Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МАНИПУЛИРОВАНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ



Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.

Ф. Ларошфуко.

С целью выяснения степени распространенности такого яв­ления, как манипуляция, нами проведен анкетный опрос груп­пы респондентов.

В качестве таковых выступили 460 руководителей разного уровня: директора, главные инженеры, начальники служб и отделов предприятий Министерства промышленности Рес­публики Беларусь и концерна «Беллесбумпром» (145 человек), начальники цехов и их заместители (65 человек), начальники отделов кадров и их заместители (50 человек), руководители среднего звена коммунальных служб (95 человек) и негосу­дарственных фирм (105 человек).

В разных группах от 70 % до 82 % респондентов указали, что им доводилось быть свидетелями, как некто манипулирует дру­гими на работе.

Значительная доля респондентов сообщила, что им дово­дилось быть жертвами манипуляций на работе: по всем рес­пондентам — 33 %, по имеющим высшее образование — 37 %, женщинам — 41 %, мужчинам — 31 %, молодым руководите­лям — 40 %, старшего возраста — 29 %.

На тот же вопрос относительно семьи результаты таковы: 29 % всех опрошенных (независимо от возраста) указали, что им дово­дилось часто или очень часто быть жертвой манипуляций; рес­понденты с высшим образованием и женщины — по 26 %, муж­чины — 31 %. В других сферах жизни намного меньше — 13±2 %.

43 % респондентов признают, что сами манипулируют на рабо­те, 28 % — в семье, с высшим образованием—соответственно 36 % и 30 %. Женщины в семье манипулируют больше, нежели мужчи­ны (38 % против 23 %), старшие руководители — больше младших (на работе 48 % против 38 %, в семье — 34 % против 22 %).

Крайне важными представляются следующие ответы: 85— 88 % респондентов желали бы научиться манипулировать, 92— 95 % — защищаться от манипуляций.

[16]

Таким образом, можно определенно утверждать, что мани-пуЛИр0вание является социально значимым и широко распро­страненным явлением [291].

На распространенность манипуляций в западном обществе указывал Эверетт Шостром [307]. Он знакомит нас с манипуля­тором, показывает его портрет. Всмотритесь, говорит он, мани­пулятор подстерегает нас везде и всюду. Это и бойкий продавец, уговаривающий нас купить товар, и родитель, «организующий» карьеру своим детям, и преподаватель, читающий лекции спи­ной к аудитории, и ребенок, требующий купить понравившуюся игрушку, и руководитель, использующий время и таланты под­чиненных в своих корыстных целях, и муж, превративший свою жену в домработницу, и, конечно, «народный избранник», обе­щающий избирателям то, чего не может выполнить, и т. д., и т. п.

Распространенности манипулирования в обществе спо­собствуют несколько обстоятельств.

1. Манипуляция как технология скрытого управления дает власть над людьми. А власть, как известно, сильнейший нар­котик.

Представим, что некто — вынужденно или сознательно — провел успешную манипуляцию. Скажем, переложил на кого-то свою работу и ответственность за нее. Насладился получен­ным результатом. Но вот возникла другая проблема или работа. Бросится ли он на ее исполнение или, памятуя о предыдущем успехе, прежде всего подумает, как бы вновь переложить все на кого-то другого? Жизнь показывает, что он скорее пойдет по второму пути. А поскольку от случая к случаю его опыт бу­дет нарастать, а с ним и искусство манипулирования людьми, то он почувствует вкус именно к манипулятивным действиям. Тем более что каждая победа дает ощущение власти над людь­ми и наслаждение этой властью.

Подмечено, что «из всех страстей человеческих, после са­молюбия, самая свирепая — властолюбие... Ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как власто­любие» (В. Г. Белинский).

Автору не раз приходилось становиться свидетелем того, как неловкие поначалу манипуляторы через несколько лет представали истинными асами манипуляции, и это лишь под­тверждает приведенное выше рассуждение.

[15]

2. Как справедливо указывает С. Кара-Мурза, «подавляю­щее большинство граждан не желает тратить ни душевные и умственные силы, ни время на то, чтобы просто усомниться в сообщениях. Во многом это происходит потому, что пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критичес­ки перерабатывать каждый сигнал. На это никаких сил не хва­тит...» [111,23].

