Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Еврипида оказала сильное влияние
Философия софистов. Мысли софистов По разным вопросам общественной Жизни, критика ими старых религиозных Верований находят свое отражение В трагедиях Еврипида, и поэтому некоторые Исследователи называют его «философом со сцены». И еще одна Черта перешла в трагедии Еврипида от софистов: его герои по большей части Много и тонко рассуждают и оказываются Весьма искусными в приемах Софистического доказательства. По своим политическим взглядам Еврипид был сторонником умеренной Демократии. Он не одобряет крайней Демократии своего времени, изображая ее господством толпы и называя «ужасным бичом». С другой стороны, он не любит И аристократии, кичащейся своим Знатным происхождением и богатством. В его глазах «среднее» сословие является Самой прочной основой государства. И прежде всего — это земледелец, который обрабатывает землю «своими собственными руками». В трагедии «Электра » простой земледелец, оказавший Гостеприимство Оресту и проявивший Себя великодушным, назван благородным, Ибо, по словам Ореста, истинное Благородство и заключается в благородстве Души. В ряде своих трагедий Еврипид высказывает Горячие патриотические чувства, Прославляя Афины, их богов и героев, Их природу, уважение к гостям и просителям, Справедливость и великодушие. В пьесах Еврипида постоянно Встречаются намеки на современные Драматургу политические события. Последние становятся даже непосредственным Толчком к созданию драмы. В связи с Пелопоннесской войной затрагиваются вопросы о договорах, О союзниках, не один раз высказывается Чувство враждебности по отношению -*к спартанцам, и вместе с тем рисуются Бедствия и страдания, порожденные Войной, и особенно страдания женщин. Еврипид затрагивает в своих трагедиях Весьма волновавший в то время афинское Общество вопрос о положении жен- Щины и вкладывает, например, в уста героини трагедии «Медея» ряд глубоких Мыслей о женской доле. Характерно отношение Еврипида К рабам. Они не занимают в его пьесах Приниженного положения и часто Выступают доверенными лицами своих Господ. Рабы у Еврипида приобретают Такое значение, какое имеют на новоевропейской Сцене слуги. В трагедии «Елена» (ст. 727 и следующие) прямо Высказывается радикальная по тому Времени мысль, что добрый, чистый Сердцем раб такой же человек, как И свободный. Драматургическое мастерство Еврипида Характеризуется следующими чертами. Он не только сталкивает своих Героев в острых драматических конфликтах (это делали до него уже Эсхил И Софокл), но и заставляет зрителей Присутствовать при тончайших душевных Переживаниях своих героев. Он Умеет выбрать и ярко изобразить Потрясающие моменты каждой ситуации И вместе с тем дать углубленную Психологическую характеристику своих Героев. Острота драматических конфликтов, Приводящая обычно к гибели героя или Его близких, в соединении с этой углубленной Психологической характеристикой делает Еврипида «трагичнейшим Еврипид 141 из поэтов». Именно так называет его Аристотель *, указывая, что многие Трагедии Еврипида оканчиваются Несчастьем, хотя и упрекает его вместе С тем за композицию некоторых пьес. Действительно, прямолинейному развитию Действия у Еврипида мешает иногда Ряд побочных эпизодов, тормозящих Движение драмы. Поэтому в отношении Единства действия Еврипид уступает Эсхилу и Софоклу. При постановке своих трагедий Еврипид, Как и Софокл, пользовался тремя Актерами. Однако у него есть и пьесы, Где выступают два актера. Хор у Еврипида Уже не имеет такой тесной связи С развитием действия, как у Софокла. Временами он является только пассивным Созерцателем происходящих событий. Иногда хор или высказывает сочувствие Героям в переносимых ими страданиях, Или пытается примирить враждующие Стороны, или же просто выражает Свое мнение по поводу совершающихся Событий. Временами же в хоровых Партиях Еврипид высказывает, Не стараясь даже скрыть это, свои Собственные любимые взгляды и мысли. Кроме песен хора в трагедиях Еврипида Имеются и монодии. Они встречаются Уже у Софокла, но широко ими Начал пользоваться только Еврипид. Надо думать, что эти монодии производили На зрителя и слушателя большое
|