![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Психическая регуляция поведения и деятельности
Особенности поведения личности предопределены ее индивидуальными психологическими особенностями: преобладающим типом темперамента и его свойствами, преобладающей типологией личности, умением адекватно оценивать себя. Зная их, сам человек может регулировать свое поведение, строить межличностные отношения и т.д. В то же время в значительной мере поведение и деятельность личности обусловлены социальными условиями (общением, взаимоотношениями с малыми группами, нормами и ценностными ориентациями групп и корпоративной среды в целом). Понятие малая социальная группа (кооперации, семья, дружеская компания и т.д.) более широкое, чем коллектив. В то же время не всякую малую группу принято считать коллективом. Предметом изучения в малых группах являются психологические характеристики группы, ее структура, формы проявления групповых установок (групповые традиции, привычки, позиции ожидания и т.д.). Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции членов и предписаны групповыми нормами, распределены роли, определена структура власти. Формальная группа обычно создается в условиях конкретной деятельности (учебная группа, отдел, бригада). Внутри формальной группы или вне ее стихийно создаются неформальные – в них не предписаны ни роли, ни статус, нет системы взаимоотношений по вертикали. Малая группа является носителем групповой, массовой психики со своей системой психологических связей и отношений, норм, правил поведения и деятельности людей. Психология межличностных отношений и общение в группах формируется на основе принятых в малых группах, на основе индивидуальных особенностей личности и общения между людьми. Общение – это целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, стратегия и тактика поведения. В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: · коммуникативная (обмен информацией); · перцептивная (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга); · интерактивная (взаимовлияние партнеров по общению). Межгрупповые отношения и взаимодействия формируются как составляющие индивидуальных особенностей личности, психологии малых групп, сплоченности групп и коллектива, межличностных отношений и роли лидера, способности управлять ситуацией. Для приспособления индивидуальных психологических особенностей к требованиям деятельности необходимы определённые мероприятия. Среди них: · Профессиональный отбор · Индивидуализация предъявляемых требований · Преодоление отрицательного влияния типа личности · Адаптация составляющих типа личности к требованиям деятельности. В поведении и общении необходимо предвидеть особенности реакции людей с разным типом личности и иметь в виду, что типология личности характеризует личность с точки зрения психодинамических свойств, а не содержательно. Нельзя судить о человеке по психологическому типу личности.
Контрольные вопросы 1. Что является основой понимания типологического подхода? 2. Назовите содержание трехкомпонентной структуры личности, обусловленной психикой. 3. Какая типология личности характеризуется преобладанием познавательного понимания в поведении человека? 4. Для какого типа личности характерно удовлетворение в общении, способность откликнуться на переживания других, понять их и найти время для беседы. 5. Назовите особенности “практика”. 6. В чем состоит психология малых групп? 7. От чего зависит понятие групповых отношений и взаимодействий? 8. Как можно регулировать свое поведение и деятельность?
ГЛАВА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ Изучив материал главы, Вы сможете: - познакомиться с понятием воли и ее функциями; - понять характеристику волевых качеств и структуру волевого действия; - усвоить понятия “эмоции”, “чувства” и их сущность; - научиться оценивать возможность управления своими эмоциями и чувствами.
Тема 8. Психологическая характеристика воли
Понятие и функции воли Волевые качества и структура волевого действия Понятие и функции воли
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Основные функции воли: - выбор мотивов и целей; - регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; - организация психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности; - мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.
![]() |