3. Распространенности манипулирования способствует и готовый инструментарий — наличие высокой техники мани­пулирования, накопленной людьми, отлаженные механизмы управления человеком.

Так, Э. Фромм пишет: «В кибернетическую эру личность все больше и больше подвержена манипуляциям. Работа, потреб­ление, досуг человека манипулируются с помощью рекламы и идеологии... Человек утрачивает свою активную, ответс­твенную роль в социальном процессе, становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создает ему большие неудобства; фактически он уже есть тот, кем он должен быть. Если он пытается быть самим собой, то в полицейских государствах ставит под угрозу свою свобо­ду и даже жизнь, в демократическом обществе — возможность продвижения или рискует потерять работу и, пожалуй, самое главное, рискует оказаться в изоляции, лишенным коммуни­кации с другими».

4. К сожалению, нередко «инкубаторами» манипуляторов являются семья и школа. То, как учатся манипулировать дети у своих родителей, ученики у учителей, студенты у преподава­телей, подробно описано в моей книге «Психология манипулиро­вания» [298].

5. По мнению Эриха Фромма [Фромм, 1992], еще одним ин­ститутом, способствующим манипулятивным тенденциям, яв­ляются рыночные отношения, приводящие к формированию такой суммы знаний о человеке, которая необходима лишь для управления им и контролирования его поведения. Как извест­но, в условиях рынка человек уже не столько человек, сколько потребитель. Рынок стремится обезличить людей, лишить их индивидуальности. Каждая страна, входящая в рыночные от­ношения, избежать этого не может. Отношения между людьми,

[19]

считают многие ученые, — это проекция общественных отно­шений. Поэтому нельзя рассматривать личность и ее отноше­ния с другими вне этого контекста. Индивидуальное — есть определенное отражение социальной реальности.

6. Вместе с тем человеческие отношения регулируются и претерпевают влияние со стороны общекультурных ценност­ных установок, характерных для данного этноса. Они во мно­гом связаны с национальными, социокультурными нормами, с ментальностью, являющейся интегральной характеристикой отношений человека и культуры. Различные культуры в разной степени создают предпосылки для манипулятивной деятель­ности независимо от складывающихся рыночкых отношений. I Российский исследователь Л. И. Рюмшина считает, что прагматичные и монологичные, так называемые Я-независи-мые, культуры создают почву для манипуляций. Первые — за счет ориентации на стремление к получению материальной выгоды, монологичные — за счет стремления к контролю над другими и отстраненности от них при сосредоточении на собст­венном «Я». Монокультурный подход характерен для западно­европейской и североамериканской культуры. Я-независимые более, чем Я-зависимые культуры, ориентированы на успех, власть. Естественно, в этом стремлении они чаще подвергают­ся риску, попадают в ситуацию неопределенности, в связи с чем выше вероятность использования манипуляций отдельными гражданами и снисходительного отношения к ним общества. Согласно французскому ученому Московичи, для западного типа общественного устройства характерно то, что оно опира­ется на контроль над средствами информации. Поэтому види­мое господство подменяется внутренним невидимым (манипу­лятивным) господством. Восточноевропейские же, азиатские, южноевропейские, латиноамериканские культуры ориентиру­ются на установление эмоциональных контактов с другими, на соответствие им, что позволяет отнести их к Я-зависимым культурам. При таком подходе, по мнению ряда ученых, фор­мируется взгляд на «Я» как личность зависящую, неотличимую от других [228,18, 19].

[17]

Кроме социокультурных, существуют еще и предпосылки, со­здаваемые тем или иным общественным устройством. Так, то­талитарные режимы в силу недоверия и стремления жестко кон­тролировать общественную ситуацию обесценивают человека, превращают его в «винтик, механизм», которым можно манипу­лировать. Демократические устройства, напротив, предполага­ют признание права на свободу граждан, что в целом уменьшает количество манипуляций [228, 20]. Однако при режиме псевдо­демократии число манипуляций отнюдь не уменьшается: просто одни заменяют другими.

