоций, и детали проис­ходящего в буквальном смысле врезаются в память. Это очень полезный механизм: в том случае если подобная неблагопри­ятная ситуация когда-нибудь повторится, человек будет к ней готов и отреагирует должным образом. Эта особенность нега­тивной информации издавна использовалась в практической деятельности.

Когда в парусном флоте молодого, только что пришедшего на корабль юнгу начинали учить сложным названиям парусов и такелажа, обычно это делал боцман, держа в руке линь — кусок тонкой веревки с узлами. Указав на какую-нибудь снасть, боцман произносил ее название, а потом лупил юнгу по спине линем, что­бы тот лучше запомнил. Только представьте: «Это фок-стеньга-стаксель!» Удар по спине. «Запомнил?» Как тут не запомнишь!

Однако под действием сильных эмоций память здорового человека может давать и неожиданные сбои, при которых мож­но потерять память на длительное время.

Например, девушка с Сицилии в семнадцатилетнем возрасте потеряла способность запоминать что-либо, испугавшись бом­бежки в 1944 году. Десять последующих лет она пребывала в по­лусонном состоянии. А в 1955 году ее «вылечил» американский истребитель с авианосца, преодолевший над ее домом сверх­звуковой барьер. В тот момент, когда она услышала страшный грохот, к ней мгновенно вернулась память. Но десять лет были абсолютно вычеркнуты из ее жизни — она их не помнила!

Любая информация, если она не подкреплена «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется другой информацией.

[41]

Роль самых разных чувств в запоминании тщательно «взве­шена», так что существует целый ряд математических моделей, позволяющих делать количественные расчеты, «конструируя» передачи и выступления политиков. Одни сообщения целе­направленно внедряются в долгосрочную память, другие — в краткосрочную, а третьи используются как нейтральное при­крытие, создающее общее впечатление правдоподобности.

Знаю — значит верю

Эффект узнавания в манипуляции сознанием играет клю­чевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. Это становится предпосылкой согласия адресатов воздействия с манипулятором — он воспринимается как свой. Для «захва­та» получателей сообщения узнавание значительно важнее со­знательного согласия с его утверждениями. Поэтому так важно намозолить людям глаза с телеэкрана. Именно этим объясня­ется борьба, которую ведут кандидаты за телеэфир в ходе изби­рательной кампании.

При этом решающую роль играет то, что получило название «административный ресурс». Сыграл он свою роль и на выбо­рах президента России в 2008 году. Кандидат «партии власти» Дмитрий Медведев отказался от теледебатов с другими канди­датами (тем самым лишив их дополнительного телеэфира), но по должности ежедневно светился на всех каналах в выпусках новостей (до половины времени всего выпуска новостей).

Законы запоминания

Действуя через средства массовой информации, манипуля­торы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому для них гораздо важнее создать поток сумбурных со­общений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает и примет осознанное решение. Ведь решение это мо­жет быть не в пользу отправителя информации. Сумбурные же сообщения откладываются в дремлющих слоях памяти и дейст­вуют подспудно, больше на предсознание. При этом срабаты­вают следующие законы.

Закон края. Помните в «Семнадцати мгновениях весны» Юлиана Семенова: «Штирлиц знал, что запоминается начало и конец разговора...». Впервые подобная зависимость установ­лена немецким психологом Г. Эббингаузом (1850—1909), затем она была подтверждена в исследованиях других психологов: из расположенных в ряд данных элементы, находящиеся в начале ив конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в се­редине.

Еще в XIX веке была получена экспериментальная «кри­вая U». Десяткам людей предлагали просмотреть на ленте (или прослушать через фонограф, или с голоса экспериментатора) длинный ряд слов или картинок, или чисел, или разнообраз­ных значков, затем просили повторить все, что запомнилось, и подводили итог: подсчитывали, сколько единиц ряда люди запоминали, а сколько и какие упускали.

Когда в первый раз получили U-образную кривую, стали всячески варьировать опыты: брали людей с разными типами памяти, разного возраста, меняли экспериментаторов и т. д. Эффект подтверждался неизменно: большинство людей в большинстве случаев несравненно лучше запоминали именно начало и конец, а не середину.

