Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Биологическое действие УФ излучения различной длины волны. УФ недостаточность и ее профилактика. Использование бактерицидного действия УФ радиации для обеззараживания



Ультрафиолетовое излучение обладает значительно большей энергией, чем инфракрасное и видимое. В его спектре выделяют 3 области, отличающиеся по длине волны и биологической активности: область А- длинноволновое излучение (эритемно-загарное) с длиной волны 400-320нм; область В – средневолновое излучение (витаминообразующее) с длиной волны 320-280 нм; область С – коротковолновое излучение (бактерицидное) с длиной волны 280-210 нм.До земной поверхности доходят только длинно- и средневолновые лучи. Коротковолновое обычно получают с помощью искусственных источников. УФИ могут оказывать полезное (биогенное) действие и повреждающее (абиогенное). Это зависит от длины волны излучения и его дозы. Биогенный эффект - при действии малых доз длинно- и средневолнового излучения. Абиогенные эффекты характерны для коротковолнового УФ-излучения, а также для длинно-, и средневолнового, если получаемая доза их намного превышает пороговую эритемную. К абиогенным эффектам ультрафиолетового излучения относятся ожоги, фотодерматиты, эрозии, язвы, кератоконъюнктивиты, кератиты, катаракта, птеригий, солнечный эластоз, фотосенсибилизация, обострение хронических заболеваний внутренних органов, канцерогенное и мутагенное действие. Биогенное действие проявляется в виде общестимулирующего, эритемно-загарного и антирахитического (вит. Д –образующего) эффектов. В механизме действия ультрафиолетового излучения выделяют несколько компонентов: биофизический, гуморальный и нервно-рефлекторный. Гуморальный компонентобусловлен образованием в результате фотохимических реакций гистамина и гистаминоподобных веществ, ацетилхолина, серотонина и др., которые стимулируют обменные процессы в организме. Биофизический компонент связан с изменением ионного состава и коллоидного состояния белков клеток. нервно-рефлекторный компонент характеризуется стимуляцией многих функций вследствие раздражения нервных окончаний в коже образующимися гистамином и другими соединениями. Наибольшим антирахитическим действием отличаются лучи с длиной волны 313 ммк. Наиболее ценными в биологическом отношении являются средневолновые УФ-лучи, так как именно они обладают выраженным общестимулирующим, антирахитическим и закаливающим действием, укрепляют иммунный статус организма, способствуют хорошей регенерации тканей, стимулируют процессы роста и развития. Современная среда характеризуется повышенным риском развития ультрафиолетовой недостаточности (солнечного голодания), которая обусловливается не только климатическими особенностями региона, но и условиями быта и трудовой деятельности людей, загрязнением воздуха, нерациональной планировкой жилых и общественных зданий, преобладанием туманных и пасмурных дней, и т.д. Наиболее часто характерные для УФ-недостаточности проявления наблюдаются у проживающих в северных широтах, рабочих горнорудной, угольной промышленности, метростроителей, детей, учащихся школ и вузов, находящихся большую часть дня в помещении. Для профилактики светового голодания планировка и застройка населенных пунктов должна осуществляться так, чтобы обеспечить не менее чем 3-х часовую инсоляцию окон жилых помещений. Оконные стекла должны быть прозрачными для ультрафиолетового излучения, когда окна большинства общественных учреждений застекляются тонированными стеклами. Должны проводиться активные мероприятия по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха пылью, дымом, копотью, химическими веществами. Наряду с указанным для профилактики светового голодания проводится УФ-облучение искусственными селективными и интегральными источниками УФ-излучения. Селективные источники (эритемные люминесцентные лампы - ЭУВ) дают излучения, максимум которых сосредоточен в одной узкой части УФ-спектра. Спектр излучения интегральных источников (прямые ртутно-кварцевые лампы - ПРК) представлен излучениями всех диапазонов УФ-спектра и видимого спектра. Для облучения используются светооблучательные установки длительного (лампы обычно встроены в светильники ) и кратковременного (проводится в специальных помещениях –фотариях,) действия.

