Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №92. Конституционное правосудие в РФ – понятие и сущность



КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ (конституционная юстиция) - деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современное К.п. не сводится к проверке конституционности нормативных актов, а призвано обеспечивать верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. К.п. - одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (напр., конституционными советами). В РФ к органам К.п. помимо Конституционного Суда РФ относятся также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Каким бы совершенным не был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны. Во-первых, потому, что законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки. Однако вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размывается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан.

Поэтому в западных странах уже на ранней стадии строительства правового государства была осознана необходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностью законов, а также нормативных правовых актов, исходящих от исполнительной власти. Первым эту функцию принял на себя Верховный суд США (1803 г.), который в рамках полномочий суда общей юрисдикции объявил один из законов неконституционным, т. е. недействительным. Позже, уже в XX в. в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными органами конституционного контроля (так называемая конституционная юстиция). Ныне такие суды действуют в большинстве стран Европы.

Функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен. Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается правоприменением.

Особое место в обеспечении действия конституции и ео правовой защиты занимает конституционный контроль.

С учетом различных подходов определим конституцион­ный контроль как урегулированную конституционно-правовы­ми нормами деятельность компетентных органов и должност­ных лиц, направленную на обеспечение соответствия федераль­ной Конституции всех нормативных правовых актов, дейст­вующих в пределах России и соблюдение прав и свобод личности.

В механизме правовой защиты Конституции классифика­ция видов конституционного контроля может быть проведена по следующим основаниям.

По содержанию различают:

- материальный контроль - предполагает проверку со­держания законов и иных нормативно-правовых актов либо действий органов и должностных лиц с точки зрения соответ­ствия их смыслу Конституции;

- формальный контроль - состоит в проверке соблюдения процедурных правил (порядка) принятия оспоренного акта, его опубликования, введения в действие, надлежащей формы акта и т.д.

По времени существования:

- предварительный конституционный контроль, который означает проверку конституционности как проекта норматив­ного акта, так и закона, уже принятого парламентом, но еще не подписанного главой государства и не введенного в действие;

- последующий (репрессивный) - распространяется на законы и другие нормативные акты, уже вступившие в силу, юридически действующие и, возможно, породившие различ­ные юридические последствия.

По способу проведения:

- абстрактный контроль, который предполагает проверку конституционности закона или его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным делом или спором;

- конкретный (инцидентный) контроль, осуществляемый в связи с применением какого-либо нормативного акта, кон­ституционность которого оспаривается, или конкретной дея­тельностью правоохранительного и иного государственного органа, допустившего нарушение определенных конституци­онны прав индивида или юридического лица.

С точки зрения обязательности конституционный кон­троль бывает:

- обязательным, когда закон или иной нормативный акт подлежат обязательной конституционной проверке;

- факультативным, который проводится лишь по собст­венной инициативе имеющего на то право органа или индиви­да, если возникают сомнения в соответствии нормативно-правового акта Конституции РФ.

В юридической литературе выдвигаются и иные основа­ния классификации видов (форм) конституционного контроля (внутренний и внешний; централизованный и нецентрализо­ванный; консультативный и постановляющий; прямой и кос­венный; контроль путем действия и путем возражения и т.д.).

 

 



Просмотров 1914

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!