Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Физическое развитие как один из основных показателей здоровья детей и подростков. Методы изучения и оценки
Физическое развитие является одним из наиболее информативных и чувствительных критериев состояния здоровья ребенка. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных характеристик организма, отражающих процессы роста и развития ребенка в каждом конкретном возрастном периоде. Для изучения физического развития применяют два метода исследований: индивидуализирующий и генерализующий. Индивидуализирующий используется для изучения и оценки физического развития отдельного индивидуума. Он заключается в систематическом и длительном наблюдении за физическим развитием ребенка от его рождения до достижения 18 лет. На каждом возрастном отрезке определяется адекватность достигнутого уровня биологического развития календарному возрасту, а также его гармоничность, выявляются факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм, и проводятся необходимые оздоровительные мероприятия. Генерализующий метод заключается в одномоментном массовом обследовании больших контингентов детей с целью изучения и оценки физического развития различных возрастно-половых групп детского населения. С помощью этого метода устанавливаются общие закономерности роста и развития детей и подростков, разрабатываются региональные и местные стандарты показателей физического развития, изучается влияние факторов среды на здоровье детей, обосновываются гигиенические требования к условиям обитания, организации учебного, физического и трудового воспитания и т.д.Для изучения физического развития используются три группы показателей: соматоскопические, соматометрические и физиометрические. К соматоскопическим относятся показатели, оцениваемые при осмотре ребенка: тип телосложения, степень жироотложения, тонус и развитие мускулатуры, форма костяка, позвоночника, грудной клетки, ног, стопы, развитие вторичных половых признаков. Соматометрические показатели определяют путем измерения различных параметров тела: длины тела, туловища, конечностей, массы тела, окружности грудной клетки, головы, плеча, бедра, количества зубов и т.д. Физиометрические показатели характеризуют функциональное состояние организма. Обычно используют определение жизненной емкости легких, мышечной силы кистей рук и силы мышц спины (становую силу), артериального давления и частоты сердечных сокращений.Оценку полученных данных проводят, сравнивая их с возрастными стандартами физического развития, разработанными для конкретных регионов, так как физическое развитие детей, проживающих в различных климато-географических местностях имеет свои особенности. Для оценки физического развития используют различные методы: индексов, сигмальных отклонений, по шкале Z-score, шкалам регрессии, комплексный, центильный и другие. Метод индексов, один из наиболее ранних методов оценки физического развития, основан на подсчете так называемых индексов, которые представляют собой отношение величин различных соматометрических показателей, чаще всего массы и длины тела. Известно свыше 100 индексов, но наибольшее распространение получили индекс Брока и индекс Кетле-2. Индекс Кетле-2 в комплексе с другими показателями широко используется для оценки физического развития и принят в большинстве стран. Он определяется по формуле: ВМI (body mass index) = масса тела / длина тела2 (кг/м2). В отличие от других индексов, индекс Кетле-2 довольно точно отражает соотношение длины и массы тела у детей разного возраста, тогда как основным недостатком большинства других индексов, ограничивающим их применение, являлось игнорирование того факта, что изменение размеров тела не является пропорциональным в различные возрастные периоды. В этом отношении метод сигмальных отклонений явился шагом вперед. Оценку физического развития этим методом ведут, уже сравнивая показатели физического развития (масса, длина тела, окружность грудной клетки и др.) ребенка со стандартом (М) для соответствующей возрастно-половой группы. Определяют, на сколько σ (σ - среднее квадратическое отклонение) эти