Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Управление учителем конфликтом между учащимися



 

Часто на уроках физкультуры и занятиях в кружках конфликты возникают между учащимися изза нехватки инвентаря, изза овладения местом для работы и т. п. Учитель должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его. Для этого существу ет несколько способов:

1. Устранить реальный предмет спора (например, мяч для игры).

 

2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо при готовности кон фликтующих подчиниться его решению.

 

3. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.


 

 

356Раздел III. Практические аспекты общения

4. Создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы всту пить в непосредственное взаимодействие (драку).

 

5. Спросить у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте (придать предмету конфликта меньшую значимость; показать негативные стороны конфликта и его последствий для самих конфликтующих, для людей, мнением которых они дорожат; показать, как этот конфликт выглядит со стороны).

 

6. Изменить отношение одного конфликтующего к другому (уменьшить роль в конфликте противоположной стороны).

 

7. Убедить в необходимости уступки другому: «Ты мальчик, должен, как джентль мен, уступить девочке».

 

8. Попытаться свести причину конфликта к юмористической или гротескно сатирической стороне.

 

 

Заповеди педагогического общения (по В. А. Кан$Калику, 1987)

 

Педагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они — отно_ шения — первичны в педагогическом взаимодействии.

 

При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач… Такое замыкание педагогического общения только на функциональных осо_ бенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, «от себя»: «Мне это нужно… Это связано с педагогическими целями…», а ребенок с его интересами и чаяниями незаметно ускользает из поля педагогического видения. Очень важно строить педагогическое общение с детьми не «от себя», а «от них».

 

Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. Это значит, что надо учитывать инди_ видуально_типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межлич_ ностных отношений с другими одноклассниками. Помните — это так же важно, как и отобрать верные методы обучения и воспитания.

 

Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать толь_ ко одной функцией — информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный «репертуар» общения, т. е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания содействия.

 

Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Помните, что даже малыш стремится в какой_то мере отстаивать собственную самостоятель_ ность и значительность во взаимоотношениях.

 

Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей.

 

Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к лично_ сти ребенка.


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 357

 

Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию общения как нечто стабильное.

Доказывая неверность мнения ученика, не задевайте недостатки его характера.

 

Учитывайте большую эмоциональность и ранимость девушек. Они негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, поэтому необходимо выстраивать систему косвен_ ного влияния.

 

Избегайте штампов в общении с детьми. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год.

 

Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам — это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.

Чаще улыбайтесь детям. Это говорит о том, что вам встреча с ними приятна.

 

Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобре_ ние, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей лично_ стью собственные положительные эмоциональные переживания.

 

Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собствен_ ной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса.

 

Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с учащимся, помните, что необходимо разработать стратегию и тактику предстоящего разговора.

 

Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности; не упо_ требляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.


 

 

ГЛАВА 18

 



Просмотров 616

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!