Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В ходе Пелопоннесской войны



При Перикле Афины становятся культурным

Центром Греции. Писатели,

Художники и философы съезжаются

В Афины со всех концов тогдашнего

Греческого мира. Афины живут в атмосфере

Напряженной материальной и

Духовной деятельности. Грандиозное

Но масштабам того времени строительство

Помимо социальных задач — дать

Работу населению — бесспорно ставило

Перед собой и определенные художественные

задачи: выразить в архитектурных

Произведениях идеалы афинской

демократии. Проведенная по плану

Перикла застройка Акрополя, завершенная

Сооружением в 421—406 гг.

Эрехтейона — храма в честь мифического

Царя Афин Эрехтея, представляет

Собой один из самых прославленных

Архитектурных ансамблей мирового

Искусства. В строительстве принимали

Участие выдающиеся зодчие и скульпторы

той эпохи: Парфенон был построен

Архитекторами Иктином и Калликратом,

Пропилеи —Мнесиклом. Скульптурные

Работы созданы Фидием и его учени-

П л у т а р х , Сравнительные

ками. Стоявшая внутри Парфенона гро~

Мадная статуя Афины-девы, изваянная

Фидием из золота и слоновой кости,

Олицетворяла силу и мощь афинского

Государства. Еще несколько столетий

Спустя все эти постройки производили

Неизгладимое впечатление на современников,

Свидетельством чего является следующая

оценка Плутарха: «По красоте

Своей они с самого начала были старинными,

А по блестящей сохранности они

доныне свежи, как будто недавно окончены:

До такой степени они всегда блещут

Каким-то цветом новизны и сохраняют

Свой вид не тронутым рукою времени,

Как будто эти произведения

Проникнуты дыханием вечной юности,

имеют не стареющую душу» *.

Высокого развития достигла в V в.

И философия. По-видимому, в окружении

Перикла не чуждались новых учений,

Бросавших вызов старым, привычным

Взглядам; философ Анаксагор

(ок. 500—428) был другом и советником

Перикла. Близость к Периклу не избавила

Его, однако, от привлечения к суду

По обвинению в безбожии, и он вынужден

Был бежать из Афин.

Смелыми критиками привычных религиозных

Верований и моральных норм

Были и так называемые софисты, появившиеся

В Афинах в середине V в.

до н. э. Слово «софист» в дословном

Переводе с греческого означает мудрец.

С течением времени слово это получило

Специфический смысл для обозначения

Философа-профессионала, за деньги

Обучающего всех желающих философии

И красноречию, в том числе искусству

Спора и доказательствам положений,

Иногда прямо противоречащих одно другому.

Однако первоначально это слово

Никакого порочащего смысла в себе

В 3-х томах, т. 1, М., Изд-во АН СССРГ

Софокл 111

Не заключало. В своих беседах со слушателями

софисты поднимали вопросы

Права и государства, религии, морали,

Природы человеческого познания. Философия

Софистов отвечала настоятельной

Потребности в получении знаний афинским

Обществом, живущим напряженной

Политической жизнью. Она давала

Необходимые сведения по правоведче-

Ским вопросам, учила искусству

Спора, прививала умение выступать

В Народном собрании. Некоторые из

Софистов в своих воззрениях на общественную

Жизнь выходили за рамки

Обычных представлений рабовладельческого

Общества. Софист Гип-

Пий, например, высказывал мнение, что

Все люди — братья, дети одной матери-

Природы, и поэтому нет различия между

Свободными и рабами.

Самой крупной фигурой среди софистов

Был Протагор, родом из фракийского

Города Абдеры. Позже он жил

В Афинах и пользовался большим уважением

Перикла, который направил его

Вместе с другими гражданами в афинскую

Колонию Фурии (на юге Италии),

Чтобы пересмотреть в демократическом

Духе законы этого города. За свое сочинение

О богах Протагор впоследствии

Был обвинен в атеизме, бежал из Афин,

Спасаясь от смертной казни, и погиб

При кораблекрушении (в 410 г. до н. э.).

Хотя Протагор и признавал существование

Независимой от человека реальности,

Однако выставил положение

о том, что «человек есть мера всех вещей

Существующих, как они существуют,

И несуществующих, как они не существуют

». Тем самым была открыта возможность

Для учения о полнейшей

Относительности человеческих ценностей.

Истина является такой, какой она

Представляется отдельному человеку,

И то, что кажется истинным одному,

Может совсем не казаться истинным

Другому. Утверждения подобного рода



Просмотров 401

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!