Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Республика как форма правления



Республика – это форма государственного правления, где все высшие органы власти или избираются, или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламент), а граждане в свою очередь обладают личными и политическими правами (сильное отличие от монархии).

Республика, республиканская форма правления является одной из самых древних форм государственной организации общества. Как отметил Мартынов : « Еще в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела самую сложную структуру а, в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. »[21]

Главные лица своих дружин , как ни странно, выполняли решения собрания, были на службе у совета. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: в первую очередь законодательную, затем исполнительную и судебную.

Это означало, что различным органам государства необходимо выполнять различные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, думе, верховному совету, конгрессу ) поручается принимать законы. Правительству (исполнительно - распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение, также следить за их исполнением , в какой то мере, здесь в некотором роде идет совпадение с судебной властью . Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение.

Другими словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Разделение властей помогает, во-первых, качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

«Большое отличие республика имеет от монархии и в сфере образования органов власти. Так как, республика - такая форма правления, где все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ ,так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти. »[22]

В республике сами же органы власти избираются на только определенный срок. К большинству стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько же раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот факт является и положительным и отрицательным фактором одновременно. Все зависит от того, кто же стоит у руля, того или иного государства.

Должностные лица в республике несут огромную ответственность. Ответственность эта имеет, прежде всего, политический характер . Может выражаться в таких действиях, как: уход в отставку, досрочный отзыв , роспуск парламента, снятие с должности. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком же участке государственного механизма произошел сбой в работе , где нужно заменить те или иные должностные лица.

Стоит отметить, что республика - наиболее распространенная форма правления, в отличие от других форм правления.

Видами республик являются: президентская республика (США – яркий пример) , парламентская республика (Италия , Германий , Турция), смешанная республика ( Российская Федерация) , суперпрезидентская республика (Ирак , Сирия , Индонезия ), Республика с монархическими элементами ( КНДР , Гамбия ).

Президентская республика, представляет собой некоторое соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия. В республиках этого вида государственное управление зарождается по принципу одного из самого жесткого разделения властей. Президент -управляет, парламент ( национальное собрание )- принимает законы. Высшие органы государства не только особо структурно обособлены, но и обладают большой самостоятельностью. Президентская республика отличается от других видов, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство - ответственно перед президентом. Президент ,в свою очередь, лишен права роспуска парламента, и наоборот, парламент в любой момент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти ( «импичмент»). Это происходит, когда президент допускает излишнее злоупотребление своей властью, к примеру : совершает преступления, нарушает Конституцию.

Президентская республика , иногда создает благоприятные юридические предпосылки для скопления в руках президента множества властных полномочий. Она является довольно гибкой формой правления, исходя из этого и получила распространение у большинства стран . Это большинство государств, составляющих ООН, имеют президентские системы правления (неслучайно).

Но нельзя не учитывать недостатки президентских республик , такие как, –сосредоточение непомерной власти в руках президента , что ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Именно поэтому объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, которая будет помогать президенту в направлениях его деятельности. В эту структуру входят: администрации, управления делами, некоторые комиссии, комитеты, аналитические центры и тому подобное.

Главным признаком данной формы правления является отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Парламентская республика , в отличие от президентской республики является менее распространенной формой правления. Но является также распространенной. Примером этой формы правления являются : Германия, Финляндия, Индия, Турция . Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность в целом.

Отличительная особенность данного вида республики - наличие в ней должности премьер-министра, его в свою очередь избирает парламент. Правительство же формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, которая получила большинство голосов в парламенте и остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Председателем правителя становится лидер партии. Участие президента в формировании правительства – номинально, но формально он наделяется полномочиями. На практике же он оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

Его политические действия могут быть реализованы только с согласия правительства, исходят от него и нормативные акты , они приобретают юридическую силу только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность и другие виды ответственности.

Встречаются в свою очередь и смешанные формы правления, парламентско-президентские, они не укладываются в основную классификацию республик, а дают непосредственный своеобразный синтез, то есть сочетание президентской и парламентской властей. Это сочетание бывает различным. К примеру, в Российской Федерации форма правления несет в себе черты парламентской и президентской республик.

Как заметил Марченко: « Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом. »[23]

Сейчас, в России , полупрезидентская или смешанная форма правления, где президент избирается всеобщим голосованием, более того, он располагает очень широкими полномочиями, что позволяет ему действовать независимо от правительства , вместе с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.

