Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Интеллект: взаимодействие партнеров с разными типами интеллектуальных стратегий



Интеллект и его измерение при приеме на работу. Академический, практический и креативный интеллект. Эмоциональный интеллект и его значение в управленческой и предпринимательской деятельности. Стили мышления и способы взаимодействия с работниками организации.

В современной организации ставка делается на разум. Быть «умным» - значит попасть на высокую ступень социальной иерархии. Между тем, в изучении феномена интеллекта сложилась кризисная ситуация. Было выявлено, что тесты интеллекта, весьма распространенные при приеме на работу, как в зарубежных фирмах, так и в отечественных, дают недостоверные результаты, это тесты «способности к обучению».

Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура мыслительных способностей человека, позволяющая приспосабливаться к жизненному окружению. Было выявлено до 100 таких способностей. Среди них важнейшие – сосредоточенность внимания, вербальное мышление и память. Однако, только в одной профессии – «математик» – установлена прямая связь между уровнем интеллекта и профессиональной продуктивностью. Показатели интеллекта не дают возможности прогнозировать жизненный успех. Среди факторов, его определяющих, уровень умственного развития не превышает 20%. Метаспособностью выступает эмоциональность (распознание собственных эмоций, владение ими, понимание эмоций других людей, самомотивация). Она определяет, насколько хорошо индивид может использовать все остальные навыки.

В течение дня человеческий мозг порождает примерно 70000 мыслей. Трехкомпонентная теория интеллекта Стернберга утверждает, что существуют несколько видов интеллекта. Академический измеряется традиционными тестами интеллекта, например, на речевую беглость и легкость оперирования цифрами. Практический интеллект необходим для того, чтобы быть компетентным в повседневной жизни. Креативный интеллект связан со способностями к созданию нового и является необходимым условием художественного творчества и рекламной деятельности.

На протяжении ХХ в. интеллектуальные способности человека измерялись с помощью методики IQ, основанной на формуле «быстрота-аналитичность-абстрактность». В конце века появилось понятие «эмоциональный интеллект», охватывающий способности распознания и владения собственными эмоциями, понимания чувств других людей.. Понятие было сформулировано Дж. Мэйером и П. Сэловеем. Д. Гоулмэн в 1996 г. опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект». Новаторские представления о работе мозга стали возможными благодаря технологиям получения оптических изображений мозга. Исследователи подчеркивают, что эмоциональный интеллект особенно важен в управленческой работе, поскольку включает в себя самообладание, целеустремленность, настойчивость, способность мотивировать себя. Высказывается идея о том, что лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом. Это позволяет им избегать страхов и сомнений, действовать и общаться с людьми для достижения своих целей. Эмоциональный интеллект способствует пониманию мотивов других людей, нахождению нужных работников и эффективному взаимодействию с ними.

Профессор Гарвардского университета Г. Гарднер выделяет следующие виды интеллектуальных проявлений.

1. Традиционный уровень: вербальные способности.

2. Традиционный уровень: математически-логические способности.

3. Пространственные способности, необходимы архитекторам.

4.Кинестетические способности, развитые у спортсменов.

5.Музыкальные способности, необходимые профессиональным музыкантам.

6. Личностные проявления: способность понимания и сопереживания окружающим.

7. Личностные проявления: комплекс способностей, ведущих к обретению «внутреннего» удовлетворения, возникающего благодаря гармоничному сочетанию своей жизни со своими чувствами.

Очевидно, что изучение, измерение и оценка интеллектуальных способностей человека до сих пор является сложной и дискуссионной проблемой. В практическую плоскость, например, делового общения, эту проблему перевели А. Харрисон и Р. Брэмсон. Они предложили типологию стилей мышления. Это системы приемов, навыков и операций, связанные с особенностями принятия решений, манерой речи, отношением к межличностным конфликтам, словом с коммуникативными предрасположенностями личности.

Итак, в процессе деловой коммуникации необходимо различать интеллектуальные стратегии сотрудников и соответственно строить свое поведение. Выделяют следующие стили мышления с преимущественными характеристиками сознания и поведения личности:

Аналитик питает интерес к научным решениям, отдает предпочтение теории и методу перед данными, проявляет негибкость, сверхосторожность, дорожит чувством собственной компетентности.

Идеалист обладает широким взглядом на вещи, не расположен концентрироваться на точных фактах и цифрах, стремится к высокому качеству работы и избегает конфликтов.

Реалист ориентирован исключительно на конкретные результаты, отдает предпочтение фактам перед теорией, стремится к упрощенным решениям, гордится чувством собственной значимости.

Прагматик поспешен в погоне за прибылью, легко приспосабливается, питает интерес к новому, дорожит чувством собственной привлекательности.

Синтезатор проявляет интерес к парадоксам и конфликтам, к «переменам ради перемен», гордится своей креативностью.

Наиболее продуктивным для рабочей обстановки является владение всеми указанными стратегиями и применение их в зависимости от складывающейся ситуации. Вместе с тем в общении стоит учитывать, насколько ситуативно или постоянно в коллеге или начальнике проявляются черты какого-либо стиля. См., табл. 2.

Другими словами, целесообразно применять разные подходы в общении с коллегами: задавать по-иному вопросы, быть требовательным или наоборот более мягким, использовать подробный письменный отчет или быть кратким в устной речи и т.п.

 

 

Таблица 2

КАК ПОВЛИЯТЬ НА:

СИНТЕЗАТОРА   ПРАГМАТИКА   РЕАЛИСТА   ИДЕАЛИСТА   АНАЛИТИКА

 

 

Попытайтесь удачно бросить вызов в начале разговора Слушайте и действуйте – он оценит внимание Обменивайтесь шуточками и колкостями Избегайте бюрократии   Научитесь «играм обмена» - торгуйтесь Не мешайте ему нравиться Научитесь «читать между строк», понимать его намеки и шутки Рекламируйте свои предложения Не применяйте силовую стратегию, лучше компромисс   Берите быка за рога Научитесь быть краткими Проявляйте вежливую твердость Предлагайте понятные новые идеи Давайте возможность контролировать ситуацию   Просите о помощи Говорите о благородных намерениях и обязательствах Не отпугните своей настойчивостью Избегайте конфликта, спора, ссоры   Научитесь терпеливо слушать Разговаривайте на его языке объективности Тщательней готовьте материал Уточняйте детали, чтобы он сам обнаружил противоречие Попытайтесь понять его идеи

 



Просмотров 566

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!