Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психическая регуляция поведения и деятельности



Особенности поведения личности предопределены ее индивидуальными психологическими особенностями: преобладающим типом темперамента и его свойствами, преобладающей типологией личности, умением адекватно оценивать себя. Зная их, сам человек может регулировать свое поведение, строить межличностные отношения и т.д.

В то же время в значительной мере поведение и деятельность личности обусловлены социальными условиями (общением, взаимоотношениями с малыми группами, нормами и ценностными ориентациями групп и корпоративной среды в целом).

Понятие малая социальная группа (кооперации, семья, дружеская компания и т.д.) более широкое, чем коллектив. В то же время не всякую малую группу принято считать коллективом.

Предметом изучения в малых группах являются психологические характеристики группы, ее структура, формы проявления групповых установок (групповые традиции, привычки, позиции ожидания и т.д.).

Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции членов и предписаны групповыми нормами, распределены роли, определена структура власти. Формальная группа обычно создается в условиях конкретной деятельности (учебная группа, отдел, бригада). Внутри формальной группы или вне ее стихийно создаются неформальные – в них не предписаны ни роли, ни статус, нет системы взаимоотношений по вертикали.

Малая группа является носителем групповой, массовой психики со своей системой психологических связей и отношений, норм, правил поведения и деятельности людей.

Психология межличностных отношений и общение в группах формируется на основе принятых в малых группах, на основе индивидуальных особенностей личности и общения между людьми.

Общение – это целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, стратегия и тактика поведения.

В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны:

· коммуникативная (обмен информацией);

· перцептивная (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);

· интерактивная (взаимовлияние партнеров по общению).

Межгрупповые отношения и взаимодействия формируются как составляющие индивидуальных особенностей личности, психологии малых групп, сплоченности групп и коллектива, межличностных отношений и роли лидера, способности управлять ситуацией.

Для приспособления индивидуальных психологических особенностей к требованиям деятельности необходимы определённые мероприятия. Среди них:

· Профессиональный отбор

· Индивидуализация предъявляемых требований

· Преодоление отрицательного влияния типа личности

· Адаптация составляющих типа личности к требованиям деятельности.

В поведении и общении необходимо предвидеть особенности реакции людей с разным типом личности и иметь в виду, что типология личности характеризует личность с точки зрения психодинамических свойств, а не содержательно. Нельзя судить о человеке по психологическому типу личности.

 

Контрольные вопросы

1. Что является основой понимания типологического подхода?

2. Назовите содержание трехкомпонентной структуры личности, обусловленной психикой.

3. Какая типология личности характеризуется преобладанием познавательного понимания в поведении человека?

4. Для какого типа личности характерно удовлетворение в общении, способность откликнуться на переживания других, понять их и найти время для беседы.

5. Назовите особенности “практика”.

6. В чем состоит психология малых групп?

7. От чего зависит понятие групповых отношений и взаимодействий?

8. Как можно регулировать свое поведение и деятельность?

 

ГЛАВА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Изучив материал главы, Вы сможете:

- познакомиться с понятием воли и ее функциями;

- понять характеристику волевых качеств и структуру волевого действия;

- усвоить понятия “эмоции”, “чувства” и их сущность;

- научиться оценивать возможность управления своими эмоциями и чувствами.

 

Тема 8. Психологическая характеристика воли

 

Понятие и функции воли

Волевые качества и структура волевого действия

Понятие и функции воли

 

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Основные функции воли:

- выбор мотивов и целей;

- регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

- организация психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

- мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

 



Просмотров 849

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!