 

Биологическое загрязнение воздуха закрытых помещений. Источники и пути распространения загрязнителей, эпид опасность. Показатели бактериального загрязнения воздуха. Методы определения, нормативы. Несмотря на разнообразие присутствующих в воздухе частиц органического происхождения, наибольшее влияние на здоровье человека оказывают содержащиеся в воздухе рабочих помещений микроорганизмы. Помимо микроорганизмов, к которым относятся вирусы, бактерии, грибы и простейшие одноклеточные, в воздухе помещений могут также содержаться пыльца, частицы шерсти и кожи животных, фрагменты насекомых и клещей, а также их выделения. Кроме взвеси вышеперечисленных частиц, воздух помещений может содержать летучие органические соединения, являющиеся продуктами жизнедеятельности живых организмов, например, комнатных растений и микроорганизмов. Высокая концентрация биологических загрязнителей в воздухе может вызывать аллергические реакции вплоть до бронхиальной астмы; возбудители некоторых инфекционных болезней (грипп, корь, паротит, туберкулез) также переносятся воздушным путем. В помещениях с низкой влажностью вся пыль находится в воздухе во взвешенном состоянии. Она проникает в легкие, вызывая дискомфорт, головокружение, постоянное покашливание, сухость слизистых, которые становятся особенно уязвимы, утрачивая влажный защитный слой. Плесень активизируется в теплых и влажных местах, размножается, распространяя споры, которые могут прорастать на древесине, бумаге, коврах, пищевых продуктах, обоях. Грибки и микроорганизмы могут обитать внутри кондиционеров, очистителей и увлажнителей воздуха, если не соблюдаются правила ухода. В этом случае столь полезная техника приносит больше вреда, чем пользы. От плесени полностью избавиться невозможно, при неблагоприятных условиях её споры впадают в анабиоз и могут вновь прорасти через много лет. Санитарно-микробиологическое состояние воздуха помещений оце­нивают по следующим показателям: 1) Микробное число - количество микроорганизмов, обнаруженных в 1 м" воздуха. 2) Наличие санитарно-показательных бактерий - представителей микро­флоры дыхательных путей (гемолитические стрептококки, золотистый стафилококк). Для определения микробного числа воздуха в помещениях применяют следующие методы: 1) Седиментационный метод - основан на принципе осаждения (седиментации). Две чашки Петри с питательным агаром оставляют открыты­ми в течение 60 минут, после чего инкубируют при 37 С 1 сутки. Результаты оценивают по суммарному числу колоний, выросших в обеих чашках: менее 250 колоний - воздух чистый,250-500 - загрязненный в средней степени,500 - загрязненный. 2) Аспирационный метод. Более точный метод. Посев производится ав­томатически с помощью специальных аппаратов. Примером может служить аппарат Кротова. Он устроен таким образом, что воздух с заданной ско­ростью просасывается через щель пластины, которая при этом вращается. Под пластиной находится чашка Петри. Таким образом, происходит равномерное распределение микроорганизмов по питательной среде. Расчет производят по формуле: X = а /V * 1000, где а - количество выросших колоний V - объем пропущенного воздуха, дм3(л) 1000 - искомый объем, дм3 (л)Нормы микробного числа:Операционные до начала работы - не более 500. Операционные во время работы - не более 1000. Родильные комнаты - не более 1000 Палаты для недоношенных детей - не более 750.

 

Биологические факторы производственной среды и профилактика заболеваний, вызываемых ими. Источники, особенности действия на организм чел-а. Меры профилактики. При выполнении некоторых видов работ рабочие и служащие могут подвергаться опасности заражения различными инфекционными болезнями. Такая опасность может быть при контакте с инфекционными больными людьми и животными, при манипуляциях с живыми грибками, микробами или вирусами — возбудителями инфекционных заболеваний, а также с материалами, зараженными ими. Это чаще всего бывает при работе в инфекционных отделениях больниц и ветеринарных лечебниц, в санитарно-бактериологических лабораториях, в эпидемических очагах, на скотобойнях, при переработке сырья животного происхождения (шкур, костей, волоса, щетины и т.п.) и др. Вредные биологические факторы: болезнетворные микроорганизмы, живые клетки и споры — возбудители инфекционных заболеваний, которые способны вызывать заражение людей или животных. Биологические факторы опасности могут обусловить три вида заболеваний: инфекции, вызванные паразитами, вирусами или бактериями; аллергии, вызванные соприкосновением с органической пылью – такой как мучная пыль или перхоть животных, энзимы и клещи; отравления.

 