Из-за особой роли главы государства, владения в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки очень давно получили название - суперпрезидентских республик. В последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, у которых власть президентов более усилена. Они были руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Авдеев предполагает, что «Президенты являлись главными идеологами страны, были создателями официально провозглашенной обязательной идеологии ‘(Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т.д.).’Ну и наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами.(навсегда). Таким образом, возникла президентско-монократическая республика, форма президентского абсолютизма. »[24]

Но в настоящее время из-за проблем с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской республики почти не осталось , но нельзя исключать появление их в дальнейшем у некоторых стран…

Особенной формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов, что довольно частое явление в развивающихся странах: со времени образования независимых государств в Латинской Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло более тысячи военных переворотов, кроме того , более половины из них были успешными и привели к созданию новой системы управления. В таком случае парламент, прежде всего, распускается(по некоторым данным,исключение составила, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создался новый высший орган — военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), председатель — лидер переворота, провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и другие лица. Из предшествующих органов сохраняются обычно гражданские суды, однако параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые и судят и гражданских лиц.Вусловиях военного управления, могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах , ставятся они под надзор именно военных властей. Так и создается фактически республика без республиканских учреждений, можно предполагать, что это президентско-милитаристская республика. Но и в других развивающихся странах используется концепция двойной роли армии (военной и политической) и вооруженные силы служат остовом многих «гражданских» президентских республик (Индонезия, Турция и др.).

Пушкарев считает, что «Специфическими чертами обладала и президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически президентом республики. Он получал лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний не мог ни отказать в признании его президентом, ни избрать президентом дpyгoe лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но и на реально властвовавший партийный аппарат ».[25]

В республике с монархическими элементами , как ранее уже говорилось о пожизненных президентах. Эта должность, которая впервые создалась в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, возглавлявшего освободительную борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, затем была установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах — в Индонезии, в 70-х годах — в Тунисе, Уганде, Центрально-африканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Но пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был лидером этой партии), с провозглашением президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной государственной. Один из этих пожизненных президентов — Бокасса прошел еще дальше и провозгласил себя императором Центральноафриканской империи . В Корейской Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией.

Как уже отмечалось ранее , многих республиканских черт лишена эта форма правления, создаваемая в условиях военных режимов. Президенты этих республик не избираются населением либо каким-либо легитимным конституционным органом, например, парламентом или особой избирательной коллегией. Они провозглашаются президентами группой своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент же в этих условиях распускается, конституция, целиком или в значительной части вообще отменяется (приостанавливается, что почти не меняет положения данных вещей), выборы местных органов бывают очень редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей.

Золотухина в отличае от Пушкарева считает , что : «создается необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют республиканские учреждения. »[26]

Особая форма республикитеократическая республика, в которой правит мусульманское духовенство, существует в Иране. В данной стране, в соответствии с конституцией 1979 г., имеются избранные президент и парламент, но, главную же роль играет руководитель государства (так называемый Рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Руководителя государства принадлежит непосредственно высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь, прежде всего, религиозными качествами кандидата или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства

По словам Пушкарева , « во всех этих случа­ях ответственность исполнительной власти перед парламентом, имеет крайне неразвитый характер, а ее наиболее острые формы (вотум недоверия и др.) отсутствуют. Введение этих форм ответст­венности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламента и через него – общественного мнения. В парламентарной монархии и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания, преж­де всего через парламент. Однако это ведет к значительному недо­статку — нестабильности правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии (хотя это бывает очень редко) может примкнуть к оппозиции ,и правительство может быть свергнуто. В послевоенной Италии (на 1998 г.) смени­лось 56 составов правительства» каждое из них существовало в среднем год с небольшим (правда, часто новые правительства воз­главляли прежние лидеры). »[27]

С целями преодолеть недостатки парламентарной и президент­ской форм и соединить их плюсы для наиболее удобной организации государственной власти в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики

Таким образом, можно сделать вывод, что именно республиканская форма правления удобна для народа, так как это наиболее демократичная форма правления , по сравнению с другими, а если удобна для народа, то должна быть наиболее удобна и для управления , и для организации государственной власти , и для порядка её образования , независимо от того , в каком же порядке она образуется.

Недостатками президентской республики можно считать существование возможности установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.

 



Просмотров 1165

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!