Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Фоновые факторы в НЛП. Раппорт. Наведение транса



Раппорт как средство создания благоприятного фона

В НЛП одним из средств достижения фонового обеспече­ния является установление раппорта. При этом раппорт счита­ется базовым условием успешной коммуникации между ини­циатором и адресатом воздействия.

Раппорт можно определить как подсознательное доверие между инициатором и адресатом, возникающее вследствие оп­ределенного уподобления инициатора адресату.

Введение в транс. Следующим за раппортом возможным этапом достижения фонового обеспечения в НЛП является введение адресата в гипноидное состояние — транс. Благодаря раппорту это происходит совершенно незаметно для адресата.

Гипноидный транс — это промежуточное состояние между бодрствованием и сном, когда внимание адресата воздействия направлено преимущественно на свой внутренний, а не на внешний мир. Ценность любого гипноидного состояния в том, что инициатор имеет возможность напрямую воздействовать на его бессознательное. Это позволяет извлекать информацию и вводить новую, минуя сознание адресата воздействия.

Каждый индивид живет с определенными представления­ми об окружающем и о себе — это его модель мира. Инициатор своим воздействием частично изменяет эту индивидуальную модель или привносит в нее нечто новое в соответствии с ре­шаемой им задачей.

Сравнительная легкость погружения в транс объясняется тем, что это одно из естественных состояний человека. Подчас мы впадаем в транс и без активного постороннего вмешательст­ва. Глубокий транс могут вызвать воспоминания картин приро­ды, особенно у тех людей, которые любят проводить там время. Вот, например, рыболов. Он часто находится в трансе: поза у него удобная и относительно неизменная, тело неподвижно, взгляд за­фиксирован на поплавке. И главное, вода! Она очень притягивает внимание.

В обыденной жизни встречается довольно много ситуаций, когда человек погружен втранс. Люди, увлеченные чтением или телевизионной передачей: их сознание буквально отсутс­твует, их здесь нет!

Они живут там, в книге или фильме, но под­сознание все равно остается на связи с внешним миром. По­дойдите к ребенку, который переживает сюжет мультфильма, подстройтесь к его дыханию и шепните: «У тебя сильное жела­ние доделать уроки после фильма». Результат порадует вас.

Со взрослыми это проходит еще легче. Человек естествен­ным образом погружается в транс, если начинает вспоминать свое детство. Попросите адресата показать вам его школьные фотографии, стимулируйте его воспоминания, создайте рап­порт — и получите транс, который вы всем этим и создали.

Чтобы индуцировать любое гипноидное состояние, в пер­вую очередь необходимо завладеть вниманием адресата воз­действия, сосредоточив его на каком-то объекте внешнего мира или на внутренних образах. Внимание — это канал, через который мы получаем информацию из внешнего мира. Внутри нас оно подобно прожектору, который «высвечивает» нужный участок памяти и позволяет работать с ним. Гипнотическое на­ведение — это процесс, во время которого инициатор вводит какую-то информацию в психику адресата, она вызывает в ней нужные изменения, и человек входит в транс.

Например, покупательницы нередко погружаются в состоя­ние транса при изобилии товара в большом магазине (перегрузка сознания огромным объемом информации, особенно в гипермаркеmax). Внешнее проявление этого —значительное уменьшение час­тоты мигания глаз. Результат — значительная доля спонтан­ных покупок, объяснить которые покупательница не может.

Внимание захватывает также все необычное. Этот принцип очень хорошо знал выдающийся психотерапевт Милтон Эрик-сон. Для этой цели он часто использовал в своей работе удивле­ние, потрясение, сомнение или смятение клиентов.

Приемы наведения транса

Таких приемов существует множество. Перечислим наибо­лее простые из них.

1. Введение в замешательство. Оно достигается концент­рацией внимания адресата воздействия на необычности си­туации. Эта необычность и приводит адресата в замешатель­ство.

2.Введете искусственной связи. Сравните два варианта изложения. Первый: «Вы сидите на стуле. Вы слушаете меня. Ваша сосредоточенность возрастает». Второй: «В то время как вы сидите на стуле и слушаете меня, ваша сосредоточенность возрастает». Чем они отличаются?

Второй вариант звучит более осмысленно. Его содержание осталось таким же, как у первого, но с помощью оборота «в то время как» и союза «и» составляющие его фразы связаны в еди­ное целое. Между тем, что вы сидите на стуле, и тем, что ваша сосредоточенность возрастает, по-прежнему нет никакой свя­зи, но во втором предложении эта связь создана искусственно чисто речевым способом. При этом сознание отвлекается на поиски смысла.

Несколько подобных фраз вводят адресата в транс.

Родитель говорит ребенку: «Перед тем как пойти спать, по­чисти зубы». Этому предложению трудно сопротивляться. Что можно возразить? «Я не хочу спать?» или: «Я не хочу чистить зубы?». Но предложение целое, и ребенок часто «проглатывает» его целиком, выполняя обе инструкции.

Типичные обороты речи, применяемые в этой технике, — «до того как», «после того как», «в течение», «по мере того как», «прежде чем», «в то время как» и т. п.

3. Отвлечение от смысла высказывания. В этом приеме целью является привлечение внимания адресата воздействия не к содержанию речи, не к смыслу, ак внешнему оформлению. Этого можно достичь по-разному. Инициатор может вести рас- сказ от первого лица, и тогда внимание будет привлечено к его личности. Или насытить рассказ множеством подробностей, в которых увязнет сознание адресата воздействия.

4. Перегрузка информацией. Эта группа методов быстрого наведения транса связана с некоторыми особенностями восприятия человеком информации. Во-первых, каждый индивид способен усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, и если эту скорость превысить, то сознание не успевает обработать новые сведения, и они прямиком идут в подсознание. На этом построен «эффект 25-го кадра».

Во-вторых, человек может сознательно удержать в кратко­временной памяти определенный объем информации, авсе, что превышает этот объем, также не обрабатывается сознани­ем. Таким образом, можно навести состояние транса и выйти на непосредственный контакт с подсознанием через информа­ционною перегрузку сознания.

Если скорость обработки информации весьма индивидуаль­на, то объем кратковременной памяти у всех людей в среднем одинаков и составляет 7±2 независимых единиц информации. Исключение составляют люди, специально тренировавшие па­мять.

В связи с этим число «7» оказывается по-настоящему ма­гическим: радуга имеет семь цветов, в некоторых религиозных воззрениях существует семь небесных сфер и т. д. Именно объ­емом кратковременной памяти объясняется происхождение пословиц «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Семеро од­ного не ждут», «Семь бед — один ответ» и многих других.

Вариантов техники перегрузки информацией великое мно­жество. Адресату воздействия могут предлагать производить в уме сложные арифметические действия, вращать кресло и од­новременно прикасаться к своему телу без всякой системы, перегружая кинестетику, и одновременно использовать музы­кальные отрывки, беспорядочно записанные на магнитофоне и давать противоречивые словесные инструкции, окончатель­но сбивая человека с-толку. В то время как внимание адресата направлено на поиск смысла в указанных действиях (которого нет) и он старается уследить за аудиальными, кинестетически­ми и дигитальйыми сигналами, инициатор проникает в его бес­сознательное.

Метод перегрузки информацией с успехом используется при обучении иностранным языкам «методом погружения». В течение 12—15 часов в сутки человек находится в новой для него языковой среде, испытывая огромные информационные перегрузки. Впо­следствии обучаемый удивляется тому, как много он запомнил и многому научился, сам того не замечая. Бессознательное помнит намного больше, нежели сознание.

 



Просмотров 766

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!