Относительно русского этноса есть некий противовес рас­пространению манипулятивных установок. Об этом также пи­шет Л. И. Рюмшина: «Исходя из особенностей русского этноса, можно говорить, что предпосылки для использования других в собственных целях отсутствуют в нашей ментальное™. Слит­ность «Я» с другими при выраженности жертвенности и жалос­ти будет препятствовать этому, точно так же, как и преоблада­ние эмоционального над рациональным, значимость любви, страданий и лишений. В отличие от американской культуры, где манипулятор — успешный человек (см., например, работы Д. Карнеги), в русской культуре если и будут рождаться мани­пуляторы, то это будет особый тип «кающегося» манипуля­тора. Этому будет способствовать противоречивость русского национального характера [21], невероятным образом сочетае­мые любовь к людям и жестокость, национализм и всечеловеч-ность, слабохарактерность и высший героизм, религиозность и инфантилизм на фоне недостаточного осознания самоцен­ности личности. Не случайно подобный тип (так называемые «лишние люди», например Печорин, Остап Бендер) довольно часто встречается в русской литературе. Используя других в личных целях, чаще всего просто ради развлечения, азарта, от скуки, они в итоге проигрывают, оказываются несчастными, одинокими, страдающими» [227, 36].

Наиболее манипулятивная книга Дейла Карнеги «Как завоевы­вать друзей и оказывать влияние на людей» [Карнеги, 1990] (ма­нипуляция уже в названии — инсценировать дружбу, чтобы до­биваться своей цели) получила хождение в нашей стране в начале 80-х годов XX века. Первоначально она вызвала большой интерес, особенно, по-видимому, у тех, кто не прочь манипулировать окру­жающими. Характерно, что людей, действовавших «по Карнеги», можно было определить сразу: бросалось в глаза несоответствие применяемых конструкций нашему менталитету.

[21]

Еще одним свидетельством наличия в нашем обществе оп­ределенного интереса к манипулятивным приемам является тот факт, что на занятиях по скрытому управлению и защите от манипуляций, которые автор проводит в разных аудиториях, регулярно задают вопрос о его отношении к рекомендациям Д. Карнеги. (С удовлетворением констатирую, что резко отри­цательное отношение автора к этим рекомендациям встречает одобрение большинства присутствующих.)

Л. И. Рюмшина пишет: «Можно предположить, что изме­нившиеся в последние годы общественно-политические и социально-экономические условия жизни в России в корне меняют устоявшиеся психологические стереотипы поведения людей, нормы и ценности. Однако менталитет народа, опре­деляющий стереотип поведения этноса и в том числе его борь­бу за выживание и адаптацию, формируется как минимум за 1,5—2 тысячи лет и хотя и претерпевает изменения, но не столь существенные. По данным социологического исследования 1994 года, «доброта» пока является важнейшей чертой русского национального характера, причем чаще всего она указывается в сочетании со «страданием» и «милосердием». Конечно, соци­альный кризис всегда оказывает разрушающее воздействие на менталитет. В подобных случаях, как отмечает 3. В. Сикевич, возникает особый «кризисный менталитет», или «разорван­ное сознание». Именно с таким массовым сознанием русских, считает автор, мы имеем дело сегодня. Нельзя не учитывать и то, что русский менталитет дважды в XX веке подвергался на­сильственной ломке: первый раз в 1917 году в связи с форми­рованием «нового советского человека», второй — с середины 1980-х годов, когда уже советского человека ускоренно превра­щают в «рыночного» в духе западноевропейской, скорее даже американской системы ценностей» [239].

В последнее время в научной литературе широко обсуж­дается возможность изменения характеристик русского эт­носа. Большинство из этих исследований посвящено анализу ценностей. Некоторые их результаты настораживают, так как показывают, что наблюдаются серьезные изменения, затраги­вающие ключевые основы русского национального характе­ра. Наряду с сохраняющимися базовыми ценностями русской культуры в сознании россиян происходит изменение ценностей

[19]

по оси «индивидуализм — коллективизм» в сторону большего индивидуализма. Для молодого поколения значимыми моти­вами поведения становятся стремление к достижению личного успеха, выбор собственных целей, независимость, благососто­яние и установка на социальное неравенство [144]. Последнее может создавать почву для роста манипуляций. Данный автор подтверждает приведенные рассуждения эмпирическими ис­следованиями [229, 36].

