![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Анализ поступления таможенных платежей в бюджет Российской Федерации
Одной из важнейших задач таможенных органов Российской Федерации, возложенных на них государством, является формирование доходной части Федерального бюджета посредством взимания, полагающихся по закону таможенных платежей. Планировалось, что в 2013 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план перевыполнили - сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504, 58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%). Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели.(Рис. 2. 1) Рис. 2. 1 Динамика поступления таможенных платежей Источник: Диаграмма построена на основании данных http://провэд.рф/analysis/10001-itogi-paboty-tamozhennyh-opganov-v-2013-godu-statistika-tamozhennyh-platezhey.html Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года) - это видно из линии на графике. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие членства в ВТО). По данным ФТС РФ за 2013 г. в Россию ввезено 894,1 тыс. автомобилей, причем большая часть 91,4% приходится на страны Дальнего зарубежья. В денежном выражении за 2013 г. ввезено легковых автомобилей на 16,997 млрд долл. Из стран дальнего зарубежья импортировано 818,1 тыс. автомобилей на 16,432 млрд долл., из стран СНГ — 76 тыс. автомобилей на 565,5 млн долл. Исходя из имеющихся данных, наблюдается снижение общего числа ввоза легковых автомобилей в 2013 г. на 182,1 тыс., что на 17% ниже с показателями 2012 г. (табл. 2.1.). Таблица 2.1 Импорт легковых автомобилей в РФ за 2012-2013 гг.
Источник: Таблица составлена на основании данных ФТС России http://customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=18873:-2013-&catid=52:2011-01-24-16-28-57&Itemid=1978 Такое резкое сокращение обусловлено: · увеличением курсов доллара США и евро к рублю и, как следствие, девальвацией рубля, приводящей к удорожанию импорта; · вступившим в силу с 01.09.2012 г. утилизационным сбором. На фоне общего снижения импорта отмечается снижение ввоза транспортных средств физическими лицами (табл. 2.2.). Таблица 2.2 Количество и стоимость транспортных средств (8703 ТН ВЭД ТС), ввезенных физическими лицами в РФ в январе-декабре 2013 года.
Источник: Таблица составлена на основании данные о ввозе на таможенную территорию РФ товаров и транспортных средств физическими лицами в режиме «импорт» на основе таможенных приходных ордеров за 2013 г. http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:7561910989678623::NO В 2013 г. физическими лицами на ввоз товаров и транспортных средств в РФ оформлено 296,9 тыс. таможенных приходных ордеров общей стоимостью 2540,6 млн. долл. США. По сравнению с 2012 г. число ТПО сократилось на 1%, а стоимость ввезенных товаров и транспортных средств – на 15,6%. Среди транспортных средств, ввезенных физическими лицами в 2013 г. и оформленных по ТПО, наибольший удельный вес имели средства наземного транспорта (товарная группа 87 ТН ВЭД ТС) – 94,3% от общей стоимости оформленных ТПО или 2 395,1 млн долл. США, что на 16,7% меньше по сравнению с 2012 г. Стоимостный объем легковых автомобилей (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС), ввезенных физическими лицами в 2013 г., составил 91,8% от стоимости средств наземного транспорта или 2332,7 млн долл. США (сокращение объемов ввоза на 15,8%)[36]. Результаты сравнительного анализа количества и стоимости ввезенных транспортных средств физическими лицами для личного пользования в 2012-2013 гг. представлены на рисунке 2.1. Рис. 2. 1 Количество и стоимость ввезенных транспортных средств физическими лицами в Российскую Федерацию за 2012-2013 гг. Источник: Диаграмма построена на основании данных ФТС России http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:7561910989678623::NO По последним данным, а именно введением с 1.01.2014 г. нового экологического стандарта «Евро-5», регулирующего содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобиля, может спровоцировать дальнейшее снижение ввоза транспортных средств на территорию России. Отмечено, что сокращение ввоза является одним из факторов снижения поступлений от таможенных платежей в федеральный бюджет. Однако это не определяющий фактор. Существует серьезная проблема с задолженностью физических лиц по таможенным платежам. В течение последних лет (начиная с 2010 г.) наблюдается существенное увеличение непогашенной задолженности физических лиц по таможенным платежам, связанной с невывозом временно ввезенных автотранспортных средств по истечении установленного срока, которая по состоянию на 1.07.2013 г. достигла 812,1 млн руб. Так, если задолженность физических лиц по таможенным платежам из-за невывоза автотранспортных средств, ввезенных по процедуре временного ввоза, сложившаяся за 2010 г., составила 56,7 млн руб., то прирост задолженности за 2012 г. составил 205,6 млн руб., а за первое полугодие 2013 г. - 480,4 млн руб. Прирост задолженности физических лиц по таможенным платежам и пени, возникшей при перемещении автотранспортных средств по процедуре временного ввоза, по годам образования представлен в таблице 2.3. Таблица 2.3. Сумма прироста задолженности по таможенным платежам и пени по периодам
