Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общее равновесие. Оптимальность по Парето



Общее равновесие — равновесие, возни­кающее в результате взаимодействия всех рынков, когда измене­ние спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. Общее рав­новесие отражает сбалансированное, согласованное функциони­рование всех рынков.

Как уже отмечалось, все рынки взаимосвязаны и изменение ситуации на одном из них влияет на другие рынки. Например, спрос на определенный товар зависит от таких факторов, как цена данного товара, цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и т. п. Предложение данного товара определяется его ценой, ценами других товаров, факторов производства и другими параметрами. Очевидно, что нарушение равновесия на рынке данного товара окажет влияние на множество других рынков (рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых това­ров, рынков факторов производства), а это, в свою очередь, может вызвать ответное воздействие на рынок данного товара. Иными словами, здесь речь идет о механизме обратной связи. Эффекты обратной связи — дальнейшие изменения цен и объе­мов товаров и услуг на данном рынке в ответ на вызванные со­бытиями на нем изменения цен на взаимосвязанных с ним рынках. Достижение общего равновесия — результат воздейст­вия изменений, произошедших на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого эти изменения начались.

Механизм общего равновесия проиллюстрирован на рисунках. Здесь рассмотрен рынок блага X, а также рынки взаимозаменяе­мого блага Y и взаимодополняемого блага Z.

Предположим, что уменьшение предложения блага X увели­чивает его цену с Р1X до Р2Х. При более высокой цене блага объем его продаж сокращается с Q1X до Q2X, что показано на рисунке а.

Анализ общего равновесия позволяет проследить последст­вия повышения цены данного товара на изменение равновесно­го состояния на других рынках. Предположим, что данное бла­го X является ресурсом для производства блага F. Повышение цены блага X увеличит издержки производства этого блага. По­этому предложение блага F снизится, а цены на него возрастут. Как показано на графике рисунке б цена возрастет с Р1F до Р2F ,а объем спроса упадет с Q1F до Q2F.

Рассмотрим рынки сопряженных товаров. Вследствие роста цены товара X повышается спрос на его заменители. Цена взаи­мозаменяемого товара Y возрастает с Р1Yдо Р2Y , объем предложе­ния увеличивается с Q1Y до Q2Y , что показано на рисунке е. Си­туация на рынке дополняющих товаров также меняется. Спрос на взаимодополняющие товары падает. В результате объем про­даж уменьшается с Q1Z до Q2Z, цена падает с Р1Z до Р2Z , что пока­зано на рисунке г.

 

Все эти последствия исходного увеличения цены блага X производят эффект обратной связи на данный рынок. С одной стороны, уменьшение объемов спроса на благо F и другие бла­га, производимые из блага X, способствует уменьшению спроса на него. Спрос на благо X также падает в результате уменьше­ния цен на взаимодополняемые блага (благо Z). С другой сто­роны, рост цен взаимозаменяющих благ (благо У) способствует росту спроса на благо X. Примем как результат, что в долго­срочном плане факторы, уменьшающие спрос на благо Х, пере­вешивают факторы, увеличивающие спрос на него. В результате кривая спроса D1X D1X сместится в положение D2X. Цена блага X упадет с Р2Х до Р3Х, объем предложения и, соответственно, рав­новесное количество блага X при этой цене составляет Q3X. В данной ситуации можно говорить об общем равновесии. 06-щее равновесие имеет место тогда, когда цены прореагировали на исходное изменение спроса или предложения таким обра­зом, что объемы спроса равны объемам предложения на всех рынках. Общее равновесие экономической системы будет дос­тигнуто тогда, когда рынок товаров и рынок факторов произ­водства будут одновременно находится в состоянии равновесия. В данном примере проанализированы взаимосвязи только че­тырех рынков. В действительности структура подобных взаимо­связей значительно сложнее.

