Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Причины и условия возникновения конфликтов учителя с учащимися



 

Учителя часто отмечают, что основная трудность в налаживании взаимоотноше ний с учащимися в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются и поэтому спра виться с ними можно только строгим, а порой и жестоким обращением. С другой стороны, учащиеся жалуются, что учителя их обзывают, игнорируют, издеваются.

 

Неужели учителя не знают этой истины? Относятся к крошке, как к преступнику. Когда в шко_ лу пошел мой сын, тихий, домашний мальчик, учительница в 1_м классе объявила ему бой_ кот. Запретила с ним играть, разговаривать. А все потому, что малыш посчитал себя неспра_ ведливо наказанным и отказывался ходить в школу.

Смирнова, мама бывших школьников (Новосибирск)

 

 

Пишет ученица средней школы. У нас есть учительница, очень злая. Когда идешь к ней на урок, то сердце в пятки уходит и начинается дрожь в коленках. Она может оскорбить ученика без особых причин при всем классе. С ней нельзя спорить, так как она может потрепать тебя. Оценки она ставит в зависимости от настроения. И создается впечатление, что она сама не знает материала.

Без подписи (Курск)

Источник: Комсомольская правда». 2002. 25 апреля


 

352 Раздел III. Практические аспекты общения

Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, по этому остается для учителя непонятной.

 

Со школьниками младших классов причинами конфликтов (изза непринятия учащимися требований учителя) могут быть:

 

1) смысловой барьер, возникающий по поводу того, что ребенок иначе смот рит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке), или потому, что требование приобретает для учащегося особый смысл (кажет ся придиркой, насмешкой); если, например, учитель предъявляет требова ние в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по по воду формы выражения требования переносится и на его содержание;

 

2) требование теряет побудительную силу вследствие того, что оно повторя ется учителем слишком часто, по каждому пустяку;

 

3) требование кажется ребенку непосильным или он считает, что для его вы полнения нет условий;

 

4) неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями послед него; это определяет соответствующую негативную установку на то, что го ворит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять).

 

У подростков появляются новые причины конфликтов с учителями, в частно сти расхождение представлений о характере своих прав и степени самостоятель ности. Например, разница между поколениями заметно проявляется по вопросам: моды, способов развлечения, отношения к сексу, наркотикам, жизненных ценно стей. Попытки учителей административно решить вопрос, в чем приходить в шко лу, какие украшения на себя надевать и т. п., приводят лишь к конфликтам, но не достигают цели.

 

Наличие у подростков завышенной самооценки при низких оценках их воз можностей и личностных свойств, получаемых от учителей, тоже приводит к не довольству и конфликтному поведению.

 

У старших школьников причиной конфликтов с учителем могут быть выстав ляемые последним отметки, несогласие с ними.

 

Конфликтное поведение учащихся выражается в действиях и поступках, на правленных на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать достижению цели

 

и намерения учителя. Упорство учителя в осуществлении своего намерения вы зывает еще большее сопротивление учащихся в виде разных форм протеста и не послушания. Если учитель не меняет свою тактику взаимоотношений с учащимися, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм учащихся — все более упорным. Возникает уже не острый, а хронический конфликт, перехо дящий во вторую стадию деструктивной фазы.

 

Эта стадия, недопустимая во взаимоотношениях учителя с учащимися, характе ризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтро ля, нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личности и оскорбления.


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 353

 

На этой стадии сами конфликтующие стороны вернуться к конструктивному об суждению уже не могут. Процесс стал неуправляемым и необратимым.

 

Исследование конфликтов в школе показало наличие существенных расхождений между пред_ ставлениями учеников и учителей о причинах возникающих между ними разногласий. Так, с точки зрения учеников, основные причины их конфликтов с учителями сводятся к оскорбле_ ниям со стороны учителя, его нетактичному поведению; отсутствию объективности в оценке знаний учеников; завышенным требованиям. По мнению учителей, основные причины их кон_ фликтов с учениками связаны с нарушением дисциплины на уроках, плохим выполнением домашних заданий; нездоровыми отношениями в классе. Нетрудно заметить, что каждый из участников видит причины возникающих конфликтов в противостоящей стороне и возлагает на нее ответственность за их разногласия.

 

Тенденция педагогов возлагать ответственность за возникающие конфликты на учеников обнаруживает явную связь со стажем работы учителя: она оказалась самой высокой в группе молодых учителей со стажем работы до 5 лет; далее, в группе учителей со стажем от 6 до 10 лет, наблюдается ее ослабление, и наконец, среди педагогов со стажем свыше 10 лет эта тенден_ ция вновь возрастает, причем с заметным увеличением количества негативных сужде_ ний в адрес учеников.

Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000, с. 242.

 

 

Условия, способствующие возникновению конфликтов.На уроках имеютсякак объективные, так и субъективные условия, предрасполагающие к конфликту.

 

Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникно вения конфликтов. В их число входят: плохие условия проведения урока; однооб разие учебных заданий; нечеткая организация урока; невнятные пояснения, дава емые учителем; грубость со стороны учителя, нарушение дисциплины учащимися

и т. д.

 

К субъективным условиям можно отнести типичные искажения восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации, а именно:

 

1. «Иллюзия собственного благородства», когда ученик и учитель считают, чтоведут себя образцово, но являются жертвой злобного противника. В боль шинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте,

 

в готовности разрешить конфликт и убеждены, что все дело в оппоненте, который этого не хочет.

 

2. «Поиск соломинки в глазу другого». Преподаватель, конфликтующий с учеником, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы

 

в поведении ученика. А на вопрос: «А как вели себя вы?» нередко возмущен но отвечает: «А при чем здесь я, ведь мы разбираем поведение школьника».

 

3. «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся пред ставить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие — как недопустимые, нечестные.


 

 

354Раздел III. Практические аспекты общения

4. «Все ясно». Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, преследуя одну и ту же цель: представить, что мои действия правильны, а вот оппо нент ведет себя непозволительно, неадекватно ситуации.

 

В качестве субъективных предпосылок конфликта выступают также отрица тельное отношение учащихся к урокам по данному предмету, антипатия в отно шениях между учителем и учащимися (в народе говорят: «Было бы плохое отно шение к человеку, а повод для ссоры найдется»), их личностные особенности. Может иметь значение, например, несовпадение темпераментных особенностей учителя и учащегося. Если учитель подвижен и решителен, то его раздражает ос новательный и медлительный ученик, и наоборот, если учитель сам основателен и нетороплив, то его раздражают поспешность и торопливость учащегося. Конф ликтность как черта личности тоже имеет значение для легкости возникновения конфликтов. Она базируется на более частных особенностях личности: обидчи вости, вспыльчивости, бескомпромиссности, подозрительности.

 

По данным Л. А. Семчук (1992), в конфликтной ситуации проявляются разные стили взаимодействия учителей с учащимися. У подавляющего большинства про дуктивных учителей с адекватной оценкой учащихся и адекватной самооценкой выявлен стиль взаимодействия «сотрудничество». У продуктивных учителей с адекватной оценкой учащихся и заниженной самооценкой выявлены стили «ком промисс» и «избегание». Последний стиль выявлен и у продуктивных учителей с адекватной оценкой учащихся и завышенной самооценкой.

 

Деструктивные учителя с заниженной оценкой учащихся и завышенной само оценкой используют стиль «соперничество», а деструктивные учителя с занижен ной оценкой учащихся и заниженной самооценкой — стиль «приспособление». В основном эти учителя используют угрозы, обвинения, нотации.

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации

 

Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны, Учитель, например, говорит ученику: «Чтото ты плохо стал относиться к учебе». При такой форму лировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это его пло хое отношение. В другом случае к основной претензии учитель приплетает и дру гие. Например, в учительской один учитель проверяет тетради, а другой слишком громко разговаривает по телефону. Первый, опытный, авторитетный в школе учи тель говорит второму, только недавно пришедшему работать в школу: «Не слиш ком ли громко вы разговариваете по телефону?», добавляя при этом как бы про себя: «Почемуто все должны работать, а некоторые — заниматься болтовней!». В этом случае первый учитель расширил предмет конфликтной ситуации, так как фактически оскорбил молодого учителя; конфликт возникает уже не по поводу громкого разговора, а изза обвинения в безделии.

 

Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одно временное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление ви новности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. У него возникает раздраженность по поводу того, что «на вас ничем не угодишь» и «если я вам не нравлюсь, я могу и уйти. Не больното и хотелось заниматься в вашем кружке!».


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 355

 

Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чемто недо вольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями — значит он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. По этому учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какието основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удоволь ствия (что, правда, бывает у склочника), а потому, что его чтото тяготит, застав ляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщи ков, а нужно их спокойно и внимательно выслушать, понять их претензии.

 

Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляцион ность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Цель же учителем достигнута не бу дет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

 

Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуа ции учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть ока зание помощи, частичная уступка, смягчение требований.

 

Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося. Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций хотя и является основным в прак тике учителей, не очень эффективно, хотя пренебрегать этим способом тоже не следует (не используя при этом, конечно, угрозы, высмеивание).

 

Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устра ненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, заставив ученика выполнить свое распоряжение, учитель не устранил причину конфликта, а перевел его в другую, скрытую форму.

 



Просмотров 579

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!