Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
С этой неизвестностью. Эдип гибнет,
Рок торжествует. Но зритель не остается Подавленным его неумолимой силой. Сострадая герою, зритель испытывает Вместе с тем огромное нравственное Удовлетворение от величественного Изображения борьбы, страданий и гибели Героя. Софокл удивительно искусно построил Фабулу пьесы. С каждой последующей Сценой трагическое напряжение Нарастает все больше и больше. На пути Следствия встречаются эпизоды, которые На первый взгляд как будто препятствуют «узнаванию» либо отдаляют Его, но которые на самом деле неизбежно Ведут к нему, пока из перекрестного Допроса коринфского гонца и фиван- Ского пастуха Эдипу не открывается его ужасный грех. Самое «узнавание» Весьма выразительно с чисто сценической Стороны, так как требует для своего осуществления двух\яиц. Коринфянин Не знает происхождения Эдипа; Ему известно только, что Эдип приемный Сын Полиба и Меропы. С другой стороны, Фиванский пастух, отнесший младенца На Киферон, знает, что Эдип — Сын Лая и Иокасты, но ничего не знает О том, что Эдип был усыновлен коринфским Царем. Только из сопоставления Показаний того и другого выясняется Истина. Несколько раньше, чем для Эдипа, Эта истина открывается для Иокасты. Раскрытие ее невольной вины поэт Изображает с таким же потрясающим •ррагизмом, как и раскрытие невольного Греха Эдипа. Узнавание для Иокасты Наступает еще до прихода фиванского Пастуха. Когда опрашиваемый Эдипом Коринфский гонец отвечает, что он принял Младенца с проколотыми ножками На Кифероне и передал его человек, Называвший себя пастухом Лая, для нее все становится ясным: Эдип — Ее сын, и он же ее муж. С сознанием Этого жить невозможно. Но если она Должна умереть, пусть живет хотя бы Эдип. Отсюда ее просьба к Эдипу прекратить Дальнейшие расспросы и ее реплики, бросаемые, очевидно, в сторону: Довольно, что страдаю я (ст. 1034). Хоровые партии «Эдипа-царя» Софокла, Изящные по своей словесной форме И написанные разнообразными лирическими Размерами, пронизаны глубокой Верой в богов и надеждой на их помощь Гибнущему городу. В стасиме втором Выражена вера в нетленные вечные Законы, которые в небесной выси взошли Из лона Правды. Здесь же содержится И мольба к Зевсу, навеянная Непочтительным отзывом Иокасты О Фебовых пророчествах,— обратить Свой взор на дерзких смертных, переставших Верить в пророчество Феба. Кажется, что в этих словах выражена И личная преданность поэта аполлонов- Скому культу. Лирические партии дают В то же время яркие картины, рисующие Жизнь гибнущего от чумы города, И картины, возникающие в воображении Хора в связи с развивающимися событиями. Софокл 129 Вот, например, вторая пара строф (строфа 2 и антистрофа 2), где говорится о страданиях города: Горе! Меры нет напастям! Наш народ истерзан мором, А оружье для защиты Мысль не в силах обрести. Не взрастают плоды нашей матери Геи. И не в силах родильницы вытерпеть Мук. Досмотри на людей,— как один за За другим Быстрокрылыми птицами мчатся они Огненосного мора быстрей На прибрежья закатного бога... х Жертв по граду не исчислить, Несхороненные трупы, Смерти смрад распространяя, Неоплаканы лежат. Жены меж тем с матерями седыми Молят, припав к алтарям и стеная, Об избавленье от тягостных бед. Смешаны вопли с пеанами светлыми. О златая дочь Зевса 2, явись Ясноликой защитой молящим! з В первом стасиме хор поет о тайном Убийце, который рыщет в глухом лесу И скрывается подобно бесприютному Зверю в пещерах угрюмых гор. Его Гонит среди зарева молний Аполлон, За ним мчится вслед рой неизбежных Эриний (стр. 463 и следующие). В четвертом стасиме, когда тайна Эдипа уже раскрыта, хор высказывает Мысли о ничтожности и скоротечности Человеческого величия и счастья. Эдип Стяжал у людей венец счастья, а где Теперь чернее мрак погибели, глубже грех и сильней насмешка рока? В древности трагедия Софокла «Эдип- царь» пользовалась громадной популярностью И считалась образцом трагедии Вообще. Такая оценка является совершенно Естественной с точки зрения Эстетических воззрений античной Греции. Прежде всего в этой трагедии Ярко показана власть рока над человеческой Жизнью. Прихоть Рока губит Эдица, который лично ни в чем не повинен. Правда, род Эдипа был греховен, И афинский зритель, который хорошо Знал миф об Эдипе, не мог отделаться
|