Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Негативные модели семейного общения



 

Модель 1. Родители заняты друг другом, не обращают внимания на то, что происходитв семье. Они счастливые супруги. Как будто бы все в порядке, но нет необходимого микро_ климата взаимопонимания с детьми. Дети как бы стоят в стороне от этой большой родитель_ ской любви…

 

Модель 2. Родители заняты каждый самим собой: у них своя работа, которой они увлече_ны, свои друзья, формы проведения досуга. Здесь возникает разобщенность, налицо отсут_ ствие реальных психологических контактов, без которых формирование семейного климата просто невозможно, и ребенок это хорошо ощущает.

 

Модель 3. Поглощенность родителей внесемейной деятельностью. Они хорошие произ_водственники, активные общественники. Но семья как бы не входит в сферу их жизненных интересов, в результате чего это уже не семья, а люди, живущие под одной крышей.

 

Модель 4. Ее можно было бы назвать так: «Отойди, не мешай». Психологический смыслэтой формы поведения заключается в том, что ребенок постоянно как бы исключается из сферы взрослого общения, не допускается в нее. А ведь ничто не может заменить в воспита_ тельном процессе в семье наше с вами родительское слово. И не только назидательное, по_ учающее, но просто присутствие в контексте наших взрослых бесед, участие и соучастие в них.

 

Модель 5. Она характеризуется постоянным раздражением супругов по отношению другк другу и к ребенку. Причем мотивы этой раздражительности могут быть самыми разнооб_ разными. Важно, что они создают атмосферу нервозности, тревожности, эмоционального не_ благополучия. Раздражение следует по всякому поводу, образуя непрерывную негативную психологическую цепь.

 

Модель 6. Ее можно назвать моделью психологического самоутверждения родителей,и проявляется она в том, что супруги постоянно в той или иной форме стремятся утвердить


 

 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 387

 

собственное превосходство (лидерство в семье, ум, энергию и т. п.), причем распространя_ ется эта психологическая тенденция и на отношение к собственным детям.

 

Модель 7. Основной психологический подтекст этой модели в следующем: я для вас сде_лал (сделала) все, а вы как хотите, так и живите. В действии эта модель может выглядеть так: муж приходит с работы, уходит в свою комнату и отдыхает. Он добытчик, основа семьи. Его нельзя обременять детскими проблемами.

Кан_Калик В. А., 1987, с. 175–176.

 

Кто же больше уделяет внимания детям — отец или мать?

 

В исследовании Т. А. Гурко (1997) показано, что матери занимаются воспита нием ребенка чаще, чем отцы; только 26% отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на частое отсутствие отца дома. И не случайно в литературе закрепился термин — «невидимый роди тель», который отражает степень участия отцов в воспитании детей.

 

Если отцы часто общаются со своими маленькими детьми, они превращаются для них в важную ролевую модель и в последующие годы детства. У отцов, кото рые недосягаемы для маленьких детей, могут возникнуть трудности в налажива нии с ними прочных эмоциональных связей в последующем. Есть вероятность того, что они будут негативно влиять на ребенка, когда тот станет старше (Ricks, 1985). Показано, например, что одинокие женщины (не вышедшие замуж) обна руживают тесную корреляцию между отношением к отцу и к противоположному полу. Это может означать, что не сложившиеся в детстве отношения дочери с от цом приводят к ее одиночеству во взрослой жизни вследствие имеющегося у нее отрицательного отношения к мужскому полу и сексу (Г. Н. Казанцева, 2001).

 

Различия в психологических особенностях мальчиков и девочек накладывают отпечаток и на процесс их воспитания: мальчиков воспитывать труднее. Может быть, поэтому во время игр мальчиков с родителями они получают больше команд и указаний, а также гневных реакций родителей, чем девочки (A. Russell, 2000). Девочки же получают больше разъяснений и рекомендаций.

 

Несмотря на то что, по мнению большинства авторов, у детей обоего пола первичной иден_ тификацией является идентификация с матерью, также имеются следующие данные: уже

в течение первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу,

в случае, если отец заботится о сыне (Biller, 1971). Мальчики и девочки, чьи отцы вовлечены

в процесс воспитания, более эмоционально стабильны, менее агрессивны, лучше учатся, у та_ ких детей наблюдается более высокая самооценка и позитивный взгляд на жизнь, реже раз_ вивается депрессия (С. Сененко, 2002).

 

Установлено, что каждый из родителей в своих отношениях с детьми больше склонен считаться с личностью ребенка своего пола и позицией ребенка другого пола. Следовательно, развитие у ребенка полоролевых стереотипов больше связано с социализирующим влияни_ ем родителя противоположного пола… (Bearison, 1979). В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее (Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелт_ сас, 1985).


