Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Взаимоотношения учителей с учащимися



 

По данным Н. И. Гуткиной (1984), взаимоотношения между учителями и учащи мися испытывают значительные трудности. Ученики отмечают следующее:

отсутствие взаимопонимания и человеческой близости с учителем — 43%;

необъективный подход учителя к ученикам — 21%;

проявление неуважения к учащимся со стороны учителей — 36%.

 

Е. И. Роговым (1998) тоже показано, что имеются определенные трудности во взаимоотношениях учеников (по мнению учеников и их родителей) с учителем (табл. 17.3).

 

Таблица 17.3.Распределение ответов учащихся и их родителей на вопрос: «Как складываютсяотношения учащихся с учителями школы?» (% от числа опрошенных)

№ п/п Отношения Учащиеся Родители
       
Отношения ограничиваются только учебными вопросами 35,8 39,0
Хорошие отношения только с одним-двумя учителями 30,2 24,8
Учителя не очень интересуют школьников, да и они им 6,3 12,5
  не очень интересны    
Отношения носят откровенный, доверительный характер 9,8 9,2
Можно всегда посоветоваться по жизненно важным для себя 9,4 7,2
  вопросам    
Отношения в основном на подчинении («сказали — делай») 6,0 5,6
Чаще всего отношения носят конфликтный характер 3,8 1,7
       

 

Е. И. Рогов отмечает, что полученные данные свидетельствуют об отчуждении значительной части школьников от полноценных человеческих взаимоотношений с учителями. Чаще всего их взаимодействие носит сугубо функциональный харак тер, причем такой тип отношений нарастает по мере перехода школьников из клас са в класс. Эта ситуация довольно типична и соответствует результатам других ис следований (А. А. Бодалев, 1983; Г. А. Ковалев, 1985).

И все же за время обучения в школе у части учащихся появляется стремление

 

к общению с учителями во внеучебное время. Н. Г. Полехина (1971), изучавшая этот вопрос, отмечает, что выраженность этого стремления зависит от типа шко лы (обычная или интернат — в нем стремление к общению выше) и от статуса


 

 

Глава 17. Педагогическое общение 349

 

учителя (чем выше статус, тем больше стремление, хотя имеются и исключения, что связано с характером учителя, его стилем руководства).

 

Неутешительны и данные опроса учителей, приведенные Е. И. Роговым (табл. 17.4). С увеличением стажа все чаще отмечается, что отношения с учащи мися носят конфликтный характер и что учителя и учащиеся безразличны друг другу.

 

Таблица 17.4.Распределение ответов учителей на вопрос: «Как вы оцениваете отношениясо школьниками?» (% от числа опрошенных)

Отношения   Стаж работы    
до 5 лет от 5 до 10 лет более 10 лет  
   
         
Чаще всего носят конфликтный характер 18,5 21,4 23,1  
Учащиеся и учителя, как правило, безразличны 13,9 12,2 15,3  
друг другу        
Отношения ограничиваются учебными 22,9 19,8 16,0  
вопросами        
Хорошие отношения у каждого школьника 22,3 20,5 17,3  
лишь с одним-двумя учителями        
С большинством учителей отношения учащихся 24,4 26,1 28,3  
имеют теплый, неформальный характер        
         

 

Правда, по мере вхождения в педагогическую профессию все больше учите лей считают, что отношения с учащимися носят неформальный, теплый характер, и все меньше учителей считают, что их отношения ограничены лишь учебными вопросами.

 

Таким образом, заключает Е. И. Рогов, взаимоотношения с учащимися по мере увеличения стажа учителей все больше поляризуются по шкале «теплые отноше ния — конфликтные отношения», что свидетельствует о их стереотипизации и од нозначности с меньшим количеством промежуточных вариантов.

 



Просмотров 580

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!