Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Воспитание детей родителями в процессе семейного общения



 

Одной из задач общения родителей со своими детьми является воспитание по следних. Эту важную роль общения отмечал Б. Г. Ананьев (1980). Он писал, что с первых дней жизни после рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, которое первоначально выступает прежде всего в организуемых взрослыми актах воспитания и обучения, ребенок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность, действовать в окружающем его мире в соответствии с выработанными в обществе правилами и эталонами поведения и способами предметных операций.

 

Воспитание детей в семье имеет свою специфику, которая, как отмечает В. А. Кан Калик (1987), связана с тем, что «все участники воспитательного процесса в се мье объединены родственными чувствами, близки друг другу, любят близких, а потому нередко склонны прощать слабости и недостатки или преувеличивать до стоинства своих питомцев, идеализировать или “зачеркивать” личность. Иными словами, в системе семейного воспитания мы не беспристрастны, а, напротив, осо бенно пристрастны, что порой мешает реально разобраться в той или иной ситуа ции» (с. 156). Самая большая ошибка при воспитании ребенка заключается в том, что нам кажется, что сам факт нашего присутствия дома обеспечивает потребность ребенка в общении и его воспитание. Это далеко не так. Общение с детьми и их воспитание — это постоянные контакты и взаимоотношения, это внимательное отношение к детям. Семья — это особая атмосфера, куда ребенок приносит радо сти и горе, раздумья и сомнения. Если этого не происходит, значит, в семейном общении чтото не в порядке. Основные конфликты в семье происходят на почве дефицита внимания.

 

В. А. КанКалик отмечает тревожную тенденцию, наблюдающуюся в современ ных семьях, — воспитание маленьких детей, забота о них перепоручается бабуш кам и дедушкам. Многие дети живут у бабушек и дедушек. Это ведет к невозмес тимым утратам духовности во взаимоотношениях детей с их родителями.

 

С другой стороны, родительское внимание должно иметь определенную меру. Оно не должно перерастать в назойливость, в постоянные расспросы о том, «где был», «почему у тебя плохое настроение» и т. д. Такое проявление внимания — эгоистический способ собрать всю возможную информацию о жизни ребенка и успокоиться. В народе это называется «лезть в душу», что чаще всего вызывает


 

 

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 385

 

негативную реакцию, особенно у подростков, стремящихся в силу своих возраст ных особенностей к самостоятельности.

 

 

Процесс общения с собственным ребенком — сложное искусство. Это хорошо знает каждый. Но каждый ли задумывается над этим? Ведь нередко мы как будто разговариваем с ребен_ ком, но фактически не входим в его внутреннюю ситуацию, не понимаем его. Часто забыва_ ем, что беседуем именно с ребенком, для которого многие прописные истины не ясны.

 

Проанализируйте опыт вашего общения с детьми дома; избегайте крайностей: сюсюка_ ния и грубости; стремитесь, чтобы отношения были доброжелательными, но требовательны_ ми, чтобы в них ощущалась и родительская любовь, и взыскательность.

 

Помните: каждое слово, обращенное к ребенку, воспитывает. С ребенком надо не только уметь говорить, но и учить его сложному искусству общения с другими людьми, через кото_ рое он включается в сложную систему человеческих отношений.

 

…С младенческого возраста необходимо разговаривать с ребенком; вам кажется, что он ничего не понимает и разговор бессмыслен. Но нет. Помните, что для ребенка это уже при_ обретение первого опыта общения: он гулит, улыбается, вскрикивает, реагирует на появле_ ние знакомых и незнакомых людей — общение уже началось. Ваше постоянное общение с ребенком будет способствовать развитию его речи. Для этого он должен как можно чаще участвовать в разговорах взрослых: или присутствовать в их контексте, или быть непосред_ ственным участником.

Кан_Калик В. А., 1987, с. 168.

 

 

Правильным взаимоотношениям детей и родителей мешают разнообразные «барьеры».

 

Барьер занятости. Характеризуется тем, что родители постоянно заняты работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом и т. п. Дети нередко просто мешают им. Это приводит к отчуждению ребенка. Этот барьер может воз никнуть в разные возрастные периоды и иметь разные последствия. В возрасте до 6 лет он приводит к задержке эмоционального развития. В подростковом воз расте он чреват тем, что от внимания родителей ускользают важные изменения

 

в личности ребенка: в характере, в отношениях с друзьями и т. п. В итоге дети и роди тели живут как бы разной жизнью. Семья как воспитательная система «не рабо тает».

Барьер возраста. Понять своих детей родителям мешает разница в возрасте,

 

в частности «высота взрослости». Родители не в состоянии войти во внутренний мир ребенка, не понимают его интересов, потребностей, смысла его игр. Однаж ды, идя по улице, я услышал разговор матери со своим 5летним сыном. Мать уко ряла его за то, что он ходит по лужам. На это ребенок воскликнул: «Мама! Ты ни чего не понимаешь! Это не лужа, а море, а мои ботинки — это корабли».

 

Барьер старого стереотипа. Сущность его в том, что ребенок растет и развивается, а родители воспринимают его и относятся к нему как к малышу, которым надо постоянно руководить, подсказывать, давать оценки и т. п. Это приводит к непониманию, раздражению, конфликтам, неправильным методам воздействия


 

386 Раздел III. Практические аспекты общения

на ребенка. Позиция отношений «по вертикали» должна со временем смениться на позицию «по горизонтали», но родители этого не понимают и дестабилизиру ют обстановку в семье. Они попрежнему указывают, например, подростку, с кем дружить, как провести досуг, какую выбрать профессию и т. д.

 

Барьер воспитательных традиций. Родители стремятся механически внедрятьи воспроизводить в своей семье формы, методы и средства воспитания, сложив шиеся и бытовавшие в период их детства в их семьях, продублировать педагогику собственных родителей, не учитывая изменившихся ситуаций воспитания, уро вень развития детей и т. п. Современные дети стали более информированными, изменилась их система ценностей и потребностей. Возникли новые средства ин формации и установления контактов (компьютеры, мобильные телефоны). В их использовании дети разбираются лучше, чем родители, что приводит к снижению значимости родителей как авторитетов.

 

Барьер дидактизма. Родители постоянно, по каждому поводу поучают своихдетей: «Не хлопай дверью», «Вытри ноги», «Не ерзай под столом» — и так до бес конечности. Воспитательный процесс подменяется постоянными нравоучениями (как в одном из рассказов А. П. Чехова: «Вот ты съел ложку супа, а не подумал, что она заработана»), заформализовывается.



Просмотров 600

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!