Необходимо отметить, что понятие общего равновесия было разработано Л. Вальрасом, сформулировавшим основные усло­вия соответствия спроса и предложения товаров. Модель общего равновесия, созданная Вальрасом, универсальна и пригодна к описанию любой экономической системы.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ ПО ПАРЕТО

(Pareto optimality) Условие эффективности, выведенное экономистом и политологом Вильфредо Парето (1848–1923). Размещение, или распределение товаров и услуг в экономике считается оптимальным, по Парето, если ни один из альтернативных вариантов размещения не может улучшить экономическое положение хотя бы одного индивида, не ухудшая при этом положения остальных. Фактически данное условие очень неубедительно, поскольку эффективными, по Парето, могут оказаться и самые несправедливые варианты распределения доходов. Более того, в любой потенциальной экономике имеется бесконечное множество, по Парето, вариантов размещения ресурсов в зависимости от первоначального распределения товаров и услуг. Наконец, любые два варианта оптимального, по Парето, распределения ресурсов, согласно тому же Парето, являются несопоставимыми. Тем не менее данная концепция оказалась весьма полезным инструментом анализа эффективности экономических систем и формулирования экономической политики.

 


 

50. Провалы рынка

Основные причины провала рынка, внешние и внутренние особенности

Рынок является системой, которая функционирует эффективно в том случае, когда задача обеспечения организации торговли на взаимовыгодных условиях реализуется полноценно. Идеальный рынок обязан сделать реальным любой обмен, если он выгодный для обеих сторон. Когда рынок неспособен выполнить свою функцию, возникает понятие провалов рынка, при этом ограниченные ресурсы распределяются нецелесообразно. Как правило, к провалам рынка относится недостаточная конкуренция, также ученые причисляют к этой категории внешние эффекты и общественные блага.

Действующая теория провалов рынка и внешние эффекты

Специалисты говорят, что к провалам рынка можно отнести внешние эффекты. При этом рынок не способен адекватно передавать информацию о цене. Ценовая политика обязана отображать объективную стоимость производства товаров, услуг. В процессе покупки-продажи участвуют производитель и клиент. Если их действия начинают оказывать влияние на третьих, непричастных к процессу торговли лиц, то речь идет о таких типах провала рынка, как внешние эффекты. Например, загрязнение окружающей среды.

Каковы последствия провала рынка: общественные блага и рыночное фиаско

Товары и услуги обладают двумя основными характеристиками. Во-первых, это свойство исключения. То есть производитель одним лицам предлагает свой товар, а другим – нет. Второе свойство – соперничество. Если единицу использует одно лицо, то другое ее использовать уже не может. Такие особенности обычно рассматриваются в условиях наличия или отсутствия конкуренции. Если товар не обладает свойствами исключения и соперничества, то его называют общественным благом. К таким относятся, например, работа милиции, космическая программа, уход за улицами населенных пунктов и многое другое. Известно, что виды провалов рынка включают в себя блага общественного значения.

Недостаточна конкуренция и основные типы провалов рынка в экономике

Также к провалам рынка относится недостаточная конкуренция. Рыночные цены должны отражать альтернативную стоимость. Если начинают проявляться пагубные эффекты извне, цены падают ниже альтернативных. В случае, когда конкуренция недостаточно высокая, цены начинают неоправданно повышаться, что может повлечь за собой рыночное фиаско. Среди причин провала рынка эта, наверное, является одной из главных. Подобная схема характерна для рынков-монополий, когда потребитель начинает получать ложный сигнал о цене. Далее могут Виды провалов рынкапоследовать экономически необоснованные замены. Подобные ситуации сильно расшатывают рынок товаров и услуг, вносят нестабильность.

Какие другие провалы рынка можно назвать?

Также провалы рынка включают в себя инфляцию, появление безработицы. В этих случаях действия продавцов и покупателей становятся некоординируемыми. Надо отметить, что к провалам рынка не относят равномерное распределение доходов, регулирование ценообразования, принятие антимонопольного законодательства. Государство может урегулировать ситуацию рыночных фиаско. Для этого принимаются законы, которые предписывают использование оборудования, контролирующего уровень загрязнения окружающей среды. Могут также вводиться налоги, которые отражают ущерб от пагубных внешних эффектов производства. Права собственности владельцев уточняются с целью уберечь природу от загрязнения. Безусловно, провалы рынка являются очень важной экономической проблемой, требующей поиска новых путей разрешения.


 



Просмотров 2561

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!