Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Ваниях из страны в страну. Прекрасно
обрисована в «Трахинянках» верная Жена Геракла, Деянира. Очень тонко Софокл показывает смену настроений Деяниры. Вначале ею владеет тоска И боязнь за отсутствующего мужа; Потом ее охватывает радость при известии О том, что Геракл жив и, завершив Все свои подвиги, возвращается Домой. Затем ею овладевает скорбь, Когда она узнает, что у Геракла уже Есть новая привязанность. Далее возникает Робкая надежда на то, что, быть Может, с помощью талисмана, оставленного Кентавром Нессом, ей удастся Вернуть себе мужа, и наконец — страшная Тревога, переходящая в отчаяние, Когда Деянира убеждается в ужасном Действии снадобья, которым она намазала Плащ Геракла. Рисуя трагические персонажи, Софокл идеализирует своих героев, приподнимая Их над действительностью. Таков был эстетический идеал того Времени, отразившийся и в другом роде Художественного творчества — в скульптуре. Так, образам Фидия, представляющим Идеализированных людей, свойственно То же самое гармоническое Спокойствие и благородное величие. Можно сказать, что Фидий в скульптуре Делал то же, что Софокл в своих трагедиях. Действительно, герои Софокла Даже на вершине своих страданий Сохраняют все свое величие и непобедимую Душевную силу. Создается впечатление, Что крики боли не вырываются Из их груди и судорожные движения Не искажают пластичности поз и жестов. Софокл признает рок, но у него нет Изображения пассивности или придавленности Человека. Наоборот, человек Стремится к тому, чтобы преодолеть Неумолимую силу рока, и живет и действует Так, как подсказывают ему жизненные Обстоятельства, его воля и его нравственные | побуждения. В центре Внимания поэта во всех его трагедиях Стоят люди со всей сложностью выявления Их душевных сил. Хотя на долю Человека в этой жизни выпадают по воле Богов и судьбы величайшие бедствия И страдания, а человеку не дано знать -будущего, все же Софокл далек от пессимистического Восприятия жизни. В его трагедиях жизнь прекрасна и уходить Из нее тяжело. В пьесах Софокла можно найти Отзвуки современной поэту философии Софистов, однако основной мотив, звучащий В его произведениях, совершенно другой: не человек, а бог есть мера Вещей. Софокл выступает не реформатором, А, скорее, апологетом существовавших Тогда религиозных верований. В своем отношении к традиционной Религии он не делает никаких уступок Новому интеллектуальному движению. Усовершенствования театральной техники, Введенные Софоклом, сделали его Трагедию более живой и сценичной. Большей живости действия у Софокла способствовало введение и более сложных, Чем у Эсхила, перипетий и узнавания. Однако в общем плане пьес Софокл лишь немного отходит от Эсхила: Развитие действия идет у него обычно Так же прямолинейно, как и у его предшественника. События случайные и Внешние отбрасываются. Создав трагедию, в которой основное Внимание было обращено на человека С его борьбой и его душевными переживаниями, Софокл отказался от некоторых Сценических приемов, употреблявшихся Эсхилом и хорошо гармонировавших С возвышенным характером Его трагедий, где такая большая роль Была отведена богам и сверхчеловеческим Персонажам. У Софокла нет процессий, Подобных той, какая дана в конце «Эвменид», нет торжественных Глава VII Въездов царей на колесницах, не появляются Призраки, нет надобности в применении Машин. Замечателен язык трагедий Софокла. Он сильно отличается от торжественного И в то же время изобилующего Смелыми сравнениями языка Эсхила И хорошо характеризует этап пройденного Грецией умственного развития От Эсхила до Софокла. Если раньше И в науке, и в философии, и в искусстве Старались отобразить мир целиком, Во всей его совокупности, то теперь И в науке и в поэзии обращают внимание На разные стороны действительности, Стараются их анализировать, дать Им соответствующее словесное обозначение. Этот язык, способный выражать Малейшие оттенки человеческой страсти Еще больше выигрывал в своей сценической Передаче. Если взять, например, сцену из «Антигоны», где героиня Сообщает своей сестре о поведении Креонта, можно найти там отражение Самых разнообразных чувств. Тут и волнение, И ирония, и мужская смелость, И чисто женская жалость, и религиозный
|