Вклад факторов школьной среды в формирование здоровья школьников. Гигиенические принципы организации обучения детей в школах. Гигиеническое нормирование обучения. Медицинский контроль. Особый акцент делается на учете биоритмов организма и динамики работоспособности учащихся. Вначале работоспособность повышается (фаза врабатывания), затем, достигнув максимальных величин, держится определенное время на этом уровне (фаза высокой работоспособности), после чего постепенно снижается (фаза снижения работоспособности, или утомления). Аналогично меняется работоспособность в течение учебной недели, четверти, года: продуктивность работы снижена в начале и в конце этих периодов и наиболее высока в середине. В соответствии с динамикой работоспособности строится режим дня, недели, четверти, года и распределяется учебная нагрузка. Основными принципами организации учебно-воспитательного процесса в школе являются: нормирование учебной нагрузки, т.е., установление пределов нагрузок в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями организма; научно обоснованный подход к организации учебного процесса; создание оптимальных условий пребывания и обучения. Под нормированием учебной нагрузки понимают нормирование продолжительности учебной недели, уроков, перемен, каникул, числа ежедневных и еженедельных уроков, правильную организацию урока, учебного дня, недели и других периодов учебного года. Во всех видах общеобразовательных организаций (школах, гимназиях, лицеях и т.д.) количество часов в неделю не должно превышать нормативной нагрузки. Максимальная учебная нагрузка возрастает от первого к одиннадцатому классу с 24 до 39 часов. Учебная неделя может быть 5-дневная и 6-дневная. Пятидневная неделя более утомительна, так как выполнение учебного плана планируется на более короткий срок, чем при 6-дневной неделе. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов утра, а при обучении 6-летних детей – не ранее 9 часов. Более раннее начало, не соответствуя биоритмологическому оптимуму организма, препятствует эффективному процессу обучения и быстро приводит к развитию утомления. В общеобразовательных организациях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов углубленного обучения должны обучаться в первую смену. Оптимальная продолжительность урока в школах для учащихся средних и старших классов составляет 45 минут. Для первоклассников такая продолжительность утомительна вследствие чрезмерной статической нагрузки при сиденье. В связи с этим в первых классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Количество уроков как при 5-дневной, так и при 6-дневной неделях не должно превышать пяти уроков в день в начальной школе и шести - в основной школе. При составлении школьного расписания должна учитываться динамика работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Днями с наиболее низкой работоспособностью являются понедельник и пятница: в понедельник происходит только лишь врабатывание в учебную деятельность, а в пятницу – утомление. В субботу обычно наблюдается некоторый подъем работоспособности («конечный порыв»), обусловленный положительными эмоциями вследствие предвкушения предстоящего отдыха. Наиболее работоспособными являются вторник и среда, в четверг появляются первые признаки утомления. Высокопродуктивные дни должны быть загружены более чем остальные, трудными и утомительными предметами, тогда как в понедельник и пятницу целесообразно изучать менее трудные дисциплины. Не рекомендуется в эти дни проводить контрольные работы, а также давать чрезмерно сложный и большой объем материала. Трудность предметов определяется по специальным шкалам, в баллах. Обычно к наиболее трудным предметам для старших классов, относят математику, языки, физику, химию, для младших классов – математику, языки, природоведение, литературу. Однако показано, что не менее выраженное утомляющее действие оказывают предметы, которые учащиеся только начинают изучать. Например, в начальной школе это - чтение, история, природоведение, в средних классах – информатика, география и история, в старших классах – литература, география, профильные дисциплины. Предупреждения утомления нужно добиваться не только путем рационального распределения нагрузки и трудных предметов в течение недели, но и в каждый из дней недели. Наиболее трудные предметы нужно давать в период стабильно высокой работоспособности – на втором или третьем уроках, предметы средней трудности или же предметы, при изучении которых нагружается вторая сигнальная система (русский язык, литература, география и др.) – в начале учебного дня. Обязательным компонентом в структуре учебного дня являются перемены, позволяющие снять напряжение и предупредить утомление активным отдыхом. Перемены должны быть после каждого урока. Продолжительность их должна быть не менее 10 минут, а большой перемены, устраиваемой обычно после 2 урока, – 30 минут. Возможно также проведение двух 20-минутных больших перемен вместо одной 30-минутной. Наиболее эффективное воздействие на организм учащегося оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе в подвижных играх.

 