 

388 Раздел III. Практические аспекты общения

…Отсутствие отца вследствие расторжения брака больше стимулирует у мальчика типич_ ное для пола поведение, чем смерть отца (Сэнтрок, 1977). Отдаление отцов от детей часто происходит в результате повторного брака кого_либо из родителей, причем в большей сте_ пени, когда в брак вступает только мать. В случае женитьбы только отца разрыв контактов происходит значительно реже (Л. М. Прокофьева, М. Ф. Валетас, 2002).

 

…Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию в возрасте до 4 лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте. Чем позже отец покинул семью, тем больше вы_ ражено типичное для пола поведение мальчика (Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас, 1985). Однако по данным других авторов, в качестве сенситивного периода, когда отсутствие отца переживается наиболее болезненно, можно отметить подростковый возраст. Именно подро_ стки чаще просят совета у отцов при выборе учебного заведения, спрашивают их мнение при выборе занятия спортом или когда не складываются отношения со сверстниками (Л. М. Про_ кофьева, М. Ф. Валетас, 2002).

 

…Девочки в большей степени, чем мальчики, склонны к различным формам делинквент_ ного поведения при нарушении взаимоотношений с отцом (Gabhainn, 2000).

Цикунова Н. С., 2004, с. 364–366.

 

 

Мысли мальчиков часто блуждают далеко от того, чем они должны занимать ся. Отсюда если от девочек с их прилежанием, аккуратностью, добросовестностью, исполнительностью достаточно потребовать, чтобы они сделали уроки или что то по дому, то мальчиков приходится заставлять это делать. Высокий уровень теплоты и близости родителей и детей приводит к высокому уровню виктимиза ции только у мальчиков (R. D. Parke, R. O’Neil, 2000).

 

Меньшее внимание мальчиков к себе и повседневным занятиям приводит к тому, что их труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы, не разбрасывать свою одежду. В отличие от девочек мальчиков трудно уговорить что то надеть, если это чтото не соответствует их представлениям, как должен одевать ся мальчик. Грязная и порванная одежда их трогает гораздо меньше, чем девочек.

 

Высокий уровень доброжелательности родителей к своим детям приводит к лучшим успехам в школе девочек по сравнению с мальчиками (Pettit et al., 2000). Родителям значительно труднее заставить как следует учиться сыновей, чем до черей. Связано это с меньшей организованностью и ответственностью первых (особенно в младших классах), с их малой мотивированностью на учебу и на от метки, с большей их недисциплинированностью.

 

По данным А. В. Филь (2001), родители строже относятся к сыну, чем к доче ри. Последних они ограждают от возможных трудностей, больше утешают, когда девочки огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Так, несмотря на то что двухгодовалые девочки в три раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, родители более положительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчи ков (B. Fagot, 1978).

 

Отмечается, что девочки более отзывчивы и чувствительны к воздействию, с ними разговаривают намного чаще, чем с мальчиками (S. Hammer, 1976).

 

Отцы предпочитают физические наказания, а матери — непрямые или психо логические воздействия как на сыновей, так и на дочерей (Г. Марголин, Г. Паттер


 

 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 389

 

сон [G. Margolin, G. Patterson, 1975]). Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек. На авторитарный стиль воспитания мальчикиподростки реагируют агрессивностью и непослушанием, а девочки чаще остаются пассивны ми и зависимыми (Дж. Каган, Х. Мосс [J. Kagan, H. Moss, 1962]). Бульшую требо вательность родителей к сыновьям и вследствие этого бульшую дистанцирован ность сыновей от родителей выявили Ю. Е. Алешина и А. С. Волович (1991).

 

Правда, по данным западных авторов, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им больше проявлять агрессию, чем девочкам (М. Льюис, Л. Розенблюм [M. Lewis, L. Rosenblum, 1975]). Возможно, это связано с тем, что в русских семьях воспитание более авторитарно, чем в западных; в последних вос питание носит более либеральный характер. А возможно, что это относится толь ко к проявлению мальчиками агрессивности как «мужского» качества.

 

Как показала О. С. Баранник (1999), больше контролируют дочерей матери, а сыновей — отцы. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. И не случайно Ф. Парсонс (F. Parsons, 1955) видит роль отца в том, что он помогает сыну преодолеть зависимость от матери, возник шую в раннем детстве.

 

В семьях, где нет отца, мужские черты возникали у мальчиков медленнее, они были менее агрессивными и более зависимыми; особенно сильно это сказывается на детях до 4 лет (Х. Биллер [H. Biller, 1971]).

