Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №105. Понятие, сущность и правовая основа местного самоуправления в РФ



Правовая основа

В 1993 г. были изданы указы Президента России по этому вопросу, утвердившие "Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции 22 декабря 1993 г.) и "Основные положения о выборах в органы местного самоуправления" (29 октября 1993 г.). Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, но предусматривает временное действие ряда статей прежнего закона.

Правовая база местного самоуправления была существенно укреплена с принятием в 1996 г. федеральных законов "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в редакции от 22 июня 1998 г.), "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 9 июля 1999 г.)., "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в редакции от 13 апреля 1999 г.). В большинстве субъектов РФ приняты собственные законы.

Основные конституционные положения. Конституция РФ содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133). Однако ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст. 12), а кроме того, содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Основного Закона.

Институт местного самоуправления зародился еще в догосударственный период общественного развития, когда мест­ная власть представляла естественную форму самоорганиза­ции населения. В России местное самоуправление начало при­обретать черты самостоятельного института со времен Креще­ния Руси.

Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г.1 местное са­моуправление определяется как форма осуществления наро­дом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и законами, самостоятельное и под свою ответ­ственность решение населением непосредственно и (или) че­рез органы местного самоуправления вопросов местного зна­чения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное са­моуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В понятии местного самоуправления можно выделить не­сколько основных элементов (признаков).

1. Содержанием местного самоуправления является дея­тельность населения по решению вопросов местного значе­ния. Под населением в федеральном законе понимается насе­ление муниципального образования. В рамках осуществления местного самоуправления население муниципального образо­вания занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятель­ности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством.

2. Местное самоуправление - это самостоятельная дея­тельность населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по во­просам местного значения. Самостоятельность местного само­управления определяется, прежде всего, его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муници­пального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ специаль­но подчеркивает, что структура органов местного самоуправ­ления определяется населением самостоятельно (ст. 131), ор­ганы местного самоуправления самостоятельно управляют му­ниципальной собственностью, формируют, утверждают и ис­полняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).

3. Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность.

4. Местное самоуправление осуществляется в двух фор­мах: непосредственно (путем муниципальных выборов, мест­ного референдума, участие в собраниях, сходах граждан, на­родной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов ме­стного значения).

5.Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра­диций. В данном признаке выражается принцип децентрализа­ции, отсутствие единых, типовых подходов к управлению «ме­стными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными географическими, климатическими, демографиче­скими, экономическими и другими факторами.

Местное самоуправление относится к основам конститу­ционного строя, что означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конститу­ционным Собранием.

Важным элементом в организации местного самоуправ­ления в России является закрепление в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федера­ции на осуществление местного самоуправления.

 



Просмотров 816

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!