Влияние климатических факторов на организм человека. Гигиенич проблемы акклиматизациии мероприятия по ее обеспечению в неблагоприятных климатич районах. Человек всегда находится под влиянием климата той местности, где он живет. Многолетний погодный режим (климат) оказывает определенное действие на здоровье и работоспособность людей. Даже привыкший к климату данной местности человек реагирует на сезонную смену погоды, а некоторые (метеоропаты) особенно болезненно воспринимают смену погодных условий. В понятие климата необходимо включать не только смену метеорологических показателей, но и солнечную радиацию, атмосферное электричество, ландшафт местности и т. д., т. е. комплекс климатических факторов, оказывающих на организм физиологическое действие. Отдельные элементы климата оказывают различное влияние на организм. Так, высокая температура окружающего воздуха вызывает расширение периферических сосудов, снижение артериального давления, перераспределение крови в организме и снижение обмена веществ, при низкой же температуре происходит сокращение периферических сосудов, повышение артериального давления, учащение пульса, усиление кровотока и повышение обмена веществ. В нервной системе высокая температура вызывает понижение, а низкая, наоборот, повышение возбудимости. В процессе жизнедеятельности у человека вырабатываются терморегуляторные условные рефлексы, которые обеспечивают устойчивость организма к изменению температуры окружающей среды. Влажность воздуха играет определенную роль как фактор, влияющий на теплоотдачу, что отражается на терморегуляции организма. Движение воздуха может либо охлаждать, если воздух холодный, либо нагревать, если воздух горячий, тело человека. Под влиянием ветра раздражаются терморецепторы кожи; это раздражение в зависимости от силы ветра может быть приятным или вызывать отрицательные эмоции. Начиная с высоты 200-800 м над уровнем моря человек реагирует на изменение барометрического давления гипервентиляцией легких и изменением кровообращения. С увеличением высоты над уровнем моря эти реакции усиливаются и увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов в крови. Пребывание человека на высотах с давлением 600-500 мм рт. ст. при сочетании низкой температуры с ультрафиолетовой радиацией сопровождается усилением обмена веществ, что благоприятно влияет на некоторые патологические процессы. Если на небольшие колебания барометрического давления здоровые люди обычно не реагируют, то больные уже реагируют на них. Сезонные колебания климатических факторов вызывают у человека изменение физиологических функций; при этом изменяются реакции нервной системы, желез внутренней секреции, процесса обмена, теплообмена и т. д. Благодаря приспособительным физиологическим механизмам эти изменения здоровый человек не всегда ощущает, больной же резко реагирует на них. Гигиенические проблемы акклиматизации(Ак.). Это процесс присп-я биообъектов к жизни в новых климато-геогр. усл-ям. Наступает если клим. факторы не предъявляют к орг-му чрезмерн треб-й, выходящих за пределы его возм-й и компенсат мех-мов. Она представляет собой спос-ть вступать в наиболее выгодные отнош-я с новыми усл-ями. При треб-ях, превыш-их эти возм-ти, возникает патология. В АК различают три фазы: нач фаза – набл-ся физиолог р-и при хол, жарком и высокогорн климате. Фаза перестройки динам стереотипа, она может проходить по двум типам. В первом, благопр протекающем, эта фаза плавно переходит в третью. При неблагопр теч-и набл-ся выраженные дезадаптац метеоневрозы, метеорол артралгии, цефалгии, миалгии, невралгии, сниж-е общ тонуса и работоспос-ти, обострения хрон заб-й. Фаза устойчивой Ак: стаб-ть обмен процессов, отсутс-е растр-в пит-я, норм работоспос-ти.

 