 

Выявлено (О. Б. Чиркова, 2000), что отец играет более важную роль в форми ровании ответственности у ребенка, чем мать. Происходит это, очевидно, потому, что отцы, придающие большое значение самостоятельности, предоставляют под росткам возможность отвечать за свои действия, с большим уважением, чем мате ри, относятся к стремлению подростков к независимости. Вследствие этого у под ростков меньше конфликтов с отцами (H. Grotevant, C. Cooper, 1985). Интересен, однако, тот факт, что для подростков с высоким уровнем ответственности более значимы их отношения с матерью, а для подростков с низким уровнем ответствен ности — отношения с отцом.

 

В то же время матери оказывают существенное влияние на формирование у до черей мотива достижения: дочерей работающих женщин отличает, как правило, более высокий мотив достижения и большее стремление сделать карьеру, чем дочерей, чьи матери не работают вне дома (L. Hofmann, 1989). Кроме того, при опре делении своего профессионального пути (выборе вуза) дети чаще советуются с ма терью, чем с отцом (соответственно в 40% и 23,7%) ( В. П. Светлакова, М. А. Ток макова, 2001).

 

Разнонаправленное воспитание детей отцом и матерью проявляется в том, что отец учит ребенка тому «что», а мать — тому «как», отец учит ребенка «быть кем_ то», а мать — «кем_то для кого_то» (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1979).

 

К. КларкСтюарт (K. Clarke_Stewart, 1978) обнаружила, что влияние матери на ребенка носит обычно непосредственный характер, тогда как отец влияет на ма лыша часто опосредованно через мать.

 

На выбор сыновьями и дочерями творческих и технических профессий чаще оказывает влияние отец, а на выбор гуманитарных профессий — мать.

 

Стили родительского воспитания.Диана Бомринд (D. Baumrind, 1971, 1991)выделила три стиля родительского воспитания, представляющих собой комбина


 

390 Раздел III. Практические аспекты общения

цию из таких элементов, как требование зрелости, контроль, коммуникативность (общение) и эмоциональная близость (табл. 19.3).

 

Таблица 19.3.Параметры стилей родительского воспитания

Стили Контроль Требование Коммуника- Эмоциональная  
зрелости тивность близость  
     
Снисходительный +  
Авторитарный + +  
Авторитетный + + + +  

Э. Маккоби и Д. Мартин (E. Maccoby, D. Martin, 1983) видоизменили класси фикацию Д. Бомринд. Они выделили два основных измерения внутрисемейного взаимодействия: уровень контроля, или требований, и параметр принятия — от вержения.

 

Родительский контроль связан со степенью выраженности у родителей тенденции к запретам. Те, у кого она совершенно очевидна, ограничивают право ребенка следовать его собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчине ния правилам и следят, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. На против, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, не так строго контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.

 

Родительская теплота указывает, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Она выражается в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать их неудач ные действия и наказывать за проступки. Жестокие родители, напротив, крити куют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.

 

Пересечение этих двух измерений создает 4 типа родительского воспитания (к трем, указанным Д. Бомринд, прибавлен еще один — пренебрегающий (индиф ферентный) стиль) (рис. 19.3).


 

Рис. 19.3.Типология стилей родительского воспитания по Э. Маккоби и Д. Мартину


 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 391

Авторитетный стиль, характеризующийся, по данным Г. Петти с соавторами(G. Pettit et al., 2000), высоким уровнем контроля и принятия (проявлением роди тельской теплоты, внимания, использованием убеждения, обучения социальным навыкам, проявлением интереса к общению ребенка со сверстниками), наиболее эффективен для воспитания детей. Родители могут хорошо контролировать сво их детей, в случае необходимости заставляют их делать то, что нужно, и ожидают от них разумного и зрелого поведения. Придерживающиеся этого стиля взрослые хотя и налагают определенные ограничения на поведение детей, объясняют им смысл таковых и причины. Соответственно и решения не кажутся несправедли выми, потому дети легко соглашаются с ними.

 

Авторитетные родители выслушивают возражения своих детей и готовы усту пить, когда это целесообразно. Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, имеют более положительный Яобраз, увереннее в себе, социально компетентнее, полно стью себя контролируют, лучше учатся в школе, более любознательные, друже любные, успешно общаются со сверстниками (Д. Бари и др. [J. Buri et al., 1988]; С. Дорнбуш и др. [S. Dornbush et al., 1987]).

