Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
От мысли об ответственности отдельных
Членов рода за грехи своих прародителей. Однако об этом родовом грехе В трагедии Софокла почти ничего не Говорится. Поэтому идея рока, губящего Ни в чем не повинного человека, В этой трагедии Софокла проводится более резко, чем в «Орестее» Эсхила, Где постоянно речь идет о родовом Грехе, угнездившемся в доме Тантала, И с этой точки зрения ответственность Отдельных членов рода за совершенные Их предками грехи становится более Понятной. Не то у Софокла. Эдип Делал все, чтобы избежать своей злой Судьбы, предсказанной ему Аполлоном, И не его вина, если ему не удалось Этого достичь. Собственная же вина Эдипа не очень велика. В трагедии Несколько раз подчеркивается вспыльчивость И необузданность Эдипа, его Склонность к быстрым решениям без Предварительного обдумывания и к Немедленным действиям. Последнее Проявилось и в его роковой встрече Со своим отцом. Но это лежит за пределами Собственно пьесы. В самой же Пьесе вспыльчивость Эдипа ярко показана В сцене с Тиресием. Забыв о том, Что перед ним прорицатель, которому, Согласно общему убеждению, известно Прошедшее, настоящее и будущее, и что У Тиресия могли быть свои мотивы К тому, чтобы ничего не говорить То есть Аида, бога подземного царства, владыки умерших. 2 Артемида. 3 С о ф о к л , Трагедии, пер. С. Шервинского, М., Гослитиздат, 1958, стр. 11. В. Головня Глава VII Об убийстве Лая, — Эдип сразу бросает Обвинение старцу в соучастии в этом Убийстве, а потом и в заговоре с Креон- Том, направленном якобы против самого Эдипа. Вспыльчивость Эдипа проявляется И в сцене с Креонтом, которого Он обвиняет и в убийстве Лая и в посягательстве На власть. Не разобравшись В деле, не желая вникнуть по-настоящему В доводы Креонта, Эдип намерен Вначале казнить его и только потом, Под влиянием увещаний хора, приговаривает К изгнанию. Однако вспыльчивость Эдипа, его склонность к принятию Быстрых, необдуманных решений Едва ли могут быть названы пороками, Особенно если брать события, лежащие Внутри трагедии; это, скорее всего, недостатки, Которые к тому же оправдываются Горячим и искренним желанием Эдипа отыскать убийцу царя Лая и тем Спасти город. Отсюда все, что препятствует Осуществлению этого намерения, Кажется Эдипу безнравственным, вызывает Его гнев и подозрения. Наконец, Дело мало бы изменилось, если б Эдип Путем дополнительных расспросов Тире- Сия и Креонта постарался бы рассеять Свои подозрения. Все равно страшное, невольное преступление было уже совершено: Эдип убил своего отца и стал Мужем своей матери. Стало быть, предопределенное Роком уже совершилось, И сущность трагедии заключается в том, Чтобы в ряде правдивых и психологически Выразительных сцен раскрыть Душевные переживания героя, стремящегося К разысканию убийцы Лая И к спасению родного города, но приходящего В результате всех своих стремлений К страшному узнаванию. Однако В трагедии нет мотива обреченности Перед роком. Внимание зрителей приковано К действиям героя, направленным На достижение благородной цели, Переживаниям, раскрывающим существо Его характера. Античный зритель Мог не только сострадать герою, он мог Бояться и за свою собственную судьбу,— Но он никогда не ш воспринимал Этой трагедии как проповеди пассивности И бездеятельности. В течение XIX и XX вв. трагедия «Эдип-царь» много раз шла на европейских сценах. В 80-х гг. «Эдип-царь» Был поставлен во Франции, в Оранже, Под открытым небом, в дошедшем До нового времени римском театре. Роль Эдипа исполнял знаменитый французский Актер Мунэ-Сюлли. Известный немецкий режиссер Макс Рейнхардт ставил в 1911 г. «Эдипа-царя»- В цирке Шумана. Труппа Рейнхардта ставила «Эдипа-царя» и в России — В Петербурге, в цирке Чинизелли, В 1913 г. Роль Эдипа исполнял знаменитый Немецкий актер Сандро Моисеи. У нас в роли Эдипа с большим успехом Выступал народный артист СССР Ю. М. Юрьев, бывший вместе с тем и инициатором постановки «Эдипа-царя». В 1918 г. трагедия была показана В Петрограде, в цирке Чинизелли, А в 1925 г.— на сцене Государственного- Академического театра драмы (б. Александрийского Театра). Незадолго до войны «Эдип-царь» был поставлен в Кинеш- Ме. В рецензиях весьма положительно Оценивался этот спектакль (см., например, журнал «Театр», 1940, № 18). В 1946 г. «Эдип-царь» был Поставлен в Грузии, в театре г. Кутаиси, И в 1956 г. в Тбилиси в Театре имени
|