Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ



Центр нашего сознания бессознателен,

так же как ядро Солнца — темно.

А. Амьель.

Все властители мира, все основатели религий или государств, апостолы всех верований, выдающиеся государственные люди и, в сфере более скромной, простые вожди маленьких человеческих общин всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы и часто — очень верно. Именно благодаря этому пониманию они и становились властелинами толпы.

Г.Лебон.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В МАНИПУЛИРОВАНИИ

Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно.

А. Эйнштейн (из письма 3. Фрейду).

Люди в общем и целом переживают свое состояние как бы наивно, не отдавая должного его глубинному содержанию.

3. Фрейд.

Задача манипуляторов сознанием — трансформация взгля­дов, мнений, установок адресатов их воздействия в нужном манипуляторам направлении. При этом искушенный манипу­лятор задействует и сознательные, и бессознательные состав­ляющие психики, и это дает ему огромное преимущество.

[31]

Сознание и бессознательное

Сознание — один из аспектов духовной жизни, соотне­сенность субъекта переживания «Я» с внутренним и внеш­ним предметом (предметное сознание) и соотнесенность его с собою (самосознание как знание о тождественности лич­ности, «Я» в меняющихся актах осознания). В этом смысле «сознание» является «сопутствующим знанием», «знанием знания» в единстве сознаваемого (содержание сознания, объект), сознающего («Я», субъект) и самого акта осознания, всегда направленного на что-то (интенциональность созна­ния) [179, 1133].

Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокуп­ность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание — всегда осозна­ние чего-либо), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным ха­рактером, различной степенью (уровнем) ясности.

Сознание любого индивида уникально, но не произволь­но— оно обусловливается внешними по отношению к со­знанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).

Изучение сознания сталкивается с двумя основными труд­ностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результа­те специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания). По данным само­наблюдения, сознание лишено собственной психологичес­кой специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляю­щие содержание конкретных психологических функций [132, 327-328].

[32]

З. Фрейд трактовал сознание как своего рода систему, стре­мящуюся к самосохранению. Он отверг бытовавшее тогда отождествление психики с сознанием и взгляд на сознание как на поток мыслей и переживаний. Работа сознания не сводится к внутреннему восприятию содержаний, она жизненно важна для сохранения человеческого «Я», которое являет собой осо­бую инстанцию (подсистему личности), решающую собствен­ные задачи [268,429].

Бессознательное (англ. unconscious) — понятие, обознача­ющее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о бессозна­тельном в психологии была начата 3. Фрейдом, который пер­вым обратил внимание на то, что многие человеческие дейс­твия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. На се­годняшний день выделяется пять классов проявлений бессо­знательного.

1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их соци­альной неприемлемости или рассогласования с другими потреб­ностями, мотивами и установками личности.

2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фик­сированной установки), обеспечивающие беспрепятствен­ное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации име­ющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и ав­томатизации они перестают осознаваться.

3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объек­тов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают ре­гулирующее влияние на протекание его деятельности.

4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как ху­дожественные образы, научные открытия, проявления интуи­ции, вдохновения, творческого озарения и др.).

[33]

5. Структуры общественного бессознательного — неосоз­наваемые языковые, культурные, идеологические и другие схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре [37, 57].

Понятие о бессознательном составляет ядро психоанализа.

Психоанализ (англ. psychoanalysis) — направление в пси­хологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце ХIХ — первой трети XX века.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевти­ческой практики, а также анализ различных явлений нормаль­ной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, оговорок, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в цент­ре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация.

Впервые в едином теоретическом контексте были постав­лены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характе­ристик психики, ее структурной организации и психодина­мики.

Фрейдом была разработана динамическая модель психи­ки, включающая представление о трех ее сферах — сознатель­ном, предсознательном (подсознательном), близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от пер­вых двух особой психической инстанцией — цензурой.

Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; 2) оказывает сопротив­ление активному бессознательному, стремящемуся прорвать­ся в сознание. Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах [37,424].

Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из следующих компонентов: биологического (Ид), индивидуаль­но-личностного (Эго) и социального (Супер-Эго). Под Ид (или Оно)

[39]

понималась наиболее примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетичес­ки первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Эта инстанция не признает никаких конфликтов и противоречий. Она изна­чально иррациональна и аморальна. Ее требованиям вынужде­на служить другая инстанция — Я (или Эго). Вместе с тем Эго следует принципу реальности и вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма — с одной стороны, ответными двига­тельными реакциями — с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воз­действий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящими от Ид).

Особое значение было придано Супер-Эго, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирую­щим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследст­венного опыта, а Эго — индивидуального, то Супер-Эго — продукт влияний, исходящих от других людей (родителей и окружающей социальной среды) [268,428—429].

«Оно» — наименее структурированная часть сознания, так как представляет сферу инстинктов. В ней нет дифференциа­ции причинно-следственных отношений, понятий пространст­ва и времени (все существует в неопределенном времени). Эта часть сознания лишена контактов с внешним миром и не знает различий между внешней реальностью и субъективной сферой. Ее деятельность подчинена только принципу удовлетворения потребностей («Несмотря ни на что»!). Влечения «Оно» не под­лежат оценке по шкале «хорошо — плохо», «нравственно — без­нравственно», подобно тому, как не оцениваются природные явления. «Я» дифференцируется из «Оно», и его основной фун­кцией становится зондирование реальности и взаимодействие с Ней. «Я» преобразует (в том числе сублимирует) энергию «Оно» в социально приемлемое поведение, одобряемое «Сверх-Я». Таким образом, «Я» социализирует требования «Оно» и дела­ет их приемлемыми для личности и ее «Сверх-Я». Можно ска­зать, что «Я» — это уровень, на котором происходит соединение внутреннего мира («Оно») и внешнего («Сверх-Я»).

[35]

«Я» осуществляет защиту против аффектов, определяет не­обходимость сдерживания проявлений собственных инстинк­тов. В процессе развития, при переходе от принципа удоволь­ствия к принципу реальности, «Я» становится враждебным инстинктам, а когда требования инстинктивных импульсов становятся чрезмерными, то враждебность «Я» по отношению к ним возрастает до уровня тревоги, что и порождает конфликт. Поэтому «Я» предстает носителем устойчивых оценок поведе­ния лишь тогда, когда человек находится в привычных услови­ях. Критические ситуации ведут к изменению личности. Под гипнозом, в глубокой медитации, при полной продолжительной изоляции человек теряет свое «Я» [93,105]. Конфликт или противоречие между сознательным и бессознательным («Оно» и «Я») либо между «Я» и «Сверх-Я», отражающим принятые личностью социальные нормы, провоцирует формирование за­щиты [266, 312]. На этом пути «Я» и «Сверх-Я» начинают фор­мировать механизмы, позволяющие поддерживать прочность возникших границ. Структура «Я» постепенно оснащается на­бором подсознательных защит, а структура «Сверх-Я» — набо­ром осознаваемых стереотипов.

«Сверх-Я» формируется частично из «Я», а частично путем присвоения запретов, моральных норм и социальных устано­вок, погруженных образов родителей и воспитателей. Эта часть сознания выступает как источник моральных установок личнос­ти и, управляясь осознаваемыми стереотипами, ощущается как вина, совесть. Из этого материала «Сверх-Я» воздвигает иде­альный стандарт— совокупность требований, в соответствии с которыми сексуальность ограничена, а агрессия объявляется -асоциальной. И то и другое несовместимо с психическим здоро­вьем. Вместе с тем, когда у человека снимается защита, установ­ленная по настоянию «Сверх-Я», у него возникает чувство вины и тревоги. Поскольку «Сверх-Я» более доступно сознанию, чем «Я», постольку снижение требований «Сверх-Я» до разумного уровня — одна из базовых задач воспитания. В противном случае личность оказывается враждебной к собственным инстинктам и неспособной к наслаждению. Замещение инстинктивной цели в соответствии с идеалом и высшими социальными ценностя­ми (сублимация) предполагает знакомство с этими ценностями, что определяет достаточно позднее созревание «Сверх-Я».

[36]



Просмотров 1256

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!