![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Воспитание детей родителями в процессе семейного общения
Одной из задач общения родителей со своими детьми является воспитание по следних. Эту важную роль общения отмечал Б. Г. Ананьев (1980). Он писал, что с первых дней жизни после рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, которое первоначально выступает прежде всего в организуемых взрослыми актах воспитания и обучения, ребенок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность, действовать в окружающем его мире в соответствии с выработанными в обществе правилами и эталонами поведения и способами предметных операций.
Воспитание детей в семье имеет свою специфику, которая, как отмечает В. А. Кан Калик (1987), связана с тем, что «все участники воспитательного процесса в се мье объединены родственными чувствами, близки друг другу, любят близких, а потому нередко склонны прощать слабости и недостатки или преувеличивать до стоинства своих питомцев, идеализировать или “зачеркивать” личность. Иными словами, в системе семейного воспитания мы не беспристрастны, а, напротив, осо бенно пристрастны, что порой мешает реально разобраться в той или иной ситуа ции» (с. 156). Самая большая ошибка при воспитании ребенка заключается в том, что нам кажется, что сам факт нашего присутствия дома обеспечивает потребность ребенка в общении и его воспитание. Это далеко не так. Общение с детьми и их воспитание — это постоянные контакты и взаимоотношения, это внимательное отношение к детям. Семья — это особая атмосфера, куда ребенок приносит радо сти и горе, раздумья и сомнения. Если этого не происходит, значит, в семейном общении чтото не в порядке. Основные конфликты в семье происходят на почве дефицита внимания.
В. А. КанКалик отмечает тревожную тенденцию, наблюдающуюся в современ ных семьях, — воспитание маленьких детей, забота о них перепоручается бабуш кам и дедушкам. Многие дети живут у бабушек и дедушек. Это ведет к невозмес тимым утратам духовности во взаимоотношениях детей с их родителями.
С другой стороны, родительское внимание должно иметь определенную меру. Оно не должно перерастать в назойливость, в постоянные расспросы о том, «где был», «почему у тебя плохое настроение» и т. д. Такое проявление внимания — эгоистический способ собрать всю возможную информацию о жизни ребенка и успокоиться. В народе это называется «лезть в душу», что чаще всего вызывает
Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 385
негативную реакцию, особенно у подростков, стремящихся в силу своих возраст ных особенностей к самостоятельности.
Процесс общения с собственным ребенком — сложное искусство. Это хорошо знает каждый. Но каждый ли задумывается над этим? Ведь нередко мы как будто разговариваем с ребен_ ком, но фактически не входим в его внутреннюю ситуацию, не понимаем его. Часто забыва_ ем, что беседуем именно с ребенком, для которого многие прописные истины не ясны.
Проанализируйте опыт вашего общения с детьми дома; избегайте крайностей: сюсюка_ ния и грубости; стремитесь, чтобы отношения были доброжелательными, но требовательны_ ми, чтобы в них ощущалась и родительская любовь, и взыскательность.
Помните: каждое слово, обращенное к ребенку, воспитывает. С ребенком надо не только уметь говорить, но и учить его сложному искусству общения с другими людьми, через кото_ рое он включается в сложную систему человеческих отношений.
…С младенческого возраста необходимо разговаривать с ребенком; вам кажется, что он ничего не понимает и разговор бессмыслен. Но нет. Помните, что для ребенка это уже при_ обретение первого опыта общения: он гулит, улыбается, вскрикивает, реагирует на появле_ ние знакомых и незнакомых людей — общение уже началось. Ваше постоянное общение с ребенком будет способствовать развитию его речи. Для этого он должен как можно чаще участвовать в разговорах взрослых: или присутствовать в их контексте, или быть непосред_ ственным участником. Кан_Калик В. А., 1987, с. 168.
Правильным взаимоотношениям детей и родителей мешают разнообразные «барьеры».
Барьер занятости. Характеризуется тем, что родители постоянно заняты работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом и т. п. Дети нередко просто мешают им. Это приводит к отчуждению ребенка. Этот барьер может воз никнуть в разные возрастные периоды и иметь разные последствия. В возрасте до 6 лет он приводит к задержке эмоционального развития. В подростковом воз расте он чреват тем, что от внимания родителей ускользают важные изменения
в личности ребенка: в характере, в отношениях с друзьями и т. п. В итоге дети и роди тели живут как бы разной жизнью. Семья как воспитательная система «не рабо тает». Барьер возраста. Понять своих детей родителям мешает разница в возрасте,
в частности «высота взрослости». Родители не в состоянии войти во внутренний мир ребенка, не понимают его интересов, потребностей, смысла его игр. Однаж ды, идя по улице, я услышал разговор матери со своим 5летним сыном. Мать уко ряла его за то, что он ходит по лужам. На это ребенок воскликнул: «Мама! Ты ни чего не понимаешь! Это не лужа, а море, а мои ботинки — это корабли».
Барьер старого стереотипа. Сущность его в том, что ребенок растет и развивается, а родители воспринимают его и относятся к нему как к малышу, которым надо постоянно руководить, подсказывать, давать оценки и т. п. Это приводит к непониманию, раздражению, конфликтам, неправильным методам воздействия
386 Раздел III. Практические аспекты общения на ребенка. Позиция отношений «по вертикали» должна со временем смениться на позицию «по горизонтали», но родители этого не понимают и дестабилизиру ют обстановку в семье. Они попрежнему указывают, например, подростку, с кем дружить, как провести досуг, какую выбрать профессию и т. д.
Барьер воспитательных традиций. Родители стремятся механически внедрятьи воспроизводить в своей семье формы, методы и средства воспитания, сложив шиеся и бытовавшие в период их детства в их семьях, продублировать педагогику собственных родителей, не учитывая изменившихся ситуаций воспитания, уро вень развития детей и т. п. Современные дети стали более информированными, изменилась их система ценностей и потребностей. Возникли новые средства ин формации и установления контактов (компьютеры, мобильные телефоны). В их использовании дети разбираются лучше, чем родители, что приводит к снижению значимости родителей как авторитетов.
Барьер дидактизма. Родители постоянно, по каждому поводу поучают своихдетей: «Не хлопай дверью», «Вытри ноги», «Не ерзай под столом» — и так до бес конечности. Воспитательный процесс подменяется постоянными нравоучениями (как в одном из рассказов А. П. Чехова: «Вот ты съел ложку супа, а не подумал, что она заработана»), заформализовывается.
![]() |