Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общение учителей с родителями учащихся



 

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает общение с роди телями учащихся. К сожалению, этому аспекту коммуникативной деятельности учителя психологи почти не уделяют внимания.

 

Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему важно об ладать разносторонней информацией об особенностях домашней жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам своих детей в школе, кружке, спортивной секции. Чем шире такая информация, тем больше у учителя возмож ностей эффективного педагогического влияния на родителей и учеников. Кроме того, обладание такой информацией позволит учителю быть тактичным в обсуж дении некоторых вопросов (например, он не станет вызывать в школу отца, кото рого у ребенка нет).


 

350 Раздел III. Практические аспекты общения

Некоторые педагоги стремятся в разговоре с родителями тотчас же выложить все претензии. Однако ничего, кроме раздражения родителей, они не добьются. Учитель должен учитывать, что любовь родителей к своему ребенку делает для них оценки и требования учителей крайне субъективными, не соответствующими, по мнению родителей, действительности. Это вызывает недовольство родителей учителем, а если к этому присовокупляется равнодушие или бестактность учителя, то результатом такого общения может быть негативное отношение к школе вообще. Учитель, встречающийся с родителем ученика в первый раз, должен высказать свои впечатления о ребенке, перемежая положительные его стороны с недостат ками, но не делая при этом никаких акцентов и проявляя максимум осторожности и такта. Если в беседе будут преобладать вопросы учителя об учащемся, просьбы, советы, то она будет воспринята родителем положительно. Он поймет, что учи тель искренне заинтересован в результатах учебновоспитательного процесса, и за хочет помочь учителю. Советы и рекомендации не следует давать в категоричной, безапелляционной форме. Лучше для этого использовать примеры.

 

Как отмечает Е. И. Рогов, с ростом стажа педагогической деятельности учите лей все меньше становится родителей, с которыми общение ограничивается лишь учебными вопросами или родительскими собраниями, и увеличивается число родителей, с которыми установились определенные отношения (табл. 17.5).

 

Таблица 17.5.Распределение ответов учителей на вопрос: «Как складываются ваши отношенияс родителями учащихся?» (% от числа опрошенных)

Отношения   Стаж работы    
до 5 лет от 5 до 10 лет более 10 лет  
   
         
Отношения только на родительских собраниях 42,7 39,4 33,4  
и если вызовут в школу        
Отношения ограничиваются только учебными 31,1 31,7 29,3  
вопросами        
Отношения носят доверительный характер 15,6 15,3 25,6  
Хорошие отношения только с одним-двумя 10,1 13,0 9,3  
учителями        
Сложились конфликтные отношения 0,4 0,6 2,4  
         

 

Учителя, часто неоправданно, возлагают большие надежды на совместные со брания родителей и учащихся. Если цель собрания — обсудить организацию общей интересной деятельности, то такое собрание вполне уместно. Но если его цель — привлечь родителей к обсуждению нерадивых учеников, то результаты такого собрания могут быть лишь отрицательными. Ведь учитель не может знать, как тот или иной родитель (особенно в присутствии других родителей) и ученик отреа гируют на его критические высказывания. Ведь затрагиваются честь и достоин ство родителей и ученика. Как правило, общение учителя со многими родителями после таких собраний значительно ухудшается, многие из них после этого стара ются обходить школу стороной. Кроме того, нарушаются и отношения в семье.

 

Поэтому на родительских собраниях лучше подчеркивать то положительное, что есть у каждого ученика, а критику оставить для беседы с родителем с глазу на глаз.


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 351

 

Обратите внимание, как обычно проводятся родительские собрания, да и любые встре_ чи с учителем. «У Сережи — четыре по математике, но тройка по русскому языку. Он учиться может, но невнимателен. Надо ему помочь», — говорит учитель. Вот, пожалуй, и вся инфор_ мация, которую он скороговоркой выдает смущенному родителю, — информацию, которая равна нулю, поскольку неравнодушный родитель и так об этом знает. Из года в год разыгры_ ваемые по одному сценарию родительские собрания, в которых минимум информации и от_ сутствует подлинное педагогическое общение: им нужны советы, у них накопилось много вопросов, есть сомнения, раздумья о поведении своих детей. Не всегда и не все родители могут и умеют высказаться, поделиться своими наблюдениями. Им надо помочь, а учитель часто не знает и сам, как это сделать. Иногда учитель робеет перед возрастом, должностным положением или титулом родителя. Он смущается. Затруднения в общении учителя с любой категорией родителей еще вызваны и его неумением вести беседу, что называется, светско_ го характера. Как будто кроме оценок и поведения детей у педагога не может быть других тем для разговоров с родителями.

Грехнев В. С., 1990, с. 92–93.

 

 



Просмотров 551

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!