Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Неопределенность высказываний как способ введения в транс



Пунктуационная неопределенность. В высказывании непо­нятно, где заканчивается одно предложение и начинается вто­рое.

Правилом построения таких выражений является следую­щее: заканчивают первое предложение тем словом, с которого начинается второе. Таким образом, непонятно, к какой части высказывания оно относится.

Именно так нередко строил свои высказывания И. В. Ста­лин, который был, безусловно, выдающимся психологом.

Расплывчатость выражений. Это вызывает у слушателя растерянность и дезориентацию. Он стремится проникнуть в смысл сказанного, но смысла-то и нет! И пустоту, которую создал инициатор, используя расплывчатые выражения, он наполняет своим смыслом и своими образами. Таким обра­зом, его внимание переориентируется внутрь себя. Напри­мер: «Все правильно, все к этому идет, вы уже на пути к ис­тине».

Синтаксическая множественность смыслов. Синтаксис — раздел грамматики о законах соединения слов и построения предложений. Классические примеры приведены ниже.

Поиск спецагентов может быть опасным (кто кого ищет?).

Гипноз гипнотизеров может быть мошенничеством (что же является мошенничеством?).

Семантическая множественность смыслов. Семанти­ка — это смысл, значение слова или оборота речи. Явление семантической множественности возникает при использова­нии слов, которые имеют похожее звучание, но различный смысл. Например: украсть — украсить, правило — правиль­но. Другие слова имеют одно и то же звучание, но разный смысл, прямой или переносный: свистнуть — значит: 1) про­извести свистящий звук и 2) украсть; утка: 1) птица и 2) лож­ное сообщение.

Семантическая множественность смыслов может возникать при употреблении слов в различных контекстах. Используя слова с фонетической множественностью смыслов, инициатор дезориентирует и запутывает адресата: тот должен активизиро­вать внутренние процессы поиска значения слова или оборота речи, произнесенного инициатором. Тот таким образом «про­таскивает» в бессознательное нужные инструкции, используя их выделение: «Мне хотелось бы, чтобы вы ослабили груз своих проблем, которые носите в голове»; «И, пожалуйста, закрой­те глаза на то, что подумают о вас окружающие, не это сейчас важно».

Голос

В голосе переплетаются сознательное (речь) и бессозна­тельное (характеристики голоса). Для слушателя важно не только, а очень часто и не столько то, что мы говорим, а то, как мы говорим. Выразительность голоса передает чувства человека и его эмоции, что придает словам большую инфор­мативность по сравнению с безликой, монотонной речью, а тем более с письменным изложением. Тот, кто практикует введение в транс, хорошо владеет своим голосом. Используя возможности голоса, инициатор воздействия может выделять какие-то части произносимого им текста. Существует особый, «трансовый» голос для сообщений, адресующихся подсозна­нию адресата. ,

Паузы. Верными признаками внушающего и гипнотичес­кого воздействия отличается речь с выделением определен­ных слов — громкостью, паузой перед ним, ускорением или замедлением темпа. Когда вводят в транс, паузы между слова­ми постепенно делают все длиннее, подстраиваясь под дыха­ние адресата воздействия. Кроме этого, подстраиваются под внутренний ритм человека — проще всего это достигается под­стройкой под темп дыхания. Когда ритм подстроен под ритм речи и дыхания адресата, тот начинает воспринимать слыши­мое без критической оценки.

Темп речи инициатора воздействия говорит о многом. Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Кроме того, она может вызывать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время на то, чтобы понять услышанное (если инициатор не преследует другие цели). Слишком медленная и вялая речь может привести к потере внимания адресата. Можно выде­лять некоторые фрагменты речи при помощи более медлен­ного произнесения отдельных слов, несколько растягивая их одновременно с длиной пауз (в приводимых высказываниях они отмечены многоточием): «И по мере того как я говорю вам это, ваше дыхание замедляется... вы все больше расслабля­етесь... ваше тело как бы растворяется... исчезает...»

Тембр голоса. Мастера устной речи при употреблении при­лагательных варьируют тембр в зависимости от того, идет ли речь о тяжелом или легком, твердом или мягком, медленном или быстром, светлом или темном и т. д.

То же самое для обоз­начения внутреннего состояния инастроения: радостное или подавленное, веселое или грустное, смешное или трагичес­кое и т. д. Такую же тактику используют для моральных оценок: хорошее— плохое, любовь— ненависть, доброта— злость. Если хотят вызвать тяжесть итепло в теле (что характерно для транса), говорят «кинестетическим» голосом.

