Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Побуждение посредством рефрейминга целей



Создать новую мотивацию, подталкивающую адресата к выводу, в котором заинтересован инициатор воздействия, мо­жет более широкий взгляд на проблему.

Например, в рекламе жевательной резинки или прохлади­тельного напитка эти товары подаются как возможность поз­накомиться с привлекательной особой, понравиться, оказаться принятым в веселую компанию, т.е. чисто физиологический па­раметр (например, гигиена рта) перекодируется в социальный. Поэтому реклама жевательной резинки или напитков построена на побуждении социального толка.

Манипуляторы сознанием стараются нейтрализовать даже невысказанные сомнения адресата. Например, в период войны с Японией американским специалистам по психологическим операциям нелегко было склонить японских солдат к плену из-за имеющегося у тех стереотипа, что смерть почетнее пле­на.

И одним из аргументов в работе против данного стереотипа стала демонстрация последующей успешной семейной жизни японских солдат и офицеров, ставших военнопленными еще в период русско-японской войны. Или такой прием: посколь­ку солдаты боялись оказаться в одиночестве (если сдадутся), то выпускаемые для противника листовки демонстрировали только коллективные фотографии военнопленных.

Аналогично смена лозунга пропаганды союзников среди немец­ких солдат со «Сдаваясь в плен, ты спасешь себя» на «Сдаваясь в плен, ты спасаешь будущее своей семьи» также демонстрирует эффективность такого типа сообщения, который соответс­твует ожиданиям адресата. Если первый лозунг фактически не работал, то второй привел к массовому дезертирству.И в том и в другом случае было побуждение к поведению, нужному для ма­нипуляторов сознанием. Но только во втором случае оно стало в достаточной степени убедительным для адресатов воздействия.

Модель НЛП

Нейролингвистическое программирование— это набор программ коммуникации, позволяющих получить желаемые изменения в переживаниях, взглядах и поведении адресата воздействия.

Сбор информации об адресате включает прежде всего опре­деление его ведущей репрезентативной системы.

Мишени воздействия находятся посредством рефрейминга— нового осмысления события, явления, обстоятельства. «Рефрейминг — это специфический способ контакта с той час­тью личности, которая порождает одно поведение или блоки­рует другое» [49, 146].

Вовлечение (приманки) в НЛП создаются, в частности, по­средством техники якорения. «Якорное зацепление» по Р. Бэн-длеру и Д. Гриндеру «означает тенденцию одного из элементов переживаний вызывать все переживание в целом» [49, 84—90].

Фон создается подстройкой, присоединением инициатора к адресату, достижением раппорта, введением адресата в транс, эриксоновским гипнозом (о последнем можно прочесть, в част­ности, в наших книгах [293; 297]).

Побуждение в НЛП основано на двойном действии слова (эмоционально-образном и рационально-логическом). Это позволяет с помощью подбора соответствующих слов сфор­мировать у адресата неосознаваемое им самим позитивное или негативное отношение к чему-либо (слова-притяжения и сло­ва-отторжения).

 

Глава 5

ИНФОРМАЦИОННО-МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Знание — это власть.

Ф. Бэкон.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ

Если мы хотим подчинить соперника нашей воле, то нам следует поставить его в такое положение, которое покажется ему более тягостным, чем требуемая нами жертва.

Клаузевиц.

 

Решающее влияние на адресата манипулятивного воздейс­твия может оказать доведенная до него информация. Естест­венно, принимаемое им решение зависит от характера инфор­мации. Манипулируя информацией, инициатор может достичь цели.

Информация и сознание

Прежде чем перейти к классификации способов манипу­лирования информацией и с помощью информации, обра­тим внимание на то, что она составляет основу человеческого существования. Подтверждением этому служат, в частности, проведенные эксперименты.

Участника эксперимента в течение некоторого времени ли­шали возможности воспринимать какие-либо сигналы извне.

Блокировали органы обоняния, зрения, слуха и укладывали в ванну с водой, температура которой равнялась температуре тела испытуемого. Через некоторое время после начала экс­перимента человек терял способность что-либо понимать, у него возникали галлюцинации, разрушалось сознание, проис­ходило нарушение мыслительной деятельности. По сути дела, он сходил с ума. Эксперимент доказывает, что потребность в получении информации извне является важным условием нор­мальной работы человеческого мозга.

Важнейшим средством получения социально значимой информации служит общение. Так, даже очень маленький ре­бенок совершенно иначе реагирует на лица людей, нежели на неживые объекты.

Весьма показательны эксперименты в сурдокамере, про­веденные отечественными психологами с кандидатами в кос­монавты. Сурдокамера — это специально оборудованное по­мещение, в котором испытуемый лишен общения с другими людьми, лишен возможности разговаривать и слышать голос другого человека.

Исследования показали, что человек, находящийся в изоля­ции и лишенный возможности общаться, начинает «выделять» партнера из своего собственного сознания. У испытуемого, длительное время находящегося в изоляции, появляется спон­танная речевая активность, вместо привычной внутренней речи он начинает говорить вслух, разговаривает сам с собой, сам себе задает вопросы и сам отвечает на них. Собственные мысли и переживания он начинает воспринимать как навязчи­вые, будто бы приходящие извне, ему слышатся голоса.

Так, Кузнецов и Лебедев описывают случай, когда одному из испытуемых на десятые сутки эксперимента начало казать­ся, что в камере позади его кресла кто-то стоит, хотя у него не было никаких зрительных или слуховых ощущений, указыва­ющих на это, и он твердо знал, что в камере никого нет, кроме пего.

Аналогичные результаты были получены в других исследо­ваниях [143,131].

Все разнообразие производимых над информацией опе­раций с целью манипулирования сознанием адресата можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажениеинформации,

 

формации, ее утаивание, частичное освещение вопроса, манипулятивные способы подачи информации, психологическая нагрузка, софизмы.



Просмотров 476

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!