Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И Пилад снова скрываются во дворце



Появляется Эгисф и спрашивает Электру,

Справедлива ли весть о смерти

Ореста. Электра отвечает ему, что гости

Принесли даже труп Ореста. Двери

Дворца раскрываются. Эгисф подходит

Софокл 123

К трупу, лежащему под покровом, и

Приказывает позвать Клитемнестру.

«Не нужно ее звать: она вблизи тебя»,—

Отвечает ему Орест. Эгисф сдергивает

Покров с тела и видит труп Клитемнестры.

Он понимает, что его гибель

Неизбежна. Орест и Пилад уводят Эгис-

Фа во дворец, и там Орест убивает его.

«Электра» Софокла представляет

Собой трагедию справедливого возмездия.

По древнейшим верованиям греков,

Душа человека, насильственно

Лишенного жизни, пребывала в печали,

Которая прекращалась только с наказанием

Виновника убийства. Это наказание

Было обязанностью родственников

Убитого, и прежде всего его сыновей

Или сына. Если родственники уклонялись

От своей обязанности, на них

Могла обрушиться месть разгневанной

Души убитого, олицетворенная позже

В виде Эриний, богинь мстительниц,

Охраняющих права убитого. Древнейшее

Право требовало крови за кровь,

И таким образом возникала длинная

Цепь искупительных убийств, которые

Прекращались только тогда, когда

Последний убитый не оставлял после

Себя родственников. Однако уже в гомеровскую

Эпоху убийца мог откупиться

Пеней в пользу родственников убитого.

В дальнейшем, с развитием религии

Аполлона, пеня или вира за убийство

Была заменена религиозным очищением

Убийцы. Обряд заключался в окроплении

Убийцы кровью зарезанного поросенка;

Кроме того, убийца был обязан

Годовой службой своему очистителю.

Когда же возникло государство, оно

Само стало вмешиваться в дела

Об убийстве, хотя и в ограниченных

Рамках. Право мести по-прежнему принадлежало

Ближайшему родичу убитого,

Но теперь в осуществлении своей мести

Он должен был придерживаться определенного,

Установленного законом порядка.

Он звал убийцу в государственный

Суд. Если последний признавал

Убийство нечаянным или справедливым,

То Оправдывал его и этим ограждал

От попыток мести со стороны обвинителя.

В противном случае обвиняемый

Мог еще до заключительного слова

-удалиться в добровольное годичное

Изгнание. Если он упорствовал

В надежде на свое оправдание, то суд

Признавал его виновным и его наказание

Было делом государства. Эринии

Получали возмездие за пролитую кровь,

И дальнейшее осуществление мести

Не допускалось. Но дела об убийствах

Начинали в Древней Греции сами родственники

Убитого, а не представители

Государственной власти. Государственного

Органа, соответствующего современной

Прокуратуре, в Греции еще не было.

Таким образом, несмотря на существенные

Изменения, которые претерпел

Вопрос о возмездии за пролитую кровь,

Обязанность отмщения за убийство была

Так же жива в сознании грека V в.

До н. э., как и в более отдаленные

Времена. Поэтому для него был непосредственно

Понятен и тот нравственный

Конфликт, который изобразил

Софокл в своей трагедии возмездия.

У Софокла есть существенные различия

В разработке фабулы пьесы по сравнению

с Эсхилом. В «Хоэфорах» Орест

Осуществляет свою месть. У Софокла

Душою мести является Электра. И эта

Жажда отмщения — основная черта

Ее характера. Софокл поставил Электру

В центр событий и сделал ее хранительницей

Родовой чести дома. Если брать

События, происшедшие до начала действия

Пьесы, то именно она спасает

Малолетнего брата и, передав его Тал-

Фибию, устами верного слуги заповедует

Ему месть. Она поддерживает

С ним тайные сношения и, как только

Он достигает зрелости, торопит его вер-

Глава VII

Нуться на родину и осуществить месть.

Ее постоянный плач об отце не только

Выражение ее личной скорби. Для

Древнего грека здесь скрывалось нечто

большее: это и некоторое возмещение

Тех погребальных почестей, которые

Был лишен Агамемнон, и своего рода

Постоянная поддержка в душе загубленного

Отца чувства обиды и жажды

Отмщения. В характере Электры есть

Некоторые черты, роднящие ее с Антигоной.

Одно и то же чувство одушевляет

Обеих героинь. Так же как и Антигона,

Электра хочет служить справедливости

И готова принести себя в жертву ради

Нее. Но у Электры ненависть и жажда

Мести берут верх над любовью. Такой

Сделали ее жизненные условия, в которых



Просмотров 460

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!