![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Интеллект: взаимодействие партнеров с разными типами интеллектуальных стратегий
Интеллект и его измерение при приеме на работу. Академический, практический и креативный интеллект. Эмоциональный интеллект и его значение в управленческой и предпринимательской деятельности. Стили мышления и способы взаимодействия с работниками организации. В современной организации ставка делается на разум. Быть «умным» - значит попасть на высокую ступень социальной иерархии. Между тем, в изучении феномена интеллекта сложилась кризисная ситуация. Было выявлено, что тесты интеллекта, весьма распространенные при приеме на работу, как в зарубежных фирмах, так и в отечественных, дают недостоверные результаты, это тесты «способности к обучению». Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура мыслительных способностей человека, позволяющая приспосабливаться к жизненному окружению. Было выявлено до 100 таких способностей. Среди них важнейшие – сосредоточенность внимания, вербальное мышление и память. Однако, только в одной профессии – «математик» – установлена прямая связь между уровнем интеллекта и профессиональной продуктивностью. Показатели интеллекта не дают возможности прогнозировать жизненный успех. Среди факторов, его определяющих, уровень умственного развития не превышает 20%. Метаспособностью выступает эмоциональность (распознание собственных эмоций, владение ими, понимание эмоций других людей, самомотивация). Она определяет, насколько хорошо индивид может использовать все остальные навыки. В течение дня человеческий мозг порождает примерно 70000 мыслей. Трехкомпонентная теория интеллекта Стернберга утверждает, что существуют несколько видов интеллекта. Академический измеряется традиционными тестами интеллекта, например, на речевую беглость и легкость оперирования цифрами. Практический интеллект необходим для того, чтобы быть компетентным в повседневной жизни. Креативный интеллект связан со способностями к созданию нового и является необходимым условием художественного творчества и рекламной деятельности. На протяжении ХХ в. интеллектуальные способности человека измерялись с помощью методики IQ, основанной на формуле «быстрота-аналитичность-абстрактность». В конце века появилось понятие «эмоциональный интеллект», охватывающий способности распознания и владения собственными эмоциями, понимания чувств других людей.. Понятие было сформулировано Дж. Мэйером и П. Сэловеем. Д. Гоулмэн в 1996 г. опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект». Новаторские представления о работе мозга стали возможными благодаря технологиям получения оптических изображений мозга. Исследователи подчеркивают, что эмоциональный интеллект особенно важен в управленческой работе, поскольку включает в себя самообладание, целеустремленность, настойчивость, способность мотивировать себя. Высказывается идея о том, что лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом. Это позволяет им избегать страхов и сомнений, действовать и общаться с людьми для достижения своих целей. Эмоциональный интеллект способствует пониманию мотивов других людей, нахождению нужных работников и эффективному взаимодействию с ними. Профессор Гарвардского университета Г. Гарднер выделяет следующие виды интеллектуальных проявлений. 1. Традиционный уровень: вербальные способности. 2. Традиционный уровень: математически-логические способности. 3. Пространственные способности, необходимы архитекторам. 4.Кинестетические способности, развитые у спортсменов. 5.Музыкальные способности, необходимые профессиональным музыкантам. 6. Личностные проявления: способность понимания и сопереживания окружающим. 7. Личностные проявления: комплекс способностей, ведущих к обретению «внутреннего» удовлетворения, возникающего благодаря гармоничному сочетанию своей жизни со своими чувствами. Очевидно, что изучение, измерение и оценка интеллектуальных способностей человека до сих пор является сложной и дискуссионной проблемой. В практическую плоскость, например, делового общения, эту проблему перевели А. Харрисон и Р. Брэмсон. Они предложили типологию стилей мышления. Это системы приемов, навыков и операций, связанные с особенностями принятия решений, манерой речи, отношением к межличностным конфликтам, словом с коммуникативными предрасположенностями личности. Итак, в процессе деловой коммуникации необходимо различать интеллектуальные стратегии сотрудников и соответственно строить свое поведение. Выделяют следующие стили мышления с преимущественными характеристиками сознания и поведения личности: Аналитик питает интерес к научным решениям, отдает предпочтение теории и методу перед данными, проявляет негибкость, сверхосторожность, дорожит чувством собственной компетентности. Идеалист обладает широким взглядом на вещи, не расположен концентрироваться на точных фактах и цифрах, стремится к высокому качеству работы и избегает конфликтов. Реалист ориентирован исключительно на конкретные результаты, отдает предпочтение фактам перед теорией, стремится к упрощенным решениям, гордится чувством собственной значимости. Прагматик поспешен в погоне за прибылью, легко приспосабливается, питает интерес к новому, дорожит чувством собственной привлекательности. Синтезатор проявляет интерес к парадоксам и конфликтам, к «переменам ради перемен», гордится своей креативностью. Наиболее продуктивным для рабочей обстановки является владение всеми указанными стратегиями и применение их в зависимости от складывающейся ситуации. Вместе с тем в общении стоит учитывать, насколько ситуативно или постоянно в коллеге или начальнике проявляются черты какого-либо стиля. См., табл. 2. Другими словами, целесообразно применять разные подходы в общении с коллегами: задавать по-иному вопросы, быть требовательным или наоборот более мягким, использовать подробный письменный отчет или быть кратким в устной речи и т.п.
Таблица 2
![]() |