Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Требования к устройству магазинов
По функциональному назначению и конструктивным особенностям торговые здания подразделяются на универсальные и специальные. Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Технологические требования предусматривают возможность рациональной организации торгово-технологического процесса с применением современной техники и новейших технологий. Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, возможность возведения его индустриальным методом, выразительный архитектурно-художественных облик. Экономические требования предусматривают оптимизацию всех видов ресурсов как в процессе строительства, так и эксплуатации. Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Особые требования предъявляются к устройству прилегающих к магазину зон. Выделяются зоны для покупателей и хозяйственные. Хозяйственная зона необходима для подъезда и разгрузки автомашин с товаром, хозяйственных построек, навесов для тары и т. д. Дополнительные услуги. Наряду с эффективной организацией собственно процессов продажи важную роль в повышении уровня обслуживания покупателей играют услуги. Как уже отмечалось выше (рис. 17.6.) услуги обрамляют процесс продажи товаров и делают его более привлекательным и даже интересным для потенциальных покупателей. Торговая услуга — это специфическая деятельность, образующая процесс торгового обслуживания или связанная с организацией условий для успешного осуществления процесса продажи. Услуги, оказываемые розничной торговлей покупателям многообразны и их спектр зависит от типа магазина и ассортиментного профиля, месторасположения, площади магазина (в том числе торговой), а также ряда коммерческих факторов. Следует отметить, что представленную классификация не следует рассматривать как абсолютно полную и законченную. По мере развития системы услуг их классификация может дополняться, конкретизироваться и изменяться. Конкретные виды услуг связанных и не связанных непосредственно с продажей товаров представлены в табл. 17.3. Таблица 17.3. Номенклатура услуг, оказываемых покупателям в магазине
Услуги, являющиеся частью процесса продажи, т. е. тесно с ней связанные, осуществляются в основном бесплатно (упаковка, устные консультации). Торговые услуги редко непосредственно включаются в цену, но если затраты можно определить достаточно точно, то услуга может оказываться платно (доставка товаров на дом, раскрой тканей и др.). Министерством торговли Республики Беларусь утверждены примерные перечни торговых услуг по типам магазинов с целью их расширения и повышения качества. Так, для универмага предусмотрено 46 видов услуг. Подобная же работа проводится и в системе потребительской кооперации. В частности, в супермаркете должно осуществляться не менее 12 видов услуг:[1] · организация столов-заказов или отделов в магазинах; · комплектование и продажа наборов продуктов к юбилейным датам, семейным торжествам и праздникам; · организация консультаций покупателей специалистами диетологами, товароведами, кулинарами и др.; · организация обслуживания инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и труда; · организация приема стеклопосуды; · организация зоны продажи прохладительных напитков, чая, кофе, закусочных блюд и бутербродов; · проведение покупательских конференций и выставок-продаж новых видов товаров; · организация уголков информации для покупателей; · консультация покупателей по вопросам выбора и потребления продуктов, их взаимозаменяемости и питательных свойств; · размол кофе по желанию покупателей; · организация мест упаковки товаров, купленных в магазине; · устройство вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин, крытых площадок для детских колясок.
|