Влияние на здоровье населения природно- обусловленного уровня минерализации и микро- и макроэлементного состава вод. Предел минерализации питьевой воды (сухого остатка) 1000 мг/г был в свое время установлен по органолептическому признаку. Основную часть сухого остатка пресных вод составляют хлориды и сульфаты. Эти соли об­ладают выраженным солевым или горьким вкусом, что является основанием для ограничения их содержания в воде на уровне порога ощущения: 350 мг/л для хлоридов и 500 мг/л для сульфатов. Установлено, что нижним пределом минерализации, при котором гоме­остаз организма поддерживается адаптивными реакциями, является сухой остаток в 100 мг/л, оптимальный уровень минерализации питьевой воды находится в диапазоне 200- 400 мг/л. При этом минимальное содержание кальция должно быть не менее 25 мг/л, магния 10 мг/л. В настоящее время считается доказанным, что вода с высокой степенью минерализации вызывает ряд нарушений водно-солевого обмена, функциональной деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, способствует развитию атеросклероза, артериальной гипертонии и желчно-каменной болезни. В последние годы высказано предположение, что вода с низким со­держанием солей жесткости способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Влияние почвы на здоровье людей. Показатели санитарного состояния почвы и их гигиеническое значение. Хорошее и крепкое здоровье человека во многом зависит от структуры и состава почвы. Именно от почвы зависит качество пищи, а именно состояние флоры и фауны, которые человек потребляет, потому что почва - основное средство сельскохозяйственного производства. По отношению к окружающей среде и человеку почва выполняет еще одну важную роль – протекторную, поглощая и удерживая в себе разл загр в-ва, в т.ч. и радионуклиды, связывая их химическим и физическим путем, почва т.о. служит своеобразным фильтром, предотвр-м поступление этих соединений в природные воды, растения и далее по пищевым цепям в животные организмы и человека. Однако возможности почвы в этом отношении небезграничны, поэтому все чаще наблюдаются случаи опасного загрязнения почв и последующего отравления людей. Следует помнить, что вместе с компонентами пищи человек получает также вещества, которые могут быть как полезными, так и вредными для его развития. Именно поэтому загрязнение почвы в реалиях современного мира является одной из главных экологических проблем, требующих немедленного решения. Почва, загрязненная вредными химическими веществами, оказывает негативное влияние не только на состояние человека, но и всего органического мира (выбросы вредных в-в, аварии на хим заводах). Почва - благоприятная среда для развития м/о. В этом заключается ее эпидемиологическое значение и гигиена почвы. В составе почвенной микрофлоры содержатся и патогенные формы, вызывающие тяжелые заболевания, например возбудители столбняка, сибирской язвы, и др. В загрязненной почве происходит развитие и выплод мух и других насекомых - переносчиков возбудителей различных инфекций. Обитающие в почве грызуны заражают ее возбудителями туляремии, лептоспироза и др. Наибольшее количество микроорганизмов и яиц геогельминтов содержится на глубине 1-2 см. Постоянные обитатели почвы - спороносные анаэробы - возбудители газовой гангрены и столбняка. Гигиену почвы ухудшает то, что в ней годами сохраняются палочки ботулизма и споры сибирской язвы, вызывающие тяжелейшие заболевания. В почве, загрязненной человеческими фекалиями, могут содержаться возбудители кишечных инфекций. Вирусы полиомиелита и микобактерии туберкулеза живут в почве более 3 месяцев. Показатели санитарного состояния почвы и их гигиеническое значение. Санитарное состояние почвы - совокупность ее физических, физико-химических и биологических свойств, определяющих безопасность почвы в эпидемическом и химическом отношении. Оценка санитарного состояния почвы, уровня ее загрязнения и степени опасности для здоровья людей основывается на результатах лабораторных исследований: санитарно-физических, санитарно-химических, физико-химических, санитарно-микробиологических, санитарно-гельминтологических, санитарно-энтомологических и радиометрических. Комплекс критериев, дающий возможность оценить качество почвы, называют показателями санитарного состояния почвы.Все показатели санитарного состояния почвы можно разделить на прямые и косвенные (непрямые). Прямые показатели дают возможность непосредственно по результатам лабораторного исследования почвы оценить уровень ее загрязнения и степень опасности для здоровья населения. По косвенным показателям можно сделать выводы о факте существования загрязнения, его давности и продолжительности путем сравнения результатов лабораторного анализа исследуемой почвы с чистой контрольной почвой того же типа (имеющей одинаковый природный состав с опытной), отобранной с незагрязненных территорий. Непосредственно оценить степень загрязнения и опасности почвы можно лишь по величине санитарного числа Хлебникова. Это отношение содержания азота гумуса к общему органическому азоту, который состоит из азота гумуса и азота чужеродных для почвы органических веществ, загрязняющих почву. Если почва чистая, то санитарное число Хлебникова равно 0,98-1.

 

Вода как фактор здоровья. Физиологическое значение воды. Использование воды в санитарно-бытовых и оздоровительных целях. Нормы водопотребления. Тело человека на две трети состоит из воды, хотя ее количество существенно изменяется с возрастом. Водный обмен в организме протекает с большой интенсивностью. Даже при умеренной температуре окружающей среды и небольшой физической нагрузке взрослый человек выделяет примерно 2-2,5 литра воды, в том числе с мочой - около 1400 мл в сутки, в виде водяных паров в выдыхаемом воздухе - около 400 мл, с поверхности кожи в виде пота - около 500 мл и с каловыми массами - около 200 мл. В норме между количеством потребляемой и выделяемой воды должно существовать строгое равновесие. И если у взрослого человека потребность в воде в сутки составляет около 40 граммов на килограмм (г/кг) массы тела, у детей грудного возраста она значительно выше - 120-150 г/кг. Выделяя в сутки 2-2,5 литра жидкости, человек должен столько же и потреблять.Нормы водопотребления.В зависимости от климата суточная потребность человека в воде составляет 2,5–6 л. Если суточную потребность в воде человека принять равную 2,5 л, а продолжительность жизни – 70 лет, то количество поглощенной воды составляет ~60 тыс. л. Вода – это единственное богатство нашей планеты, которое не имеет заменителей. Физиологическое значение воды.В живых организмах вода выполняет следующие функции:1. Водная среда объединяет все части организма, начиная от молекул в клетках и кончая тканями и органами, в единое целое. 2. Вода – важнейший растворитель и важнейшая среда для биохимических реакций. 3. Вода транспортирует питательные вещества по организму и выводит продукты жизнедеятельности из клеток. 4. Вода – терморегулирующий фактор. Она защищает ткани от резких колебаний температуры благодаря высокой теплоемкости и большой удельной теплоте парообразования. Водопотребление связано с забором воды из водоемов и водотоков. Круг водопотребителей очень широк – это промышленность, сельское хозяйство, коммунально-бытовые организации, предприятия общественных производств, железнодорожный транспорт и т.д. Водопотребление от водопользования отличается не только безвозвратным изъятием части воды, но и загрязнением природных вод возвратными стоками. Таким образом, все существующие виды загрязнений, какие бы они ни были, оставляют свой отпечаток на состоянии здоровья человека, животных, на развитии организмов и этим подчеркивают опасность загрязнения.

