Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Смерти Антигону на глазах Гемона



И эта казнь, вероятно, совершилась бы,

Если бы Гемон не удалился. Отталкивающую

Жестокость, соединенную

С издевательством, проявляет Креонт

По отношению к Антигоне в тот момент,

Когда ее ведут на казнь. Он иронически

Замечает, что ему не будет осквернения

От смерти Антигоны, так как он не проливает

Родственной крови, а только

Отлучает виновную от мира жизни.

В ответ на увещания Тиресия Креонт

Высказывает неоправданную подозрительность

г: он называет прорицателя бесчестным

И продажным. В итоге Креонт

Оказывается виновником смерти трех

человек: Антигоны, сына и жены. Это

Наказание постигает Креонта за презрение

«божеского», «неписаного» закона,

За несправедливость и жестокость

По отношению к Антигоне. По греческим

Понятиям, он не имел права

Отказывать в погребении даже своему

Врагу. Самое большее, что он мог сделать,—

Это запретить хоронить Поли-

Ника в городе, который тот оскорбил

Своей изменой. Но он мог похоронить

Его где-нибудь вне города.

В «Антигоне» Софокл показал столкновение

«божеских» законов, то есть

Требований старозаветной народно-религиозной

Традиции, с законами

•и постановлениями государственной

Власти. Последняя за свое пренебрежение

К законам религии оказывается

В этом столкновении побежденной, хотя

защитница неписанных «божеских» законов

И хранительница священных семейных

Уз гибнет. Постановка такого

Вопроса, а также то решение его, какое

Дается в пьесе, представляли интерес

Для афинского зрителя в годы первых

Успехов философии софистов, живо

Интересовавшихся проблемой отношения

Отдельной личности к требованиям

Государственной власти.

Софокл всецело стоит на стороне

Антигоны. Правота ее подчеркивается

Тем, что и сам ее противник, Креонт,

Под конец меняет свои первоначальные

Распоряжения. Однако высказывалось

Иное объяснение сущности конфликта

между Креонтом и Антигоной: оба они

Являются носителями трагической вины

И оба наказаны за свое одностороннее

Решение. Креонт неправ, запрещая

вопреки неписаному «божескому» закону

Хоронить Полиника. Но не права

И Антигона, самовольно нарушающая

Закон государства. Такую точку зрения

в «Лекциях по эстетике» высказывает

Гегель, считающий, что в «Антигоне»

Подозрительность Креонта проявлялась и раньше. После рассказа стража о том, что кто-то

Похоронил Полиника, Креонт, отвечая на замечание первого старца, не замешан ли здесь бог,

говорит о гражданах города:

«...на приказ мой в Фивах

Ворчат, им тяготяся, головой

Тайком качают: под ярмом, как должно,

Не держат выи, мною недовольны...»

(ст. 296-299)

Софокл 121

В художественной форме дано столкновение

Государственной власти с семейно-

Родовыми традициями и понятиями.

«Царь Креонт издал в качестве главы

Государства строгий приказ, чтобы

Выступивший против Фив как враг

Отечества сын Эдипа не получил почести

Погребения. Этот приказ в значительной-

Степени оправдан, ибо он продиктован

Заботами о благе всего города. Но Антигона

Одушевлена равно нравственной

Силой, святой любовью к брату, которого

Она не может оставить непогребенным,

На добычу птицам. Неисполнение

Обязанности погребения было бы

Противно священным семейным узам,

И поэтому она нарушает приказ Кре-

онта» г.

С приведенными объяснениями едва

Ли можно согласиться. Анализ трагедии

Ясно показывает, что нельзя говорить

В ней о двух равно законных побуждениях.

О них можно было бы говорить

Еще в начале пьесы, когда Креонт формулирует

Принципы своего будущего

Правления. Однако с дальнейшим развитием

Действия в Креонте все яснее

И яснее выступают черты правителя-

Тирана, не желающего считаться с голосом

Народной совести. С точки зрения

Грека V в. до н. э., Креонт вовсе не идеал

Правителя, а следовательно, государственная

Власть, по пьесе, оказывается

В руках не лучшего ее представителя.

На этом основании некоторые исследователи

Идут так далеко, что не признают

Содержание «Электры» то же, что

и в «Хоэфорах» Эсхила. Но у Софокла

Центральная роль отводится не Оресту,

А Электре, которая почти совсем

За Креонтом никакой правды и характеризуют

Его как ничтожного и тщеславного

Тирана. Во всяком случае,

Драматург оправдывает Антигону и

осуждает Креонта за его презрение к «бо-

'жеским» законам. Такое толкование

Находится в соответствии с религиозно-



Просмотров 508

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!