Одно из них было направлено на определение манипулятивных склонностей у лиц, воспитанных в русской культу­ре, жителей юга России обоего пола, различного возраста и разных профессиональных групп. Всего было опрошено 516 человек в возрасте 14—50 лет. Результаты исследования по­казали, что высокий уровень выраженности манипулятив-ных склонностей был зафиксирован лишь у 39 исследуемых (7,5 % от общего числа). Среди них в основном предприни­матели, учащиеся торгового колледжа, а также школьники 14—17 лет.

При изучении предпринимателей обнаружилась интересная тенденция: по мере увеличения стажа снижается склонность к использованию манипулятивных техник. В работе это объяс­няется осознанием вреда, наносимого подобного рода взаимо­действием, личности и бизнесу. Юноши и девушки 16—17 лет в большей степени склонны к манипуляциям, чем школьники 14—15 лет, причем у юношей эта тенденция выражена сильнее. В целом это соответствует другим исследованиям [98], показы­вающим достаточно высокую степень склонности к манипули­рованию у молодежи [227, 36].

Естественно было бы предположить, что развитию склон­ности к манипулированию способствует профессия индивида и что, по-видимому, более высокой она окажется у тех, от кого в той или иной степени зависят другие люди.

В частности, в ряде исследований, в которых изучалось пове­дение педагогов средних школ, доля лиц с явно выраженной мани-пулятивной направленностью составила 17% [226], 23 % [227] и 34 % [225], т. е. в среднем 25 %, что в три с лишним раза превы­шает средние показатели, о которых сказано ранее.

Поскольку манипулятор имеет дело не с одним человеком, то у подавляющего числа членов нашего общества складывает­ся впечатление о вездесущности манипулирования, что и пока­зало наше исследование, описанное в начале раздела.

[20]

Представляет также интерес вопрос о влиянии кино, теле­видения и видеопродукции. Коммерционализация телевиде­ния и системы кинопроката привела к тому, что экраны запол­нила в основном более дешевая американская кинопродукция и назойливая реклама. Постоянный просмотр этого месива, особенно молодежью, прививает соответствующие ценнос­ти — стремление к богатству «красивой жизни», индивидуализ­му и т. п. Это отразилось и на лексиконе более молодой части населения: нередко приходится сталкиваться с реакцией, не­привычной для славянской ментальное™, но естественной для американцев: «Это твои проблемы», «О'кеу», «Вау!» и т. п. Как следствие принятия чуждых нам ценностей именно новое по­коление наших граждан более склонно к манипулированию.

Однако есть надежда, что интеллектуальный потенци­ал России все-таки не очень ориентирован на американскую культуру. Проведенные недавно исследования этнических стереотипов показывают, что прототипом образованного ци­вилизованного иностранца российские респонденты (в ос­новном лица с высшим образованием и студенты) называют «немца», а в наибольшей степени россияне симпатизируют Франции (кстати, исторически притягательной для нас) [191]. А отечественные предприниматели занимаются бизнесом по-русски, а не по американскому образцу [284]. Надо думать, что до тех пор, пока ядро русского менталитета будет составлять ярко выраженный примат духовного над материальным [21], а носителем доминирующей шкалы ценностей будет высту­пать православие, задающее особый тон человеческим взаи­моотношениям, манипулирование как сложноорганизованная деятельность не приживется в России. Можно предполагать, что, как и в других странах, рыночные отношения и неопре­деленность общественной ситуации будут провоцировать рост манипулятивных воздействий, но если манипулятивность как таковая и станет чертой национального характера, то не скоро. Субъекты «Я-зависимых» культур склонны к конформизму, но в отношении «своих», а не «других», чужих [227, 39].

Пессимистический взгляд на проблему распространеннос­ти манипулирования мы находим у Э. Шострома. Он считает,

[24]

что в любом из нас сидит манипулятор, и, чтобы рассмотреть его, надо всего лишь заглянуть внутрь себя и получше присмот­реться. Среди всего многообразия манипуляторов можно вы­делить несколько основных типов; любой человек располагает полным набором приведенных ниже манипулятивных техник самозащиты, которые нередко используются и для нападения.

1. Диктатор демонстрирует свою силу. Он доминирует, управляет, отдает распоряжения, ссылается на авторитеты и делает все для того, чтобы руководить своей жертвой. В качес­тве разновидностей Диктатора могут выступать Мать-настоя­тельница, Отец-настоятель, Деспот, Босс, Младшие Боги.