 

Выбор участка под жилищное строительство. Поджилые здания необходимо отводить участки наиболее благоприятные в природном отношении:расположенные на возвышенных местах вблизи водоемов и зеленых массивов на значительном расстоянии от источников шума промышленных выбросов биологического загрязнения. Участок должен быть достаточного размера чтобы кроме здания на нем можно было оборудовать детские и спортивные площадки вспомогательные постройки и др. Площадь застройки не дожн превышать 25% почва д/б сухой незагрязненной с низким стоянием грунтовых вод расстояние между фасадами 2-3 этажных зданий не менее 15 м а между зданиями с высотой 4 этажа и выше-не менее 20м.жилые дома с квартирами на 1 этаже нужно строить с отступом от красной линии(внешней границы улицы)не менее чем 2 м.Типы жилых зданий:одноквартирные одноэтажные,одноквартирные двух,трехэтажные(коттеджи),многоквартирные малоэтажные, многоэтажные,высотные. Одной из разновидностей индивидуального одноквартирного дома яя коттедж. Такая застройка обеспечивает хорошую инсоляцию и воздухообмен благоприятный микроклимат благоприятные условия для оздоровления детей. Крупные города застраиваются многоквартирными многоэтажными зданиями-снижают затраты на инженерную подготовку территории прокладку подземных коммуникаций легче обеспечить достаточный уровень санитарно-технического благоустройства.(оборудуются центр.водопроводом канализацией мусоропроводом и др)Оптимальные условия планировки обеспечивается выполнением следующих гигиенич.требований: благоприятных пространств.параметров квартиры,оптимального микроклимата,достаточного естественного и искусственного освещения,благоприятного состояния воздушной среды в помещении по количественным и качественным параметрам,благоприятных условий для занятий трудом,отдыха и сна людей в условиях низкого шумового фона от городского транспорта,шума,комфортных условий для выполнения хоз-бытовых функций. 3 типа внутренней планировки:квартирный галерейный гостиничный. Часто испол-ся квартирный:в каждой квартире педуматр-ся жилые и вспомогательные помещения планировка должна обеспечить изоляцию жилых помещений от вспомогательных хорошую инсоляцию возможность сквозного проветривания способ-ть созданию лучших мкроклиматических условий.Минимальная площадь спальни-не менее 8 комната для дневного пребывания-не мене 16 высота жилых помещений не менее 2.5 ванной комнаты-не менее 3.5 туалета-0.96. кухни-не менее 8.

 

Гигиена жилищ. Гигиеническое значение планировки населенных мест. Принципы планировки и застройки населенных мест. Выбор места под населенный пункт.

Осн. Задачи гигиены жилищ:-изучение влияния жилищных условий на здоровье и быт населения с целью научного обоснования соответ-щих гигиен-х нормативов и рекомендаций, напрвленных на создание здоровых и комфортных условий пребывания человека в жилых зданиях.Соответствие жилища физиолог-м и соц-м потребностям человека зависит от условий: Гигиен-й ситуации в насел-м пункте, в том числе, от способа застройки и степени сан-го благоустройства. Гиг-й обстановки в микрорайоне, элементами к-го явл-ся жилые здания;Типа жилого здания, применяемых строит-х материалов, конструкции частей здания; Внутр-й планировки квартиры, состава помещений и их размеров;Инсоляция и освещение; Микроклим-х условий и отопления;Чистоты воздуха и вентиляции;Сан-го содержания жилища.Выбор места под населенный пункт.От этого зависит: микроклим-е условия в городе, достаточность воздухообмена, обеспеченность водой, эпид-я опасность, решение вопросов утилизации отходов. Территория не должна быть: заболоченной и затапливаемой при разливе рек, озер, во время дождей и ливней; Почва должна быть: сухой, чистой, с низким стоянием грунтовых вод.Местность должна иметь небольшой наклон (1-6%) для стекания атм-х вод. Обращают внимание на состав грунтов, возможность схождения оползней, сейсмичность района.Имеет значение рельеф местности.Также учитываются природно- климат факторы местности: темп, влажность воздуха, скорость движения и направление ветров, наличие темп-х инверсий. С подветрен-й стороны строят. Большое значение имеет наличие на территории водоемов и подземных источников. Располагать насел-й пункт надо вверх по течению реки,выше источников загрязнения.Планировка и застройка города.Основные функц-е зоны города: Жилую (селитебную), промышл-ю, коммунально- складскую, внешнего транспорта, пригородную с местами и объектами для отдыха населения. Жилая з.- жилые района, обществе-е центры. Для нее отводят наиболее здоровые и удобн земельн-е участки, богатые зел-ми насаждениями и имеющие рядом водоемы. Промышл з.- размещают ниже жилой по течению реки, а также с подветр-й зоны и на опред-м расстоянии от жилой з.Сан- защ з.- растения, деревья Системы застройки: сплошная (сплошь по линии улиц и внутри), замкнутая (по всему периметру без разрывов), рядовая , периметральная, строчная (наиболее благопр-я, параллелельно друг другу, с разрывами), групповая (группирование зданий, разрывы между группами) Планировка улиц:Радиальная (от периферии к центру, пересекаясь между собой кольцевыми улицами), шахматная (перпендикулярно расположеные прямые улицы)Гигиеническое значение планировки населенных мест.Обеспечить лучшие бытовые условия, снизить уровень шума, вибрации и загрязнения воздуха пылью, выхлопными газами автотранспорта, меньшее загрязнение насел-го пункта. Обеспечить циркуляцию воздушных масс, инсоляцию, санитарное состояние города.

