![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Основные формы направленности личности
Способности Характер
К свойствам личности относят: направленность, способности, характер.
Основные формы направленности личности Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуаций, ориентирующих деятельность и поступки личности. Основные формы направленности – это мировоззренческие идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Они наглядно показаны на рис. 2. Рис. 2. Основные формы направленности личности Cпособности Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В целом способности подразделяются на генетические и приобретенные. Кроме того, можно выделить виды и уровни способностей. Классификация способностей показана на схеме 7.
Схема 7. Классификация способностей
Характер
Характер – совокупность устойчивых особенностей личности, складывающихся в процессе деятельности и общения, проявляющихся в типичных способах поведения. Характер–это основа, стержень личности; он формируется в процессе всей жизни человека. Целостность характера составляют: система убеждений, потребности и интересы, темперамент, интеллект, чувства и воля. Наглядно составляющие характера показаны на схеме 8. Проявления характера раскрыты на схеме 9.
Схема 8. Составляющие характера
Схема 9. Проявления характера
Отношение человека к другим людям можно рассматривать через основные противоположные качества – см. схему 10.
Схема 10. Проявление отношения человека к другим людям
Аналогично, отношение человека к деятельности, к труду, а также отношение к собственности и вещам также раскрывается через проявление противоположных качеств – см. схемы 11, 12, 13.
Схема 11. Проявление отношения человека к деятельности
Схема 12. Проявление отношения человека к себе
Схема 13. Проявление отношения к собственности и вещам.
В характере следует выделять ведущие и синтетические (приобретенные) свойства. Ведущие свойства характера раскрыты на схеме 14.
Схема 14. Ведущие свойства характера.
Контрольные вопросы 1. Каковы основные формы направленности личности? 2. Как различают виды способностей в зависимости от их уровня? 3. В чем состоит целостность характера? 4. Назовите ведущие свойства характера 5. В чем проявляется отношение человека к другим людям? Тема 4. Мотивы и потребности Понятие мотива Установки и фрустрации Классификация потребностей Понятие мотива
Мотив– это основание какого-либо поступка или действия, это побуждения к деятельности, вызывающие активность личности Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) мотив начинается с возникновения потребности, необходимости чего-либо, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием; 2) мотив осознается через: · осознание причины эмоционального неудовольствия, необходимости чего-либо; · осознание объекта, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить - формируется желание. · осознание путей достижения целей – осуществляется реализация энергетического компонента мотива в реальных поступках. К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть). Среди осознанных мотивов можно выделить: интересы, желания и убеждения – см. схему 15.
Схема 15. Классификация осознанных мотивов
К неосознанным мотивам относят: влечения, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния – см. схему 16.
Схема 16. Классификация неосознанных мотивов
Влечение– недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку неясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений приводит к угасанию мотивов, либо к четкому осознанию их потребностей. Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». Установки и фрустрации
Установки и фрустации возникают естественным путем; они и неосознанны, и определяют поведение человека во многих ситуациях. Установка – неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. Они формируются на основе личного прошлого опыта человека. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Фрустрация[1] – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Они могут вызывать существенные изменения в мотивации человека: · побуждать его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует); · чувствовать себя во всем виноватым, лишним, неполноценным (регрессивная фрустрация, самообвинение). Фрустрированность человека — степень выраженности его фрустрационного состояния — выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрационные состояния, возникают в результате фрустраций.
Классификация потребностей
Потребность – осознаваемое и переживаемое человеком состояние необходимости чего-либо. Осознанные потребности – это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее потребности, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Потребности подразделяются на: 1) первичные (биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите и др.; 2) культурные (приобретенные) потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные. К духовным относят потребности: познавательные, эстетические, в общении, в эмоциональном тепле, в уважении, в деятельности, в осознании смысла своей жизни, в достижении цели. Обобщенно структуру можно представить следующим образом – см. схему 17.
Контрольные вопросы 1. Какой мотив называется неосознанным? 2. Какова структура мотива? 3. Какие виды потребностей относятся к приобретенным? 4. Как формируются установки личности? 5. Какое психическое состояние называется фрустрацией? 6. Какова структура потребностей?
Схема 17. Структура потребностей Тема 5. Темперамент
![]() |