Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Взаимоотношения учителей с учащимися
По данным Н. И. Гуткиной (1984), взаимоотношения между учителями и учащи мися испытывают значительные трудности. Ученики отмечают следующее: • отсутствие взаимопонимания и человеческой близости с учителем — 43%;
• необъективный подход учителя к ученикам — 21%;
• проявление неуважения к учащимся со стороны учителей — 36%.
Е. И. Роговым (1998) тоже показано, что имеются определенные трудности во взаимоотношениях учеников (по мнению учеников и их родителей) с учителем (табл. 17.3).
Таблица 17.3.Распределение ответов учащихся и их родителей на вопрос: «Как складываютсяотношения учащихся с учителями школы?» (% от числа опрошенных)
Е. И. Рогов отмечает, что полученные данные свидетельствуют об отчуждении значительной части школьников от полноценных человеческих взаимоотношений с учителями. Чаще всего их взаимодействие носит сугубо функциональный харак тер, причем такой тип отношений нарастает по мере перехода школьников из клас са в класс. Эта ситуация довольно типична и соответствует результатам других ис следований (А. А. Бодалев, 1983; Г. А. Ковалев, 1985). И все же за время обучения в школе у части учащихся появляется стремление
к общению с учителями во внеучебное время. Н. Г. Полехина (1971), изучавшая этот вопрос, отмечает, что выраженность этого стремления зависит от типа шко лы (обычная или интернат — в нем стремление к общению выше) и от статуса
Глава 17. Педагогическое общение 349
учителя (чем выше статус, тем больше стремление, хотя имеются и исключения, что связано с характером учителя, его стилем руководства).
Неутешительны и данные опроса учителей, приведенные Е. И. Роговым (табл. 17.4). С увеличением стажа все чаще отмечается, что отношения с учащи мися носят конфликтный характер и что учителя и учащиеся безразличны друг другу.
Таблица 17.4.Распределение ответов учителей на вопрос: «Как вы оцениваете отношениясо школьниками?» (% от числа опрошенных)
Правда, по мере вхождения в педагогическую профессию все больше учите лей считают, что отношения с учащимися носят неформальный, теплый характер, и все меньше учителей считают, что их отношения ограничены лишь учебными вопросами.
Таким образом, заключает Е. И. Рогов, взаимоотношения с учащимися по мере увеличения стажа учителей все больше поляризуются по шкале «теплые отноше ния — конфликтные отношения», что свидетельствует о их стереотипизации и од нозначности с меньшим количеством промежуточных вариантов.
|