Гигиена как основная профилактическая дисциплина в медицине. Цель, задачи, методы исследования. Роль в системе медицинских знаний. Взаимосвязь лечебного и профилактического направления в медицине.

Основной профилактической медицинской наукой является гигиена. Она изучает закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.Свое название гигиена получила от греческого слова hygieinos – приносящий здоровье. Согласно древнегреческой мифологии у бога врачевания Асклепия (Эскулапа) была дочь Гигиея, которая дарила здоровье людям, предупреждая возникновение заболеваний.По имени богини профилактическая медицинская наука была названа гигиеной. Целью гигиены является сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение заболеваний. Для этого гигиенической наукой решаются следующие задачи:1. Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека. 2. Изучение закономерностей влияния этих факторов на здоровье человека или популяции. 3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих. 4. Внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, оценка их эффективности и совершенствование.5. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу. Предметом изучения гигиены являются практически здоровые люди, их индивидуальное, коллективное и общественное здоровье, а также факторы окружающей среды, оказывающие влияние на организм человека в определенных социальных условиях: физические, химические, биологические и психогенные (информационные). Для решения своих задач гигиена использует как свойственные только ей методы исследований, так и методы других медицинских и немедицинских дисциплин. К специфическим методам гигиены относятся методы санитарного обследования, эпидемиологический, санитарной экспертизы и гигиенического эксперимента. Одни из этих методов позволяют дать оценку факторов окружающей среды, другие - выявить влияние их на здоровье человека.

 

Гигиена кожи и полости рта. Гигиенич требования к одежде различного назначения и к тканям для нее. Свойства тканей из натуральных, синтетических и скусственных хим волокон. Гигиенич требования к головным уборам и обуви.