показатели отклоняются от стандарта и в зависимости от величины отклонения выделяют 5 степеней развития: среднее (М± 1σ); выше среднего (1σ <М +2σ);высокое (М >2 σ); ниже среднего (-1σ < М -2σ) и низкое ( М >-2σ). ХХХХХ Хим и биол состав воздуха и его гигиен значение. Природный хим и биол состав атмосферного воздуха и гигиен значение. Источники хим загрязнения атмосферы, главные загрязнители. Природный химический состав атмосферного воздуха: 20,95% - кислород, 78 % - азот, 0,03-0,04% - CO2, 1% - инертные газы, озон, метан, закись азота, йод и водяные пары. Кислород необходим для дыхания человека и животных, протекания различных процессов окисления, горения. Уровень его в атмосферном воздухе практически стабилен за счет процесса фотосинтеза растений. Лишь с подъемом на высоту парциальное давление кислорода снижается, вызывая развитие гипоксии. ↓концентрации кислорода до 11-13% - кислор нед-ть, а при 7-8% - смерть. Азот-индифферентн газ. Он не усв напрямую организмом ч-а и ж-х, но поступает в него ч-з растения, в которые попадает в виде нитратов, образовавшихся в процессе ассимиляции его и превращений, осуществляемых почвенными бактериями. Разбавитель кислорода. Дыхание чистым кислородом губительно, т.к. он сильный окислитель (токсическое действие, ожоги слиз дых путей и отек легких=лет исход). CO2 в естеств условиях поступает в воздух при дыхании человека и животных, в результате процессов гниения, брожения, горения, выделения с поверхности морей и океанов и др. Поддерж-ся отн-но пост конц-я CO2 благодаря протекающим процессам поглощения его растениями в процессе фотосинтеза, вымыванием осадками, растворением в воде морей и океанов, отложением в виде минеральных соединений. Инертные газы (аргон, неон, гелий, криптон, радон и др.) хим-и индифферентны. Лишь при значительном повышении их парциального давления, которого в природных условиях обычно не бывает, возможно проявление наркотического действия. Часть инертных газов является естественно радиоактивной – радон, актинон, торон (естеств радиоактивность атмосферы). При ↑ концентрации этих газов - различные радиационные эффекты. Особая опасность искусственных источников загрязнения, в отличие от существующих естественных (пыльные бури, вулканическая деятельность, пожары, выветривание, разложение остатков растений и животных и др.), заключается не только в прогрессирующем росте объемов загрязнения, но и характере загрязнения. Помимо прир-х загрязнителей, искусств источниками в атмосферу привносятся новые соединения, полученные синтетическим путем и не существовавшие ранее в природе. Бол-во из них обладает канцерогенным и мутагенным действием. Беспрепятственный трансграничный перенос атмосферных загрязнителей способствует глобальному их распространению и ухудшает качество воздуха даже на территориях, свободных от производства. Поступающие в воздух химические вещества не остаются интактными, а, вступая в различные реакции, образуют продукты, вносящие свою лепту в неблагоприятное воздействие как на здоровье человека, так и окружающую среду. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия, транспорт, предприятия теплоэнергетики, сельское хозяйство. До 90% веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в виде газов и паров, около 10% - в твердом и жидком агрегатном состоянии. Наиболее распростра и опасные загрязнители воздуха: оксиды углерода, азота, серы, свинец, кадмий, мышьяк, никель, ртуть, соединения галогенов, бензол, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), радиоактивные газы и аэрозоли, зола, сажа, пыль и др. Весьма существенное влияние на атмосферный воздух оказывают выбросы промышленных предприятий, и, прежде всего, предприятий черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии и целлюлозно-бумажной промышленности. Спектр загрязнителей, выбрасываемых этими предприятиями, более широк, в сравнении с загрязнениями, обусловленными автотранспортом и сжиганием топлива. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь, осуществляемые на предприятиях черной металлургии, сопровождаются выбросом в атмосферу твердых веществ.