Именно поэтому ораторы-профессионалы наиболее тща­тельно работают над началом и концовкой выступления. Поэ­тому прожженные политики, борясь за голоса избирателей, те из своих обещаний, которые не собираются выполнять, поме­щают в середину выступления: их точную формулировку никто не запомнит, и впоследствии легче будет избежать обвинений в преднамеренной лжи.

Закон незавершенного действия. Незаконченное действие за­поминается прочнее, помнится дольше законченного.

Обращали ли вы внимание на то, что нерешенная задача помнится лучше, чем решенная? Это так называемый эффект Зейгарник.

В среднем запоминание незаконченного действия на 50 % лучше. То есть торможение в отношении незаконченного дейст­вия менее заметно. Этот феномен впервые был описан извест­ным советским психологом Б. В. Зейгарник в 20-х годах XX века.

Можно предположить, что незаконченное действие сопро­вождается эмоциональным напряжением, которое и усилива­ет запоминание. Кстати, этим эмоциональным напряжением °бъясняется нежелание ребенка прекращать игру по первому

[50]

требованию взрослых. Он должен завершить действие, иначе это вызовет душевный дискомфорт.

При незавершенном действии не удовлетворена потреб­ность в достижении результата. Таким образом, происходит закрепление промежуточного результата как необходимого условия продолжения деятельности. Ведь если не держать в памяти неоконченное действие, то его невозможно будет за­кончить.

Напротив, завершенное действие способствует забыванию. Этим объясняются такие, например, явления: студент, сдав­ший экзамен, часто ничего не помнит уже на следующий день, и т. д.

Закон эмоций. Чем больше эмоций вызывает информация, тем лучше она запоминается. Эмоции оживляются ассоциаци­ями, новыми образами и сообщениями, которые их «будят». При этом для манипулятора даже неважно, как отнесся чело­век к сообщению, которое он запомнит непроизвольно.

Закон интереса. Информация, вызывающая интерес или лю­бопытство, запоминается легко.

«Чтобы переваривать знания, — писал Анатоль Франс, — надо поглощать их с аппетитом». Пользоваться этим законом — значит найти пути возбуждения интереса при восприятии, а соответственно, и включения непроизвольного запоминания.

Закон усиления первого впечатления. Чем сильнее первое впе­чатление от запоминаемого, тем ярче образ; чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее.

Отсюда задача — всеми средствами усилить первое впечат­ление от запоминаемого.

Закон одновременных впечатлений. Представления, возника­ющие одновременно, имеют свойство вызывать ассоциации. Этот закон приведен Аристотелем (IV в. до н. э.) в трактате «О памя­ти и вспоминании».

По запаху знакомых духов вспоминаются встречи с люби­мым человеком (об этом знаменитый рассказ ОТенри «Мебли­рованная комната»). А индейцы племени майя в момент како­го-нибудь важного для юноши события давали ему понюхать сильно пахнущее вещество, и всю жизнь, почувствовав этот за­пах, человек сразу же вспоминал картины важного увиденного им события... Каждый припомнит что-то подобное.

[44]

Закон од­новременных впечатлений использован в НЛП при создании техники «якорения».

С помощью данного закона разработаны некоторые прак­тические рекомендации. Если вам трудно вспомнить что-либо, нужно вызвать в памяти максимум одновременных впечатле­ний. Представления, возникающие друг за другом, при вос­поминании вызывают все новые, но не предыдущие. Поэтому легко, к примеру, произнести алфавит в привычном порядке и трудно в обратном.

Эффект Бартлетта

При изучении процессов памяти психологи обнаружили яв­ление «дремлющего эффекта»: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в мо­мент непроизвольного запоминания, с течением времени, «от­лежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней [111,174—176].

Действительно, в процессе убеждения фактор времени нередко дает эффект «замедленного действия». Впервые это явление было отмечено еще в 1932 году английским психоло­гом Фредериком Бартлеттом [328] и получило в дальнейшем название по его имени — эффект Бартлетта. Условием для его возникновения обычно служит передача и восприятие аудито­рией сообщения, в котором отстаивается одна сторона спор­ного вопроса, но при этом дается путаная или просто слабая его аргументация. С течением времени реципиенты проявляют устойчивую тенденцию забывания осложняющих вопрос дета­лей.

