Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Фиванцу Креонту. Примечательно,
Что в трагедии, написанной незадолго До падения Афин, особенно ярки патриотические Чувства автора. Он прославляет Свое родное государство с его Гуманными установлениями в тот Момент, когда представители аристократии Склонны были открыть ворота города Спартанским войскам. ЗНАЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОФОКЛА Несомненно, что творчество Софокла Содействовало дальнейшему развитию Театрального искусства Древней Греции. Являясь учеником и продолжателем Дела Эсхила, Софокл понимал самую Сущность трагедии иначе, чем его великий Предшественник. Давно уже было Высказано мнение, что Софокл заставил Греческую трагедию спуститься с неба На землю и сделал ее более человеческой. У Эсхила боги, хотя и невидимые, выступают на первом плане. Софокл Явно признает могущество богов; они Тоже выступают у него как недосягаемые Властители мира, которые могут Повергнуть человека в прах, однако Глава VII Поэт рисует их более удаленными От непосредственного действия, а их Власть над человеком менее ощутимой, чем у Эсхила. На первом плане У Софокла стоит интерес к человеку С миром его душевных переживаний — его мыслей, страстей *, чувств, возникающих У него в той борьбе, которую Он ведет за осуществление поставленных Целей. Настоящей основой действия В трагедии для Софокла является воля Человека. Твердое решение героя, опирающегося На совершенно ясные мотивы И действия, предпринимаемые для осуществления Этого решения через ряд Препятствий,— вот в чем состоит существо Драмы у Софокла. Некоторые Из вопросов, которые он поднимает В своих трагедиях, уже были поставлены Эсхилом (например, вопросы О человеческой личности и ее отношении К государству, о роке и его влиянии На человеческую жизнь, некоторые вопросы религии и т. д.). Однако различие Заключается в том, что у Софокла Ряд сложных и актуальных для его Времени вопросов решались в драматических Столкновениях, в которых принимали Участие уже не боги и не сверхчеловеческие Персонажи, а живые, хотя И идеализированные люди. Это было Дальнейшим и крупным успехом театрального Искусства на пути к реалистическому Отображению жизни. В образах героев трагедии Софокла (Эдип, Аякс, Филоктет, Антигона и Другие) со всей полнотой выразились Гражданские и нравственные идеалы Античной рабовладельческой демократии Эпохи ее расцвета. Этими идеалами Были — любовь к родине, почитание Богов отеческой религии, высокие Моральные качества (твердость и непоколебимость В отстаивании правого Дела, готовность ради истины пожертвовать Своею жизнью и ъ. д.), соединяющиеся С прекрасным внешним обликов, А у мужчин, кроме того, с большой Физической силой и ловкостью воина И атлета. По свидетельству Аристотеля, Софокл сам говорил, что он изображает Людей такими, какими они должны Быть. При этом он умеет индивидуализировать Рисуемые им характеры, Придавая каждому своеобразные черты. В манере изображения Софоклом Персонажей его трагедий есть что-то, Напоминающее Гомера. Это та же Легкость, тот же способ вызывать в нашем Представлении целостный образ Героя, нарисованный даже в деталях С классической точностью. Упомянутое Сходство идет еще дальше. Хотя душевный Мир героев Софокла более сложен, Чем у Гомера, но в общем они обладают Такой же цельностью характера, как И гомеровские герои. В трагедиях Софокла имеется несколько Замечательных женских образов. Среди них прежде всего нужно назвать Антигону, в которой жалость и любовь К брату сочетаются с твердостью и непреклонностью В исполнении того, что она считает своим долгом. В «Эдипе в Колоне » драматург раскрывает другие стороны Характера этой мифологической героини: безгранично преданная своему Отцу Антигона делит с ним изгнание, Нежно опекает его и превращается В поводыря слепого при его странство- 1 Греки употребляли в этом случае слово «jtaOos» (откуда наше «пафос»). Слово это, собственно, Обозначает все, что человек испытывает или претерпевает, то есть горе, страдание, страсть и т. д. Слово «jiauos», понимаемое как «страсть», не заключало в себе сопутствующего представления о чувственных эмоциях. Например, любовь Антигоны к брату представляет собой «nddos» О возвышенном значении слова. Софокл 135
|