Уход за кожей. Достаточно мыться не реже 1 р в нед с мылом и с теплой водой. Лицо и шею ежедневно – утром прохладной, вечером – попеременно теплой и прохладной водой, а с мылом - 1 р в нед (ощелачивание кожи мылом снижает ее защитные свойства, но без мыла не обеспечить эффективное удаление жира и грязи). Похлопывание и поглаживание лица во время мытья дополняет очищающее действие воды, усиливает кровоснабжение и повышает обмен веществ. Для лица лучше мягкая и не слишком теплая вода: горячая вода вызывает стойкое расширение кровеносных сосудов, кожа становится красной, дряблой и вялой. Руки моют после посещения туалета и перед едой, 2 р с мылом. Особенно с щеточками под ногтями, где м.б. яйца гел-в. Ногти коротко стригут по мере отрастания. Ноги моют ежедневно перед сном с мылом; при повышенной потливости и запахе обмывают холодной водой и смазывают 2% формалином. Нательное бельеменяют не реже 1 раз в неделю, постельное - не реже 2 раз в месяц. Постель после сна должна проветриваться. Чистота кожи и волос достигается с помощью моющих средств. Вода наиболее дешевое и распространенное средство для удаления грязи, пота, жира и отмерших клеток. Однако лучше это происходит с применением туал мыла (нейтрального или пережиренного), в состав которого входит свободная щелочь. Волосы головы моют с шампунем (мылом) не реже 1 раза в 7-10 дней. Более частое мытье, особенно в холодный период, может привести к воспалительным процессам в области носоглотки. Уход за полостью рта.Чистят зубы утром и вечером после еды с пастой и щеткой в течение 3 мин – по 15 сек. на каждую сторону половины десны в 4-х направлениях: вверх/вниз, вдоль, поперек и сзади. Чистка должна завершаться массажем десен щеткой в течение 1 мин., улучшающему кровоснабжение десен и способствующего удлинению срока службы зубов.После еды рот полощут для очистки зубов от остатков пищи и предупреждения ее разложения (возникновение кислот, запаха) и разрушения зубов. Повседневная одежда должна соответствовать следующим основным гигиеническим требованиям: 1) обеспечивать оптим пододежный микроклимат и способствовать тепловому комфорту; 2) не затруднять дых-е, кровообращение и движения, не смещать и не сдавливать внутренние органы, не нарушать функций опорно-двигательного аппарата; 3) быть достаточно прочной, легко очищаться от внешних и внутренних загрязнений; 4) не содержать выделяющихся во внешнюю среду токс хим примесей, не обладать неблагоприятно влияющими на кожу и человеческий организм в целом физическими и химическими свойствами; 5) иметь сравнительно небольшую массу. Свойства тканей: воздухопроницаемость, паропроницаемость, влагоемкость, гидрофильность, гидрофобность, теплопроводимость, гигроскопичность, липофильность, газопоглощаемость, отношение тканей к солнечной энергии. Под воздупроницаемостью понимают способность тканей пропускать воздух через свои поры. Паропроницаемость способность пропускать водяные пары, образующиеся в пододежном пространстве. Гидроскопичность способность их поглощать водяные пары как из пододежного пространства и из внешней среды. Влагоемкость отражает их способность при смачивании удерживать воду в своих порах. Теплопроводность тканей определяет их теплозащитные свойства. Липофильность тканей – способность тканей впитывать жир с поверхности кожи. Обувь всегда должна отвечать общим гигиеническим требованиям: - иметь небольшую теплопроводность, обеспечивать подходящий микроклимат обувного пространства и его хорошую вентиляцию; - быть удобным в использовании, не нарушать кровоснабжение, рост и развитие костно-мышечных элементов стопы, не затруднять движений при ходьбе, занятиям физической культурой;- обеспечивать защиту стопы от неблагоприятных физических, химических и биологических воздействий;- отвечать возрастным, половым и иным физиологическим особенностям организма;- соответствовать размеру стопы и подбираться индивидуально. Тесная обувь ухудшает кровообращение, отрицательно сказывается на микроклимате обувного пространства, способствуя охлаждению или перегреву стоп, затрудняет движение. Такая обувь может привести к деформации стопы, формированию вросшего ногтя и другим неблагоприятным последствиям. Гигиенические свойства головного убора зависят в основном от вида материалов, конструкции, способов обработки. Зимние головные уборы должны обладать хорошими тепло- и ветрозащитными свойствами, летние — воздухопроницаемостью, солнцезащитными свойствами. Большинство головных уборов делается на подкладке, в некоторых видах имеется прокладка из бортовки с жёстким аппретом, суровой бязи или клееной марли. Некоторые виды головных уборов имеют с внутренней стороны налобники или полуналобники.

Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках. Хар-ка раб мест членов экипажа танков и БМП. Шум, вибрация, освещение, метеорологич условия и другие факторы обитаемости в объектах бронетанковой техники.

Хар-ка раб мест. БМП – вездеход, хорошо защищающий от пуль, осколков.Используется для ведения боя и переброски личного состава. Экипаж – командир, механик-водитель и наводчик-оператор. Сразу за панелью приборов расположено место водителя (0,75 м2), за ним расположено место командира. Сиденья у всех членов экипажа мягкие, поворач-ся на 360гр. Десант располагается за моторным отделением на двух длинных полумягких скамьях вдоль борта машины. На 1 десанта 0,5м2 места. Вентиляция в случае отсутствия угрозы применения ОМП естественная, в противном случае – механическая. (фильтровентиляционные установки). Условия труда:

· Ограниченность размера раб помещения и вынужденность позы,

· Неблагоприятный температурный режим (темп в танке выше, чем снаружи, летом может быть 35-40!, а зимой наоборот холодно как на улице)

· Загрязнение воздуха пороховыми и выхлопными газами (окись углерода и окись азота основные компоненты этих газов)

· Пожаро и взрывоопасные ситуации.

· Шум и вибрация в танке и БМП обусловлены работой двигателя, сотрясениями корпуса связанные с движением по неровной дороге. Это приводит к повышению нервногй возбудимости, спазму сосудов, шуи снижает остроту внимания и слуха, повышает АД, ообщее утомление.

· Колебания освещенности – освещ-ть в танке в дневные часы (искусственная освещенность) д/б не менее 50 лк, а ночью – от 2 до 7 лк.

 



Просмотров 1063

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!