Обычно такие сообщения сразу же после коммуникаци­онного акта оказывают наименьшее воздействие. Однако со временем, т. е. по мере забывания явных недоговорок или про­тиворечий в аргументации, они могут оказать несколько боль­шее, чем первоначальное, воздействие.

Данные, подтверждающие эффект Бартлетта в процессе за­медления убеждающего воздействия, содержатся также в работе Д. Папагеоргаса [400, 61—67], который в отличие от Бартлетта лишь констатировал отмеченное явление и высказал гипотезу относительно его причин. Папагеоргис попытался дать объясне­ние этому эффекту и подтвердить его экспериментально.

[52]

Во время второй мировой войны Ховленд и его коллеги [370] изу­чали эффективность пропагандистского фильма «Битва за Брита­нию». Они обнаружили, что максимальной действенности фильм достиг через 10—11 недель после показа, при этом она намного пре­высила влияние, оказанное на аудиторию сразу же после показа.

Исследователи предположили, что, имея какое-то мнение или установку определенной направленности относительно конкретного объекта, адресат не проявляет большой готовности изменить их немедленно после полученного сообщения. С те­чением времени острота реагирования, вызванная имеющимся мнением или установкой, притупляется из-за забывания, что в конечном итоге создает предпосылки для смещения точки зре­ния в сторону той, которая излагалась в сообщении. Однако это предположение не было подтверждено экспериментально.

По другой, более поздней гипотезе тех же авторов, замед­ленное действие могло возникнуть как следствие того, что убеждающее сообщение, не вызывая немедленных изменений, обостряет чувства адресата для восприятия и дальнейшей пси­хической переработки аналогичного по своей направленности материала [371]. Косвенное подтверждение справедливости этой точки зрения на феномен «замедленного действия» содер­жит экспериментальная работа Р. Лана, в которой особо под­черкивается обострение внимания адресатов к информации, подтверждающей правильность предлагавшегося изменения мнения или установки [382]. -

Впоследствии была предложена еще одна интерпретация этого явления. Если убеждающее сообщение осуществляется в условиях, которые вызывают в сознании адресата неблаго­приятные ассоциации, особенно касающиеся источника ин­формации, то первоначальный эффект воздействия снижается прежде всего именно этими ассоциациями. Но со временем дополнительная, не содержащаяся в сообщении информация забывается, теряет свою остроту или отделяется от сообще­ния. В результате эффект изменения установки проявляется более отчетливо. Таким образом, фактором для срабатывания эффекта замедленного действия является более быстрое забы­вание того, что не имеет прямого отношения к содержанию информации, чем забывание содержания самого убеждающего сообщения.

[46]

Все эти гипотезы привели к созданию концепции «спящего эффекта», в котором сочетается взаимодействие фактора време­ни и фактора субъективной оценки источника информации. Суть этого эффекта заключается в том, что забывание источника полу­ченных сведений происходит быстрее, чем забывание содержания воспринятого и понятого сообщения. Динамика этой закономер­ности неоднократно становилась объектом самых тщательных измерений и во всех без исключения случаях подтверждалась как устойчивая тенденция. Результаты, полученные в ходе исследова­ний, отражают динамику сохранения в памяти реципиентов тех сообщений, которые вызвали первоначальное несогласие с пози­цией источника информации и тенденцию забывания источника, с которым реципиент был сначала не согласен [362,284].

Исследования этой проблемы полностью отвергли точку зрения относительно ослабления достигнутого эффекта с тече­нием времени и дали теоретические основания для осущест­вления на практике такого убеждающего и внушающего ин­формационного воздействия.

Забывая впоследствии происхождение предложенного взгляда, мнения или оценки, адресат воздействия начинает, как правило, соглашаться с этим взглядом, мнением или оцен­кой даже в случаях значительного противоречия ранее занима­емой собственном позиции [371, 391].

Исследователи предоставляли контрольным группам тексты, содержание которых было направлено на изменение существующих в сознании аудитории установок по ряду спорных вопросов. Перемен­ной величиной в этих экспериментах было лишь отнесение текстов к двум различным источникам, субъективно рассматриваемым ауди­торией как заслуживающие и как не заслуживающие доверия.

