Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Ужас, и гордость за предпринимаемое
Дело. Хор играет у Софокла значительно Меньшую роль, чем у Эсхила. Софокл Отводит хору такое место, какое должно Принадлежать ему лишь для того, чтобы Сделать из трагедии гармоничное произведение, В котором части лирическая И драматическая взаимно уравновешивали Бы друг друга. Уменьшение прежней Роли хора делает трагедию Софокла Менее величественным зрелищем, чем У Эсхила. Однако хор у Софокла тесно Связан с действием драмы и является, По справедливому замечанию Аристотеля, «одним из актеров». Воображение у Софокла не имело такой Мощи и такого взлета, как у Эсхила. Оно было более умеренным и сдержанным, Но в то же время более ясным, Более способным к изображению различных Душевных переживаний реального Человека и его благородных страстей. Трагедии Софокла с классической Отчетливостью выражали эстетические Идеалы античной рабовладельческой Демократии периода ее расцвета. Но уже При жизни Софокла вскрылись и противоречия, Разъедавшие античный Полис. Проявившись прежде всего В области социально-экономических Отношений, эти противоречия нашли Затем свое отражение и в строе мыслей И чувств людей того времени. В учениях Софистов подвергается сомнению старая Религиозная традиция, возникают новые Общественные теории, критикуются старые Жизненные устои, появляется глубокая Неудовлетворенность различными Сторонами жизни. Все это — показатели Наступающего кризиса античной Рабовладельческой демократии, с особенной Резкостью выявившиеся с началом Пелопоннесской войны. Возникает вопрос, видел ли Софокл Все эти противоречия современной ему действительности? Едва ли в этом приходится Сомневаться. Такой гениальный Художник, не чуждавшийся к тому же И государственной деятельности, не мог Не видеть их. Но тогда сразу же возникают и другие вопросы. Почему противоречия современной Поэту действительности не нашли отражения в его трагедиях? Почему в душе Его героев нет той раздвоенности, какая Наблюдается у героев пьес Еврипида, И нет изображения людей такими, какими Они были в тогдашней жизни, Со всеми их достоинствами, недостатками И страстями, иногда носившими довольно низменный характер? На этот Вопрос можно дать достаточно определенный Ответ. Это зависело, очевидно, От взглядов Софокла на задачи траге- Софокл 137 дии. В комедии «Лягушки», поставленной Вскоре после смерти Софокла И Еврипида, Аристофан вкладывает В уста Эсхила утверждение, что поэт должен славить только «доброе и чистое». По сказочному сюжету этой комедии, Эсхил, уходя из Аида на землю, передает Трагический трон Софоклу. Значит, Софокл, с точки зрения Аристофана, Является таким поэтом, который таит «нехорошее» в жизни и славит только «доброе и чистое». Софокл видел Свои идеалы в античной рабовладельческой Демократии периода ее расцвета, И то, что противоречило этим идеалам, По его мнению, не могло являться предметом Трагической поэзии. Взгляды Софокла на задачи поэзии Помогают понять и то, почему философия Софистов не оказала на него почти Никакого влияния. В произведениях Современника Софокла, Еврипида, постоянно Встречаются высказывания Софистов по вопросам религии, морали, Общественно-политической жизни. В произведениях Софокла этого нет. У него нельзя найти скептического отношения К религии, к старым мифам — Он стоит на позициях традиционных Религиозных представлений. Правда, В постановке самих вопросов можно- Ощутить влияние современной Софоклу Философии и софистики (рок и жизнь Человека, личность в ее отношении К государству, столкновение гражданских законов и законов «вечной правды» Йт. п.), однако дело этим и ограничивается. Ответ на эти вопросы дается В духе традиционных религиозных И нравственных воззрений. В драмах Софокла следует отметить одну черту, как следствие влияния софистики: Софокл умеет преподнести столкновение Своих персонажей в страстных спорах Друг с другом, причем произносимые Ими речи строятся по только что Изобретенным риторическим правилам. Эти споры действующих лиц, Очень нравились тогдашним зрителям. Общие же взгляды Софокла на задачи Поэзии и театра заставили его отказаться От изображения темных сторон Современной ему жизни.
|