Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
И Пилад снова скрываются во дворце
Появляется Эгисф и спрашивает Электру, Справедлива ли весть о смерти Ореста. Электра отвечает ему, что гости Принесли даже труп Ореста. Двери Дворца раскрываются. Эгисф подходит Софокл 123 К трупу, лежащему под покровом, и Приказывает позвать Клитемнестру. «Не нужно ее звать: она вблизи тебя»,— Отвечает ему Орест. Эгисф сдергивает Покров с тела и видит труп Клитемнестры. Он понимает, что его гибель Неизбежна. Орест и Пилад уводят Эгис- Фа во дворец, и там Орест убивает его. «Электра» Софокла представляет Собой трагедию справедливого возмездия. По древнейшим верованиям греков, Душа человека, насильственно Лишенного жизни, пребывала в печали, Которая прекращалась только с наказанием Виновника убийства. Это наказание Было обязанностью родственников Убитого, и прежде всего его сыновей Или сына. Если родственники уклонялись От своей обязанности, на них Могла обрушиться месть разгневанной Души убитого, олицетворенная позже В виде Эриний, богинь мстительниц, Охраняющих права убитого. Древнейшее Право требовало крови за кровь, И таким образом возникала длинная Цепь искупительных убийств, которые Прекращались только тогда, когда Последний убитый не оставлял после Себя родственников. Однако уже в гомеровскую Эпоху убийца мог откупиться Пеней в пользу родственников убитого. В дальнейшем, с развитием религии Аполлона, пеня или вира за убийство Была заменена религиозным очищением Убийцы. Обряд заключался в окроплении Убийцы кровью зарезанного поросенка; Кроме того, убийца был обязан Годовой службой своему очистителю. Когда же возникло государство, оно Само стало вмешиваться в дела Об убийстве, хотя и в ограниченных Рамках. Право мести по-прежнему принадлежало Ближайшему родичу убитого, Но теперь в осуществлении своей мести Он должен был придерживаться определенного, Установленного законом порядка. Он звал убийцу в государственный Суд. Если последний признавал Убийство нечаянным или справедливым, То Оправдывал его и этим ограждал От попыток мести со стороны обвинителя. В противном случае обвиняемый Мог еще до заключительного слова -удалиться в добровольное годичное Изгнание. Если он упорствовал В надежде на свое оправдание, то суд Признавал его виновным и его наказание Было делом государства. Эринии Получали возмездие за пролитую кровь, И дальнейшее осуществление мести Не допускалось. Но дела об убийствах Начинали в Древней Греции сами родственники Убитого, а не представители Государственной власти. Государственного Органа, соответствующего современной Прокуратуре, в Греции еще не было. Таким образом, несмотря на существенные Изменения, которые претерпел Вопрос о возмездии за пролитую кровь, Обязанность отмщения за убийство была Так же жива в сознании грека V в. До н. э., как и в более отдаленные Времена. Поэтому для него был непосредственно Понятен и тот нравственный Конфликт, который изобразил Софокл в своей трагедии возмездия. У Софокла есть существенные различия В разработке фабулы пьесы по сравнению с Эсхилом. В «Хоэфорах» Орест Осуществляет свою месть. У Софокла Душою мести является Электра. И эта Жажда отмщения — основная черта Ее характера. Софокл поставил Электру В центр событий и сделал ее хранительницей Родовой чести дома. Если брать События, происшедшие до начала действия Пьесы, то именно она спасает Малолетнего брата и, передав его Тал- Фибию, устами верного слуги заповедует Ему месть. Она поддерживает С ним тайные сношения и, как только Он достигает зрелости, торопит его вер- Глава VII Нуться на родину и осуществить месть. Ее постоянный плач об отце не только Выражение ее личной скорби. Для Древнего грека здесь скрывалось нечто большее: это и некоторое возмещение Тех погребальных почестей, которые Был лишен Агамемнон, и своего рода Постоянная поддержка в душе загубленного Отца чувства обиды и жажды Отмщения. В характере Электры есть Некоторые черты, роднящие ее с Антигоной. Одно и то же чувство одушевляет Обеих героинь. Так же как и Антигона, Электра хочет служить справедливости И готова принести себя в жертву ради Нее. Но у Электры ненависть и жажда Мести берут верх над любовью. Такой Сделали ее жизненные условия, в которых
|