2. Слюнтяй обычно выступает в роли жертвы Диктатора и представляет собой его полярность. Слюнтяй выработал и раз­вил в себе блестящий навык справляться с Диктатором. Он по­казывает всем свою чувствительность. Он забывает, не слышит, он пассивен и молчалив. В качестве его разновидностей могут выступать Мнительный, Непроходимый тупица, Уступающий, Застенчивый, Себе-на-уме.

3. Калькулятор стремится во что бы то ни стало контроли­ровать и управлять всем и вся. Он вводит в заблуждение, обма­нывает, пытается перехитрить, провести и надуть, запудривая людям мозги. Таким образом он осуществляет над ними свой контроль. К разновидностям Калькулятора относят Настойчи­вого продавца, Соблазнителя, Покерного игрока, Мошенника, Шантажиста, Резонера.

4. Прилипала являет собой противоположность Калькуля­тора. Он подчеркивает собственную зависимость. Он желает быть ведомым, ищет заботы и готов быть одураченным. Он позволяет другим делать за него его работу. Прилипала прояв­ляет себя в роли Паразита, Нытика, Вечного ребенка, Ипохон­дрика, Требующего внимания, Беспомощного.

5. Задира демонстрирует агрессию, жестокость и недобро­желательность. Он контролирует окружающих при помощи разного рода угроз. Вот его ипостаси: Унижающий, Ненавидя­щий, Головорез и Угрожающий. Женские образы Задиры могут быть представлены в роли Стервы или Сварливой бабы.

6. Славный парень демонстрирует окружающим свою заботу, любовь и сердечность. Он просто убивает своей добротой. В ка­ком-то смысле справиться с ним гораздо сложнее, чем с Задирой ­

[26]

ведь вы же не можете нападать на Славного парня! И осо­бенно любопытно, что в любом столкновении или конфликте с Задирой Славный парень почти всегда выигрывает. Он пред­стает перед нами в образах Угодника, Противника насилия, Па­иньки, Невмешивающегося, Добродетельного, Того-Кто-Ни-когда-не-Спросит-что-Ты-Хочешь, Человека-Организатора.

7. Судья все время подчеркивает свою критичность, кото­рая нередко перерастает в скептицизм или критиканство. Он не доверяет никому, он склонен осуждать других, обидчив и злопамятен. Разновидности этого типа — Всезнайка, Порица­тель, Знаток, Коллекционер обид, Обязывающий, Устыдитель, Сравнивающий, Взыскатель и Осуждающий.

8. Защитник противоположен Судье. Он выражает поддерж­ку и не придирается к недостаткам. Он портит окружающих своим чрезмерным сочувствием и своим нежеланием дать им Возможность самостоятельно постоять за себя и самостоятель­но защитить себя. Вместо заботы о собственных нуждах он с головой погружается в нужды окружающих, над которыми ус­танавливает пожизненную опеку. Он может выступать в таких ролях, как Матушка-Наседка, Адвокат, Обеспокоенный-за-Других, Боящийся-за-Других, Пострадавший-за-Других, Му­ченик, Помощник, Альтруист.

Манипулятор, как правило, чрезмерно развивает и подчер­кивает в себе одно или несколько описанных ключевых качеств того или иного типа. Таким образом, он либо играет одну из предложенных в рамках этого типа ролей, либо создает неко­торую их комбинацию. Отношения манипулятора с окружаю­щими его людьми складываются на основании вполне опреде­ленных закономерностей. Так, если он строго придерживается одного из манипулятивных типов, то неизбежно проецирует на окружающих людей его полярность, тем самым превращая их в свои мишени. Так, жены-Нытики недаром часто выбирают себе мужей-Диктаторов и, умышленно удерживая их в этой роли, таким образом осуществляют над ними свой контроль.

Одним словом, как ни парадоксально это звучит, но каждо­му из нас присущ манипулятивный потенциал [308, 29—32].

Наш тезис о распространенности манипуляций будет под­креплен и следующими главами, в которых представлены мно­гочисленные факты манипуляций сознанием наших граждан.

[23]



Просмотров 548

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!