![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Общение учителей с родителями учащихся
Особое место в педагогической деятельности учителей занимает общение с роди телями учащихся. К сожалению, этому аспекту коммуникативной деятельности учителя психологи почти не уделяют внимания.
Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему важно об ладать разносторонней информацией об особенностях домашней жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам своих детей в школе, кружке, спортивной секции. Чем шире такая информация, тем больше у учителя возмож ностей эффективного педагогического влияния на родителей и учеников. Кроме того, обладание такой информацией позволит учителю быть тактичным в обсуж дении некоторых вопросов (например, он не станет вызывать в школу отца, кото рого у ребенка нет).
350 Раздел III. Практические аспекты общения Некоторые педагоги стремятся в разговоре с родителями тотчас же выложить все претензии. Однако ничего, кроме раздражения родителей, они не добьются. Учитель должен учитывать, что любовь родителей к своему ребенку делает для них оценки и требования учителей крайне субъективными, не соответствующими, по мнению родителей, действительности. Это вызывает недовольство родителей учителем, а если к этому присовокупляется равнодушие или бестактность учителя, то результатом такого общения может быть негативное отношение к школе вообще. Учитель, встречающийся с родителем ученика в первый раз, должен высказать свои впечатления о ребенке, перемежая положительные его стороны с недостат ками, но не делая при этом никаких акцентов и проявляя максимум осторожности и такта. Если в беседе будут преобладать вопросы учителя об учащемся, просьбы, советы, то она будет воспринята родителем положительно. Он поймет, что учи тель искренне заинтересован в результатах учебновоспитательного процесса, и за хочет помочь учителю. Советы и рекомендации не следует давать в категоричной, безапелляционной форме. Лучше для этого использовать примеры.
Как отмечает Е. И. Рогов, с ростом стажа педагогической деятельности учите лей все меньше становится родителей, с которыми общение ограничивается лишь учебными вопросами или родительскими собраниями, и увеличивается число родителей, с которыми установились определенные отношения (табл. 17.5).
Таблица 17.5.Распределение ответов учителей на вопрос: «Как складываются ваши отношенияс родителями учащихся?» (% от числа опрошенных)
Учителя, часто неоправданно, возлагают большие надежды на совместные со брания родителей и учащихся. Если цель собрания — обсудить организацию общей интересной деятельности, то такое собрание вполне уместно. Но если его цель — привлечь родителей к обсуждению нерадивых учеников, то результаты такого собрания могут быть лишь отрицательными. Ведь учитель не может знать, как тот или иной родитель (особенно в присутствии других родителей) и ученик отреа гируют на его критические высказывания. Ведь затрагиваются честь и достоин ство родителей и ученика. Как правило, общение учителя со многими родителями после таких собраний значительно ухудшается, многие из них после этого стара ются обходить школу стороной. Кроме того, нарушаются и отношения в семье.
Поэтому на родительских собраниях лучше подчеркивать то положительное, что есть у каждого ученика, а критику оставить для беседы с родителем с глазу на глаз.
Глава 17. Педагогическое общение 351
Обратите внимание, как обычно проводятся родительские собрания, да и любые встре_ чи с учителем. «У Сережи — четыре по математике, но тройка по русскому языку. Он учиться может, но невнимателен. Надо ему помочь», — говорит учитель. Вот, пожалуй, и вся инфор_ мация, которую он скороговоркой выдает смущенному родителю, — информацию, которая равна нулю, поскольку неравнодушный родитель и так об этом знает. Из года в год разыгры_ ваемые по одному сценарию родительские собрания, в которых минимум информации и от_ сутствует подлинное педагогическое общение: им нужны советы, у них накопилось много вопросов, есть сомнения, раздумья о поведении своих детей. Не всегда и не все родители могут и умеют высказаться, поделиться своими наблюдениями. Им надо помочь, а учитель часто не знает и сам, как это сделать. Иногда учитель робеет перед возрастом, должностным положением или титулом родителя. Он смущается. Затруднения в общении учителя с любой категорией родителей еще вызваны и его неумением вести беседу, что называется, светско_ го характера. Как будто кроме оценок и поведения детей у педагога не может быть других тем для разговоров с родителями. Грехнев В. С., 1990, с. 92–93.
![]() |