ЦЦЦЦЦЦЦ Цель гигиены. Объект изучения, содержание и задачи гигиенической науки. Основные разделы. Целью является сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение заболеваний. Осуществления своей цели гигиена достигает, разрабатывая и внедряя в практику научно обоснованные гигиенические нормативы, санитарные правила, профилактические мероприятия, направленные на охрану и оздоровление окружающей человека среды – среды обитания и производственной деятельности. Для этого гигиенической наукой решаются следующие задачи: 1.Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека. 2.Изучение закономерностей влияния этих факторов на здоровье человека или популяции. 3.Внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов. 4.Прогнозирования санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу. Объектом и предметом изучения гигиены являются здоровые люди, их индивидуальное коллективное и общественное здоровье, а также факторы окружающей среды, оказывающие влияние на организм человека в определенных социальных условиях: физические, химические, биологическое и психогенные. Основные разделы: 1.Коммунальная гигиена – изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условии проживания. Включает гигиену воздуха,воды,почвы. 2.Гигиена питания – изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их кол-ве. 3.Гигиена труда -изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, предупреждение проф.заболеваний 4.Радиационная гигиена – влияние ионизирующих излучений на чел-ка и разрабатывает гигиенические нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с радиоактивными вещ-ми. 5.Гигиена детей и подростков – влияние факторов окруж.среды на организм детей и разрабатывает гигиенич.нормативы к окружающей ребенка среде с целью создания гигиенич.условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей. 6.Общая гигиена- раскрывает основные положения об окруж.среде , закономерностях влияния природных, бытовых и различных факторов на здоровье и заболеваемость населения. ШШШШШШ Шум, инфразвук и ультразвук, как факторы производственной среды. Источники, физическая характеристика, влияние на организм человека. Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия. Методы исследования влияния шума на организм. Шум-это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно сочетающихся и изменяющихся во времени. В условиях производства наиболее часто встречаютсяшумы в диапазоне от 45 Гц до 11 кГц. Этот спектр разделен на 9 октавных полос. -По характеру спектра шумы: широкополосные-частоты, выходят за пределы одной октавы и тональные; -По распределению во времени: постоянные и непостоянные; Шум-вредный фактор,действующий на весь организм, бытовой и транспорт периодически, производственный на протяжение всей смены,рабочего стажа. Влияние на организм: специфическое-поражение органа слуха, на начальных этапах повышается порог слышимости, которое восстанавливается через нес-ко секунд, длительное воздействие-вызывает деструктивные процессы в кортиевом органе, приводит к развитию кохлеарного неврита, влекущий за собой профессиональную тугоухость. Наиболее выраженным повреждающим дей-м обладают высокочастотные, тональные и импульсные. Неспецифическое-влияние на ссс-повыш АД,нарушение ритма, боли в области сердца. ЖКТ-гиперсекреция желез внутр секреции,ухудшение зрения,головокружения,ухудшается память. Профилактика: соблюдение ПДУ,изменение технологических мероприятие (шумные на малошумные),технические мероприятия: подавление шума в источнике(звукоизоляция, материалы с пониж. акустическими свойствами капрон,пластмасса),глушители, подавление на пути от источника к рабоч месту(акустические экраны,звукопоглощающие облицовки, для уменьшения отражения цехи должны быть вытянутыми), и в рабочем месте(СИЗ-вкладыши,наушники,шлемы). Инфразвук- звуковые колебанияи их совокупность в диапазоне 20 ГЦ,не слышимые ухом человека. Для гигиенической оценки производственного инфразвука интерес предст диапазон от 1,6-20 ГЦ, вкл 4 октавы с частотами 2,4,8,116. Природные источники :землетрясения, извержения вулканов, морские бури. В производстве генерируется двигателями внутр сгорания, вентиляторами, турбинами. Влияние на организм: изучено мало. У рабочих появляется головокружение, головная боль, тошнота, озноб,сухость во рту, онемение неба и кожилица, нервно-психические расстройства. Профилактика: Соблюдение ПДУ, борьба затрудняется тем, что он поглощается атмосферой и могут распространяться на большие расстояния, легко проникают в помещения. Защита заключается ослаблением инфразвука в источнике, устранение причин возникновения, локализацией и поглощением , использование СИЗ. Ультразвук- упругие колебания с частотой выше 20 кГц, не слышимые ухом человека широко применяется в народном хозяйстве. Колебания до 100 кГц распространяются контактным и воздушным путем, применяются для очистки, обеззараживания,механич и термич обработки материалов,в хирургии для стерилизации. Высокочастотный 100 кГц-100 МГц распроняется контактным путем, в медицине для диагностики и лечения. Влияние на организм: Контактный ультразвук низкой интенсивности- способствует ускорению обменных процессов, средней интенсивности – обратимые реакции, парестезии, парезы кистей и предплечий, фасцикулиты, вегето-сосудистая дисфункция, астенический синдром, высокой интенсивности-необратимое разрушение тканей. Профилактика: соблюдение ПДУ, создание автоматизированного оборудования с дистанционным управлением, звукоизоляция экранами, СИЗ(при распространении в твердой среде-2 пары плотных перчаток, в жидкой- нижние х/б, верхние резиновые, перерывы по 15 мин каждый 1,5 час, массаж, УФ,витаминотерапия, водные процедуры.
|