Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Трагедии фиванского цикла, к которым
принадлежит «Антигона», не представляют Собой связанной трилогии & были написаны в разное время. Самая ранняя из них —«Антигона»— поставлена На сцене ок. 442 г. до н. э. После нее были написаны «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне». Эти пьесы, расположенные В хронологическом порядке, не дают Последовательного изложения событий Мифа (невольное преступление Эдипа, Его скитания и смерть в Колоне, борьба Сыновей из-за престола). Каждая из трагедий Фиванского цикла представляет Собой самостоятельное произведение. В таких случаях древнегреческий драматург Считал себя вправе, пользуясь разными вариантами мифа, видоизме- Обрисовка характеров в самом действии После введения третьего актера Сделалась полнее. Хотя число участников Хора Софокл довел до пятнадцати Человек, но, в общем, значение хора по сравнению с Эсхилом^он уменьшил За счет увеличения диалогической части Трагедий. Впрочем, хоровые партии У Софокла занимают еще довольно значительное Место. Софокл сам писал Музыку к лирическим частям своих Трагедий — он был и поэтом и композитором Одновременно, между тем как Еврипид поручал составление музыки Для своих трагедий другим лицам. Наконец, с именем Софокла связывается Еще одно усовершенствование в театральной технике: он ввел декорационную Живопись. Искусство перипетии И узнавания становится у Софокла Гораздо более сложным, чем у Эсхила. Нять события, о которых шла речь В какой-либо из его ранних трагедий, А равным образом изменять и характеры. Мы увидим, например, после изучения «Эдипа-царя», что Креонт Изображен здесь совсем другим человеком, Чем тот, которого Софокл рисует в «Антигоне». Действие «Антигоны» начинается После смерти обоих сыновей Эдипа. Фиванцы отразили аргосскую рать. Этеокл и Полиник пали от руки друг Друга. Фиванский престол перешел К Креонту. Действие развертывается В Фивах перед его дворцом. Характер Антигоны ярко обрисован Уже в прологе, когда она вызывает Из дворца Йемену и сообщает ей о при- «АНТИГОНА» Исключение составляет трагедия «Агамемнон», в которой около 1700 стихов. Софокл 115 Казе Креонта оставить труп Полиника В поле без погребения и о наказании, Угрожающем ослушнику. В словах Антигоны звучит негодование по поводу Жестокости и несправедливости такого Приказа и горячая любовь к Полинику. Повинуясь долгу крови и считая задуманное Ею дело угодным подземным Богам, она без всяких колебаний принимает Твердое решение похоронить Тело своего брата. Ей кажется, что Те же чувства должна испытывать И Йемена. Но когда последняя отказывается Помочь Антигоне, ссылаясь На то, что слабым женщинам не под Силу осуществить задуманное, и пытается Отговорить от этого и сестру, возмущенная Антигона берет свою просьбу Назад, а в конце страстного объяснения Говорит, что сестра будет ненавистна И ей и погибшему брату. Надо думать, что сцена объяснения Двух сестер афинянами воспринималась Более живо, чем воспринимается теперь Нами. Зрители, которые привыкли Видеть афинскую девушку только в кругу Семьи, лишенной всякой инициативы,— Сразу были захвачены необычным, Приподнимающим их над Действительностью образом активной Героини трагедии. Если в прологе в словах Антигоны Только упоминался приказ Креонта, То в первом эписодии дается мотивировка Этого приказа из уст самого Нового царя Фив. Речь Креонта к старцам, составляющим Хор трагедии, содержит изложение Государственных и моральных принципов, Которыми он намерен руководствоваться В своем правлении. Превыше Всего он будет ставить отчизну; никогда Человек, враждебный родине, не будет Его другом. Исходя из таких правил, Таким образом, Антигона лишь Креонт издал свой приказ о сыновьях Эдипа: тело Этеокла, погибшего за родной Город, следует предать погребению, Тело же Полиника, как изменника Родцны, бросить в поле на съедение псам и хищным птицам* Появление Стража — фигуры, наделенной чисто Бъгтовыми чертами,— с известием, что Кто-то все-таки засыпал труп сухой Землей и совершил надгробные возлияния \ ставит Креонта перед фактом Нарушения его приказа. Обвиняя стражей В том, что они польстились на Деньги, Креонт под угрозой смерти Требует отыскать виновного. После первого стасима хора, прославляющего Человека и его величайшее
|