Высота голоса является весьма эффективным средством выделения отдельных сообщений. Установлено, что правое по­лушарие лучше принимает сообщения в низкой тональности, а левое — вболее высокой. Таким образом, варьируя высоту голоса, отдельно выделяют сообщения, предназначенные для сознания и для бессознательного. Особый, «трансовый» голос в низкой тональности будет служить для адресата аудиальным «якорем» к погружению в транс.

Интонация речи воспринимается на бессознательном уров­не, поэтому значение ее огромно. Собеседник понимает ин­тонации интуитивно; они характеризуют эмоциональное отношение, чувства говорящего и часто несут в себе больше информации, чем собственно содержание речи. К примеру, тональность отделяет вопрос от утверждения. В вопроситель­ных предложениях тон повышается к концу: «Вы понимаете?». Если же вопросительное предложение начинается с вопро­сительного слова, интонация к концу может не повышаться: «Что, по-вашему, это показывает?»

Другой пример. Слово «нет» можно произнести по-разному, и, соответственно, реакция слушателя на него во всех этих слу­чаях будет различной. Если вы говорите «нет», желая выразить несогласие, интонационное скольжение идет вниз. Если «нет» произносится в виде вопроса, скольжение идет вверх. В том случае если «нет» передает удивление или сарказм, возможно двойное скольжение — вверх и вниз.

Окончательность инепреложность суждения характеризу­ются быстрым понижением или повышением тона. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Стреми­тельный подъем также может означать окончательность. Мед­ленно поднимающиеся инеглубокие интонации выражают не­определенность, недоумение, сомнение.

Средства побужденияв НЛП

Покажем, как этот блок реализуется в НЛП.

Ряд приемов введения в транс включает побуждение к опре­деленному состоянию (команды «расслабьтесь», «успокойтесь» ит. п.).

Раппорт как средство достижения аттракции имеет своей основной целью вслед за подстройкой, присоединениемк адре­сату осуществление его ведения.

Следующие примеры ведения относятся непосредственно к побуждению адресата.

Однажды герцог Граммон вошел к кардиналу Мазарини без доклада и заметил, как его преосвященство, давая отдохновение уму, прыгал у стенки. Герцог понял, как опасно застать первого министра за этим занятием и что извиняться глупо — так мож­но быстро впасть в немилость... Что же сделал герцог Граммон?

Он предложил кардиналу посоревноваться, кто выше подпрыг­нет. И пари успешно проиграл, тем самым добившись расположе­ния всесильного кардинала.

А помогли ему в этом присоединение (предложение посо­ревноваться), закрепление (участие в соревновании) и ведение (инсценировка проигрыша).

Возможности побуждения с помощью ведения наглядно продемонстрированы следующим опытом.

Испытуемым мужчинам показывали фотографии обнажен­ных красоток из журнала «Плейбой», при этом каждый из них слышал через наушники удары метронома, который якобы транс­лировал частоту их пульса. Учащение пульса, как известно, свидетельствует, насколько та или иная прелестница волнует мужское воображение. Однако в данном случае частоту ударов метронома задавал психолог по своему усмотрению, намеренно искажая действительную частоту сокращений сердца испытуе­мого. В результате почти все мужчины назвали наиболее привле­кательной ту девушку, которая была «задана» экспериментато­ром (при предъявлении ее фотографии частота метронома была максимальной).

Даже нетеатралы хоть раз в жизни слышали, как после спек­такля аплодисменты переходят в «бурные аплодисменты» исменяются оглушительно овацией с выкриками «Браво!»,

при том, что на совесть шумит и хлопает в зале всего десяток че­ловек (остальные зрители просто вовлечены в этот процесс). Сами себя эти сверхактивные зрители называют поклонника­ми, но в истории театра такие «группы поддержки» известны как клакеры.

Клаки — группы театральных болельщиков — существуют со времен возникновения профессионального театра, когда антрепренеры нанимали людей для искусственного создания успеха или провала театральной постановки в целом или от­дельного актера в частности. В позапрошлом веке в оперной Италии ни один певец не мог рассчитывать на признание, не заручившись поддержкой местной клаки. В именитых театрах мира клаку нанимают до сих пор.

Знание клакером каждой ноты и каждого па музыкального спектакля может направляться на пользу артисту. Иногда ап­лодисменты возникают в тот момент, когда необходимо дать возможность танцовщику передохнуть или «заглушить» пи­кантные моменты, когда оперный певец «не в голосе».

Свои клаки есть и в драматических театрах. По мнению те­атралов, в провинции клаки даже активнее.

Остается добавить лишь, что, побуждая остальных зрителей к аплодированию, клакеры осуществляют тем самым их ведение.



Просмотров 582

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!