Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ
Ответ: Частное благо – благо, кот. может быть одномоментно потреблено только одним лицом. Общественное благо может быть потреблено одним лицом, но при этом доступно для потребления другим. Большая часть обществ. благ не обеспечивается частными рынками из-за след. особенностей их потребления: 1. включенность (или проблема безбилетника – free rider); «безбилетник» пользуется бесплатно благом, требующим затрат на его произв-во (напр. нац. оборона). 2. нулевые предельные издержки; при увеличении кол-ва людей, потребляющих благо, издержки не растут (напр. свет маяка). 3. неделимость; благо настолько велико, что не может быть продано индивид. покупателям (напр. нац. оборона, воздух). 4. высокий уровень полезности для общества в целом; произв-во благ рынком невозможно из-за принципов 1 и 3. Обществ. блага: нац. оборона, маяки, полицейская защита, программы по борьбе с болезнями, стихийными бедствиями и т.п., сохранение условий проживания на Земле (в процессе глобализации). Квазиобществ. блага: система образования, библиотеки, музеи, автодороги, канализация, пожарная охрана, медицина. Отличаются от обществ. благ тем, что люди, их не оплатившие, исключаются из процесса потребления; обладают делимостью и могут производиться рынком.
Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. Но если ни у кого нет стимула оплачивать издержки, ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством.
|