Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В ходе Пелопоннесской войны
При Перикле Афины становятся культурным Центром Греции. Писатели, Художники и философы съезжаются В Афины со всех концов тогдашнего Греческого мира. Афины живут в атмосфере Напряженной материальной и Духовной деятельности. Грандиозное Но масштабам того времени строительство Помимо социальных задач — дать Работу населению — бесспорно ставило Перед собой и определенные художественные задачи: выразить в архитектурных Произведениях идеалы афинской демократии. Проведенная по плану Перикла застройка Акрополя, завершенная Сооружением в 421—406 гг. Эрехтейона — храма в честь мифического Царя Афин Эрехтея, представляет Собой один из самых прославленных Архитектурных ансамблей мирового Искусства. В строительстве принимали Участие выдающиеся зодчие и скульпторы той эпохи: Парфенон был построен Архитекторами Иктином и Калликратом, Пропилеи —Мнесиклом. Скульптурные Работы созданы Фидием и его учени- П л у т а р х , Сравнительные ками. Стоявшая внутри Парфенона гро~ Мадная статуя Афины-девы, изваянная Фидием из золота и слоновой кости, Олицетворяла силу и мощь афинского Государства. Еще несколько столетий Спустя все эти постройки производили Неизгладимое впечатление на современников, Свидетельством чего является следующая оценка Плутарха: «По красоте Своей они с самого начала были старинными, А по блестящей сохранности они доныне свежи, как будто недавно окончены: До такой степени они всегда блещут Каким-то цветом новизны и сохраняют Свой вид не тронутым рукою времени, Как будто эти произведения Проникнуты дыханием вечной юности, имеют не стареющую душу» *. Высокого развития достигла в V в. И философия. По-видимому, в окружении Перикла не чуждались новых учений, Бросавших вызов старым, привычным Взглядам; философ Анаксагор (ок. 500—428) был другом и советником Перикла. Близость к Периклу не избавила Его, однако, от привлечения к суду По обвинению в безбожии, и он вынужден Был бежать из Афин. Смелыми критиками привычных религиозных Верований и моральных норм Были и так называемые софисты, появившиеся В Афинах в середине V в. до н. э. Слово «софист» в дословном Переводе с греческого означает мудрец. С течением времени слово это получило Специфический смысл для обозначения Философа-профессионала, за деньги Обучающего всех желающих философии И красноречию, в том числе искусству Спора и доказательствам положений, Иногда прямо противоречащих одно другому. Однако первоначально это слово Никакого порочащего смысла в себе В 3-х томах, т. 1, М., Изд-во АН СССРГ Софокл 111 Не заключало. В своих беседах со слушателями софисты поднимали вопросы Права и государства, религии, морали, Природы человеческого познания. Философия Софистов отвечала настоятельной Потребности в получении знаний афинским Обществом, живущим напряженной Политической жизнью. Она давала Необходимые сведения по правоведче- Ским вопросам, учила искусству Спора, прививала умение выступать В Народном собрании. Некоторые из Софистов в своих воззрениях на общественную Жизнь выходили за рамки Обычных представлений рабовладельческого Общества. Софист Гип- Пий, например, высказывал мнение, что Все люди — братья, дети одной матери- Природы, и поэтому нет различия между Свободными и рабами. Самой крупной фигурой среди софистов Был Протагор, родом из фракийского Города Абдеры. Позже он жил В Афинах и пользовался большим уважением Перикла, который направил его Вместе с другими гражданами в афинскую Колонию Фурии (на юге Италии), Чтобы пересмотреть в демократическом Духе законы этого города. За свое сочинение О богах Протагор впоследствии Был обвинен в атеизме, бежал из Афин, Спасаясь от смертной казни, и погиб При кораблекрушении (в 410 г. до н. э.). Хотя Протагор и признавал существование Независимой от человека реальности, Однако выставил положение о том, что «человек есть мера всех вещей Существующих, как они существуют, И несуществующих, как они не существуют ». Тем самым была открыта возможность Для учения о полнейшей Относительности человеческих ценностей. Истина является такой, какой она Представляется отдельному человеку, И то, что кажется истинным одному, Может совсем не казаться истинным Другому. Утверждения подобного рода
|