Немедленное измерение достигнутых изменений во мнениях показало значительную разницу в зависимости от авторитета источников. В группах, которым предъявлялись тексты, припи­сываемые заслуживающим доверие источникам, доля изменивших мнение достигала в среднем 23 %. Эта же доля не превысила 8 %, когда те же тексты приписывались источнику, не заслуживающе­му, по мнению аудитории, большого доверия. Очевидно, что разни­ца в изменениях не могла быть объяснена различиями во внимании или понимании, поскольку аудитории предоставлялось абсолютно одинаковое количество информации и в одинаковой форме.

[47]

По истечении четырех недель изменения были замерены по­вторно. При этом выявилось снижение числа согласившихся с ис­точником, пользовавшимся доверием, и повышение числа разделив­ших мнение источника, не пользовавшегося доверием аудитории. Это парадоксальное явление было объяснено тем, что с течением времени отношение к источнику переставало быть отчетливым и, как следствие, реакция недоверия, чувство подозрительности со стороны аудитории постепенно исчезали. Аудитория помнила лишь содержание сообщения.

Дальнейшие исследования «спящего эффекта» подтверди­ли характер информации, передача которой повышает веро­ятность его возникновения и функционирования. Итоги этих исследований показали, что принятие ранее отвергнутых уста­новок или мнений оказывается более вероятным в тех случаях, когда объекты установок или мнений имеют скорее обобщаю­щий, чем конкретизированный, характер.

«Спящий эффект» сегодня успешно эксплуатируется в рек­ламной и пропагандистской деятельности. Навязываемые ус­тановки, многие из которых первоначально отвергаются адре­сатами воздействия, с течением времени дают свои всходы и оказывают в дальнейшем определенное влияние на поведение адресатов.

Подпороговое воздействие

Установлено, что процессы восприятия нелинейны, они имеют четко выраженные пороги. Сознания человека достига­ют только те сигналы, которые по своей силе и продолжитель­ности превышают некоторый порог, а остальные, более слабые и краткосрочные сигналы (шумы) не воспринимаются. Но что с ними происходит?

Ответ на этот вопрос был получен в серии экспериментов американского психолога Джеймса Вайкери. Он договорился с владельцем кинотеатра в Нью-Джерси и провел такой опыт: поставил второй кинопроектор, который в промежутках между кадрами кинофильма на короткое мгновение (0,003 секунды) проецировал на экран слова «Кока-кола» и «Ешьте поп-корн» (воздушную кукурузу). Эти сигналы были ниже порога воспри­ятия, так как сознание фиксирует зрительные образы, которые находятся в поле зрения не менее 0,05—0,06 секунды.

[56]

Сигналы, посылаемые вторым проектором, сознание зафиксировать не могло. Даже те, кто был предупрежден о втором проекторе, не смогли заметить этих кадров. Но глаз-то их видел, и Вайке­ри предположил, что сигналы отпечатываются где-то в предсознании.

Эти опыты продолжались несколько месяцев и давали ус­тойчивый результат: на тех сеансах, на которых включали вто­рой кинопроектор с рекламой, продажа кока-колы в буфете выросла на 16 %, а продажа воздушной кукурузы — на 50 %. При насыщенном рынке для рекламы подобных продуктов та­кая эффективность была беспрецедентной.

Но главное заключалось в сразу же понятой специалистами новой огромной возможности манипулирования поведением человека с помощью сигналов, посылаемых ему с интенсив­ностью выше «порога регистрации» (глазом, ухом, обонянием), но ниже «порога восприятия» (сознанием). Это получило на­звание воздействия на подсознание на уровне подвосприятйя (subperception). Вскоре после опытов Вайкери публикации об исследованиях в этом направлении практически исчезли из от­крытой печати, перейдя в разряд засекреченных.

ПСИХОЛОГИЯ ПОДЧИНЕНИЯ

Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает.

Ж. Местр.

Лучше спокойно подчиняться, чем властвовать самому.

Тит Лукреций.



Просмотров 971

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!