Источник: Таблица составлена на основании данных Счетной палаты Российской Федерации http://audit.gov.ru/activities/bulleten/ Рост задолженности физических лиц по таможенным платежам, возникшей в связи с невывозом по истечении установленного срока и неуплатой таможенных пошлин и налогов, характеризуется в последние три года увеличением темпов прироста (рис. 2.2.). Рис. 2. 2 Рост задолженности физических лиц по таможенным платежам Источник: Диаграмма построена на основании данных Счетной палаты Российской Федерации http://audit.gov.ru/activities/bulleten/ Вместе с тем отсутствует эффективный механизм взыскания в федеральный бюджет задолженности иностранных физических лиц по таможенным платежам. В целях взыскания задолженности по таможенным платежам за невывезенные транспортные средства, временно ввезенные нерезидентами РФ, в адрес должников направляются требования об уплате таможенных платежей. При принятии решения об отнесении временно ввозимых транспортных средств к транспортным средствам для личного пользования таможенные органы запрашивают у физических лиц документы и сведения, определенные Соглашением от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», в том числе сведения о целях поездки. Контроль целей поездки иностранного физического лица сотрудниками таможенных органов осуществляется в форме устного опроса при проверке сведений, указанных в пассажирской таможенной декларации. В то же время данная информация не отражается в письменном виде, что в дальнейшем может оказывать влияние на объективное принятие решения должностным лицом при продлении срока временного ввоза в другом таможенном органе, оформляющем уже вывоз временно ввезенного автотранспорта. В связи с отсутствием межгосударственных правовых актов, регламентирующих взыскание задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, штрафов с иностранных лиц, поступление денежных средств в результате направления запросов о взыскании задолженности в страну проживания виновного лица представляется бесперспективным и требует дополнительного нормативного урегулирования. Также отсутствует нормативная возможность введения ограничения на въезд/выезд в РФ лица, не осуществившего своевременный вывоз ранее временно ввезенного транспортного средства, до погашения им задолженности по установленным таможенным платежам перед федеральным бюджетом. В частности, на момент проведения проверки нет нормативного обеспечения для организации взаимодействия между ФТС России, МИД России и МВД России по вопросу рассмотрения возможности в выдаче (отказе в выдаче) визы для физического лица при наличии неоплаченных штрафов и иных задолженностей лица перед бюджетом. Наряду с освобождением от уплаты таможенных пошлин, лицо, осуществляющее временный ввоз автотранспортных средств, освобождено от уплаты утилизационного сбора и транспортного налога. Также лица, распоряжающиеся данными средствами, не уплачивают транспортный налог, не получают в таможенных органах паспорт технического средства, ввозимые ими средства не проходят технический осмотр, и к ним не применяются требования о соблюдении технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники. В то же время в ряде стран, из которых осуществляется временный ввоз транспортных средств, отсутствует транспортный налог или аналогичные налоговые платежи. При этом иностранному лицу для предоставления права пользования временно ввезенным транспортным средством гражданину РФ достаточно включить гражданина в страховое свидетельство на транспортное средство (ОСАГО), а ранее - выдать доверенность на пользование транспортным средством. Указанная ситуация создала риски использования процедуры временного ввоза для уклонения от уплаты таможенных пошлин, утилизационного сбора и транспортного налога при использовании транспортного средства резидентами - гражданами территории РФ. При этом противоправная «экономия» от использования гражданином указанной схемы составляет значительные суммы[37]. Например, в случае временного ввоза автомобиля Audi A6 2004 года выпуска сумма освобождения от уплаты таможенных платежей, утилизационного сбора составляет порядка 530,0 тыс. руб.; Dodge Magnum 2006 года выпуска - порядка 880,0 тыс. руб.; BMW X5 2008 года выпуска - порядка 660,0 тыс. руб. Законодательством РФ предусмотрена ответственность за передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством ТС, - наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 руб. с конфискацией транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения[38]. Общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила на 1.01.2014 г. 47,7 млрд руб., в том числе по таможенным платежам – 23,0 млрд руб., по пеням – 24,7 млрд руб. За 2013 г. общая сумма задолженности уменьшилась на 4,3 млрд руб. (с 52,0 млрд руб. до 47,7 млрд руб.), в том числе по таможенным платежам – на 0,4 млрд руб., по пеням – на 3,9 млрд руб. Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2013 г. составила 17,8 млрд руб., в том числе по таможенным платежам – 15,0 млрд руб., по пеням – 2,8 млрд руб. Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням в 2013 г. составила 12,2 млрд руб., в том числе по таможенным платежам – 10,8 млрд руб., по пеням – 1,4 млрд руб. Таможенными органами была признана безнадежной к взысканию и списана задолженность на общую сумму 7,7 млрд руб., в том числе по таможенным платежам – 3,1 млрд руб. и пеням – 4,6 млрд руб. Сумма исключенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2013 г. составила 2,2 млрд руб., в том числе по таможенным платежам – 1,5 млрд рублей, по пеням – 0,8 млрд руб. В 2013 г. внедрена автоматизированная система учета и контроля за применением обеспечения уплаты таможенных платежей (АС «Обеспечение»), а также издан приказ ФТС России от 25.12.2013 г. № 2437 «О совершенствовании работы таможенных органов Российской Федерации с генеральным обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов»[39]. Таким образом, для частичного решения вышеизложенных проблем необходимо: Во-первых, совершенствование механизмов взыскания в федеральный бюджет задолженности иностранных лиц по таможенным платежам, возникающей в связи с невывозом временно ввезенных транспортных средств по истечении нормативно установленного предельного срока Во-вторых, нормативно установить количественные ограничения временного ввоза одним иностранным физическим лицом на территорию Таможенного союза транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств. В-третьих, унифицированы в рамках Таможенного союза меры ответственности за нарушения условий временного ввоза транспортных средств.
![]() |