 

Авторитарные родители жестко контролируют поведение своих детей и заставляют их придерживаться установленных правил. Они отдают команды и ожи дают, что те будут выполнены без всяких споров. Родители с этим стилем вос питания требуют от детей самых высоких достижений и хорошей успеваемости (высокие требования зрелости). Они обычно сдержанны в отношениях с детьми (редко проявляют нежность, понимание и сочувствие к детям), свои запреты

 

и требования не объясняют и мнение детей не спрашивают. Если дети не выпол няют указаний — их наказывают. Ребенок, выросший в семьях с авторитарным стилем воспитания, имеет более низкую самооценку, испытывает трудности в обще нии со сверстниками и хуже успевает в школе. В авторитарных семьях чаще всего встречаются дети, «не поддающиеся контролю» (Л. Штейнберг и др. [L. Steinberg et al., 1995]). Дети, воспитывающиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению с ровесниками, имеющими бульшую свободу самовыраже ния. Как отмечают Д. Уайт и А. Уоллетт (D. White, A. Woollett, 1992), эти особен ности сохраняются вплоть до подросткового возраста. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, часто бурно реагируют на запрещающие и карающие воздействия, становятся агрессивными и непослушными. Девочки же остаются пассивными и зависимыми (Д. Каган и Г. Мосс [J. Kagan, H. Moss, 1962]).

 

При снисходительном (либеральном) стиле воспитания родители воспринимают ребенка таким, каков он есть, и никак не ограничивают его поведение. Даже если поступки ребенка их сердят, они стараются подавить свои эмоции. Их не сильно заботят хорошие манеры ребенка или его успехи в учебе. Степень эмоциональной близости может разниться — родители могут быть как любящими и нежными, так

 

и холодными и отстраненными. Разные аспекты жизни если и обсуждаются с деть ми, то только потому, что родители считают это нормальным типом поведения. Это приводит к некоторой социальной незрелости детей, а также к высокому уров ню их агрессивности. Они склонны потакать своим слабостям и часто не умеют вести себя на людях (Д. Бомринд [D. Baumrind, 1975]).


 

392 Раздел III. Практические аспекты общения

Наиболее деструктивное влияние на поведение ребенка оказывает пренебре_ гающий (индифферентный) стиль, когда родители настолько озабочены собой

 

и своими проблемами, что их дети чувствуют себя брошенными, поскольку роди тели не удовлетворяют их потребности и интересы. Это ощущение может остаться у них на всю жизнь. Подростки в таких семьях становятся более импульсивными

 

и антисоциальными, менее ориентированы на достижения, плохо учатся в школе (A. Бандура и Р. Уолтерс [A. Bandura, R. Walters, 1959]).

 

Д. Бомринд отмечает, что при воспитании авторитарным и либеральным стилем результат один и тот же — ребенок менее компетентен в социальном и когнитив ном плане, так как и в том и в другом случае родители стремятся оградить ребен ка от сложностей жизни. Только достигается этот негативный результат разными путями: авторитарные родители строго регламентируют поведение ребенка, изза чего у того появляется мало шансов столкнуться с жизненными трудностями и он не учится их преодолевать. Либеральные родители, наоборот, поощряют детей к новой деятельности, но не реагируют негативно на их отклоняющееся поведе ние и, следовательно, тоже не учат их иметь дело с негативными ситуациями.

 

Обобщенная характеристика стилей взаимодействия родителей с детьми пред ставлена в табл. 19.4.

 

    Таблица 19.4.Стили родительского поведения (по Г. Крейгу, 2000, с. 439)
     
Авторитетный Высокий Признают и поощряют растущую автономию своих детей;
  уровень открыты для общения и обсуждения с детьми установленных
  контроля; правил поведения; допускают изменения своих требований
  теплые в разумных пределах; дети превосходно адаптированы; увере-
  отношения ны в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки,
    они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой
Авторитарный Высокий Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполне-
  уровень ны; закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают
  контроля; жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения;
  холодные позволяют детям лишь в незначительной степени быть незави-
  отношения симыми от них; их дети, как правило, замкнуты, боязливы
    и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно
    остаются пассивными и зависимыми на протяжении подростко-
    вого и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправля-
    емыми и агрессивными
Либеральный Низкий Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка;
  уровень безусловная родительская любовь; открыты для общения
  контроля; с детьми, однако доминирующее направление коммуникации —
  теплые от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы
  отношения при незначительном руководстве родителей; взрослые не уста-
    навливают каких-либо ограничений; дети склонны к непослуша-
    нию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и им-
    пульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях
    становятся активными, решительными и творческими
Индифферент- Низкий Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны
ный уровень к своим детям; закрыты для общения; из-за обремененности
  контроля; собственными проблемами не остается сил на воспитание
  холодные ребенка; если безразличие родителей сочетается с враждеб-
  отношения ностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удер-
    живает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным
    импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению
     


 

 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 393

 

Авторитетное воспитание ведет к тому, что дети перенимают ценности своих родителей, в то время как при авторитарном и снисходительном стилях воспитания формируются ценности, отличные от родительских (Кларк с соавторами [Clark et al., 1989]).

 



Просмотров 979

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!