Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Фиванцу Креонту. Примечательно,



Что в трагедии, написанной незадолго

До падения Афин, особенно ярки патриотические

Чувства автора. Он прославляет

Свое родное государство с его

Гуманными установлениями в тот

Момент, когда представители аристократии

Склонны были открыть ворота города

Спартанским войскам.

ЗНАЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОФОКЛА

Несомненно, что творчество Софокла

Содействовало дальнейшему развитию

Театрального искусства Древней Греции.

Являясь учеником и продолжателем

Дела Эсхила, Софокл понимал самую

Сущность трагедии иначе, чем его великий

Предшественник. Давно уже было

Высказано мнение, что Софокл заставил

Греческую трагедию спуститься с неба

На землю и сделал ее более человеческой.

У Эсхила боги, хотя и невидимые,

выступают на первом плане. Софокл

Явно признает могущество богов; они

Тоже выступают у него как недосягаемые

Властители мира, которые могут

Повергнуть человека в прах, однако

Глава VII

Поэт рисует их более удаленными

От непосредственного действия, а их

Власть над человеком менее ощутимой,

чем у Эсхила. На первом плане

У Софокла стоит интерес к человеку

С миром его душевных переживаний —

его мыслей, страстей *, чувств, возникающих

У него в той борьбе, которую

Он ведет за осуществление поставленных

Целей. Настоящей основой действия

В трагедии для Софокла является воля

Человека. Твердое решение героя, опирающегося

На совершенно ясные мотивы

И действия, предпринимаемые для осуществления

Этого решения через ряд

Препятствий,— вот в чем состоит существо

Драмы у Софокла. Некоторые

Из вопросов, которые он поднимает

В своих трагедиях, уже были поставлены

Эсхилом (например, вопросы

О человеческой личности и ее отношении

К государству, о роке и его влиянии

На человеческую жизнь, некоторые

вопросы религии и т. д.). Однако различие

Заключается в том, что у Софокла

Ряд сложных и актуальных для его

Времени вопросов решались в драматических

Столкновениях, в которых принимали

Участие уже не боги и не сверхчеловеческие

Персонажи, а живые, хотя

И идеализированные люди. Это было

Дальнейшим и крупным успехом театрального

Искусства на пути к реалистическому

Отображению жизни.

В образах героев трагедии Софокла

(Эдип, Аякс, Филоктет, Антигона и

Другие) со всей полнотой выразились

Гражданские и нравственные идеалы

Античной рабовладельческой демократии

Эпохи ее расцвета. Этими идеалами

Были — любовь к родине, почитание

Богов отеческой религии, высокие

Моральные качества (твердость и непоколебимость

В отстаивании правого

Дела, готовность ради истины пожертвовать

Своею жизнью и ъ. д.), соединяющиеся

С прекрасным внешним обликов,

А у мужчин, кроме того, с большой

Физической силой и ловкостью воина

И атлета. По свидетельству Аристотеля,

Софокл сам говорил, что он изображает

Людей такими, какими они должны

Быть. При этом он умеет индивидуализировать

Рисуемые им характеры,

Придавая каждому своеобразные черты.

В манере изображения Софоклом

Персонажей его трагедий есть что-то,

Напоминающее Гомера. Это та же

Легкость, тот же способ вызывать в нашем

Представлении целостный образ

Героя, нарисованный даже в деталях

С классической точностью. Упомянутое

Сходство идет еще дальше. Хотя душевный

Мир героев Софокла более сложен,

Чем у Гомера, но в общем они обладают

Такой же цельностью характера, как

И гомеровские герои.

В трагедиях Софокла имеется несколько

Замечательных женских образов.

Среди них прежде всего нужно назвать

Антигону, в которой жалость и любовь

К брату сочетаются с твердостью и непреклонностью

В исполнении того, что она

считает своим долгом. В «Эдипе в Колоне

» драматург раскрывает другие стороны

Характера этой мифологической

героини: безгранично преданная своему

Отцу Антигона делит с ним изгнание,

Нежно опекает его и превращается

В поводыря слепого при его странство-

1 Греки употребляли в этом случае слово «jtaOos» (откуда наше «пафос»). Слово это, собственно,

Обозначает все, что человек испытывает или претерпевает, то есть горе, страдание, страсть и т. д.

Слово «jiauos», понимаемое как «страсть», не заключало в себе сопутствующего представления

о чувственных эмоциях. Например, любовь Антигоны к брату представляет собой «nddos»

О возвышенном значении слова.

Софокл 135



Просмотров 454

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!