Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Смерти Антигону на глазах Гемона
И эта казнь, вероятно, совершилась бы, Если бы Гемон не удалился. Отталкивающую Жестокость, соединенную С издевательством, проявляет Креонт По отношению к Антигоне в тот момент, Когда ее ведут на казнь. Он иронически Замечает, что ему не будет осквернения От смерти Антигоны, так как он не проливает Родственной крови, а только Отлучает виновную от мира жизни. В ответ на увещания Тиресия Креонт Высказывает неоправданную подозрительность г: он называет прорицателя бесчестным И продажным. В итоге Креонт Оказывается виновником смерти трех человек: Антигоны, сына и жены. Это Наказание постигает Креонта за презрение «божеского», «неписаного» закона, За несправедливость и жестокость По отношению к Антигоне. По греческим Понятиям, он не имел права Отказывать в погребении даже своему Врагу. Самое большее, что он мог сделать,— Это запретить хоронить Поли- Ника в городе, который тот оскорбил Своей изменой. Но он мог похоронить Его где-нибудь вне города. В «Антигоне» Софокл показал столкновение «божеских» законов, то есть Требований старозаветной народно-религиозной Традиции, с законами •и постановлениями государственной Власти. Последняя за свое пренебрежение К законам религии оказывается В этом столкновении побежденной, хотя защитница неписанных «божеских» законов И хранительница священных семейных Уз гибнет. Постановка такого Вопроса, а также то решение его, какое Дается в пьесе, представляли интерес Для афинского зрителя в годы первых Успехов философии софистов, живо Интересовавшихся проблемой отношения Отдельной личности к требованиям Государственной власти. Софокл всецело стоит на стороне Антигоны. Правота ее подчеркивается Тем, что и сам ее противник, Креонт, Под конец меняет свои первоначальные Распоряжения. Однако высказывалось Иное объяснение сущности конфликта между Креонтом и Антигоной: оба они Являются носителями трагической вины И оба наказаны за свое одностороннее Решение. Креонт неправ, запрещая вопреки неписаному «божескому» закону Хоронить Полиника. Но не права И Антигона, самовольно нарушающая Закон государства. Такую точку зрения в «Лекциях по эстетике» высказывает Гегель, считающий, что в «Антигоне» Подозрительность Креонта проявлялась и раньше. После рассказа стража о том, что кто-то Похоронил Полиника, Креонт, отвечая на замечание первого старца, не замешан ли здесь бог, говорит о гражданах города: «...на приказ мой в Фивах Ворчат, им тяготяся, головой Тайком качают: под ярмом, как должно, Не держат выи, мною недовольны...» (ст. 296-299) Софокл 121 В художественной форме дано столкновение Государственной власти с семейно- Родовыми традициями и понятиями. «Царь Креонт издал в качестве главы Государства строгий приказ, чтобы Выступивший против Фив как враг Отечества сын Эдипа не получил почести Погребения. Этот приказ в значительной- Степени оправдан, ибо он продиктован Заботами о благе всего города. Но Антигона Одушевлена равно нравственной Силой, святой любовью к брату, которого Она не может оставить непогребенным, На добычу птицам. Неисполнение Обязанности погребения было бы Противно священным семейным узам, И поэтому она нарушает приказ Кре- онта» г. С приведенными объяснениями едва Ли можно согласиться. Анализ трагедии Ясно показывает, что нельзя говорить В ней о двух равно законных побуждениях. О них можно было бы говорить Еще в начале пьесы, когда Креонт формулирует Принципы своего будущего Правления. Однако с дальнейшим развитием Действия в Креонте все яснее И яснее выступают черты правителя- Тирана, не желающего считаться с голосом Народной совести. С точки зрения Грека V в. до н. э., Креонт вовсе не идеал Правителя, а следовательно, государственная Власть, по пьесе, оказывается В руках не лучшего ее представителя. На этом основании некоторые исследователи Идут так далеко, что не признают Содержание «Электры» то же, что и в «Хоэфорах» Эсхила. Но у Софокла Центральная роль отводится не Оресту, А Электре, которая почти совсем За Креонтом никакой правды и характеризуют Его как ничтожного и тщеславного Тирана. Во всяком случае, Драматург оправдывает Антигону и осуждает Креонта за его презрение к «бо- 'жеским» законам. Такое толкование Находится в соответствии с религиозно-
|