Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ваниях из страны в страну. Прекрасно



обрисована в «Трахинянках» верная

Жена Геракла, Деянира. Очень тонко

Софокл показывает смену настроений

Деяниры. Вначале ею владеет тоска

И боязнь за отсутствующего мужа;

Потом ее охватывает радость при известии

О том, что Геракл жив и, завершив

Все свои подвиги, возвращается

Домой. Затем ею овладевает скорбь,

Когда она узнает, что у Геракла уже

Есть новая привязанность. Далее возникает

Робкая надежда на то, что, быть

Может, с помощью талисмана, оставленного

Кентавром Нессом, ей удастся

Вернуть себе мужа, и наконец — страшная

Тревога, переходящая в отчаяние,

Когда Деянира убеждается в ужасном

Действии снадобья, которым она намазала

Плащ Геракла.

Рисуя трагические персонажи,

Софокл идеализирует своих героев, приподнимая

Их над действительностью.

Таков был эстетический идеал того

Времени, отразившийся и в другом роде

Художественного творчества — в скульптуре.

Так, образам Фидия, представляющим

Идеализированных людей, свойственно

То же самое гармоническое

Спокойствие и благородное величие.

Можно сказать, что Фидий в скульптуре

Делал то же, что Софокл в своих трагедиях.

Действительно, герои Софокла

Даже на вершине своих страданий

Сохраняют все свое величие и непобедимую

Душевную силу. Создается впечатление,

Что крики боли не вырываются

Из их груди и судорожные движения

Не искажают пластичности поз и жестов.

Софокл признает рок, но у него нет

Изображения пассивности или придавленности

Человека. Наоборот, человек

Стремится к тому, чтобы преодолеть

Неумолимую силу рока, и живет и действует

Так, как подсказывают ему жизненные

Обстоятельства, его воля и его

нравственные | побуждения. В центре

Внимания поэта во всех его трагедиях

Стоят люди со всей сложностью выявления

Их душевных сил. Хотя на долю

Человека в этой жизни выпадают по воле

Богов и судьбы величайшие бедствия

И страдания, а человеку не дано знать

-будущего, все же Софокл далек от пессимистического

Восприятия жизни.

В его трагедиях жизнь прекрасна и уходить

Из нее тяжело.

В пьесах Софокла можно найти

Отзвуки современной поэту философии

Софистов, однако основной мотив, звучащий

В его произведениях, совершенно

другой: не человек, а бог есть мера

Вещей. Софокл выступает не реформатором,

А, скорее, апологетом существовавших

Тогда религиозных верований.

В своем отношении к традиционной

Религии он не делает никаких уступок

Новому интеллектуальному движению.

Усовершенствования театральной техники,

Введенные Софоклом, сделали его

Трагедию более живой и сценичной.

Большей живости действия у Софокла

способствовало введение и более сложных,

Чем у Эсхила, перипетий и узнавания.

Однако в общем плане пьес

Софокл лишь немного отходит от Эсхила:

Развитие действия идет у него обычно

Так же прямолинейно, как и у его предшественника.

События случайные и

Внешние отбрасываются.

Создав трагедию, в которой основное

Внимание было обращено на человека

С его борьбой и его душевными переживаниями,

Софокл отказался от некоторых

Сценических приемов, употреблявшихся

Эсхилом и хорошо гармонировавших

С возвышенным характером

Его трагедий, где такая большая роль

Была отведена богам и сверхчеловеческим

Персонажам. У Софокла нет процессий,

Подобных той, какая дана

в конце «Эвменид», нет торжественных

Глава VII

Въездов царей на колесницах, не появляются

Призраки, нет надобности в применении

Машин.

Замечателен язык трагедий Софокла.

Он сильно отличается от торжественного

И в то же время изобилующего

Смелыми сравнениями языка Эсхила

И хорошо характеризует этап пройденного

Грецией умственного развития

От Эсхила до Софокла. Если раньше

И в науке, и в философии, и в искусстве

Старались отобразить мир целиком,

Во всей его совокупности, то теперь

И в науке и в поэзии обращают внимание

На разные стороны действительности,

Стараются их анализировать, дать

Им соответствующее словесное обозначение.

Этот язык, способный выражать

Малейшие оттенки человеческой страсти

Еще больше выигрывал в своей сценической

Передаче. Если взять, например,

сцену из «Антигоны», где героиня

Сообщает своей сестре о поведении

Креонта, можно найти там отражение

Самых разнообразных чувств. Тут и волнение,

И ирония, и мужская смелость,

И чисто женская жалость, и религиозный



Просмотров 445

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!