Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Социально-демографическая безопасность РФ
Депопуляция, обнажившаяся со всей пугающей глубиной в 90-е годы прошлого века, сначала из региональной и этнической превратилась для России в серьезную общенациональную проблему. Под социально-демографической безопасностью принято понимать такое состояние социума, при котором на территории государства обеспечивается стабильность и устойчивость процесса воспроизводства населении, сопровождающаяся повышением уровня жизни и развития. Несмотря на наметившийся экономический рост последних лет, наращивание объемов производства, ситуация в социальной, демографической сфере остается критической. Уровень жизни населения и доходы значительно уступают аналогичным индикаторам наиболее развитых стран. Принятые меры поддержки семьи и детей пока не носят системного характера. Остро стоит проблема обеспеченности населения жильем, а введение ипотеки лишь подстегнуло рост цен на квартиры. С 90-х годов прошлого века по сегодняшний день шло вымирание населения (примерно по 800 тысяч человек в год). Отмечены и такие тревожные тенденции, как старение населения, рост смертности во всех возрастных группах, снижение продолжительности жизни мужчин. По данным специалистов, примерно половина территорий РФ ощущает экономическую нужду. Обычно проблема депопуляции рассматривается в связи с сокращением рождаемости. Однако смысл демографического перехода РФ принципиально меняет модель воспроизводства населения, поскольку мы переходим к модели с низкой рождаемостью, высокой продолжительностью жизни и низкой смертностью. Политика, направленная только на стимулирование рождаемости, даст кратковременный эффект. Долговременная демографическая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий существования семьи, на формирование уважения к институту семьи. Необходимы высокая заработная плата, высокое качество социальных услуг, воссоздания эффективного здравоохранения, детского отдыха и пр. По данным специалистов Института социально-экономических проблем народонаселения, семьи с большим достатком не собираются заводить второго и третьего ребенка, несмотря ни на какие материальные преференции. До 700 тысяч граждан трудоспособного возраста умирают в результате предотвратимых причин смерти. Россия вступила в самый сложный демографический период: численность трудоспособного населения России до 2025 г.уменьшится не менеечем на 10 млн. человек. Проявляется демографическая яма 90-х годов, когда граждане демократической России боялись рожать детей из-за нестабильной ситуации в стране. Выход из кризиса: изменение ориентации производства с прибыли на показатели удовлетворения потребностей населения, обеспечение господства государственной собственности, создание хозяйственного механизма способного стимулировать научно-технический прогресс, рост производства, повышение качества продукции, снижение ее себестоимости.
Приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения: 1. Сокращение разрыва в показателях здоровья населения РФ и экономически развитыми странами. 2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин. 3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста. 4. Снижения уровня социально значимых заболеваний. 5. Сокращение распространенности инфекционных болезней. 6.Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью. Ряд других мер для стимулирования рождаемости и укрепление института семьи: создание условий для самореализации молодежи; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации; В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей; обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов. Разработка и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы. КНР Большинство стран второго типа осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение естественного прироста населения. Это станы с большой численностью населения, активно развивающиеся в экономическом отношении. Наиболее ярким примером в этом отношении являются две самые большие страны мира – Китай и Индия. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: "Одна семья – один ребенок". Осуществление этой политики уже дало большие результаты, в том числе и отрицательные: резкоепревышение числа мужчина над числом женщин. Определяя на ранних стадиях беременности пол будущего ребенка, многие женщины Китая прерывают беременность, если пол будущего ребенка женский. Это привело к тому, что в сентябре 2002 г. правительство Китая внесло корректировку в демографическую политику, разрешив 13 категориям семей рождение второго ребенка.
Во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Меры демографической политики заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены. Был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». Главная цель – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф. Для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. Социально-экономические проблемы: 1. проблема половой структуры населения. Численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, «дефицит невест». 2. проблемавозрастнойструктурынаселения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая долялиц детскихвозрастов (в 1950 г. 34%) и незначительная– старших возрастов (6%). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, к 2000 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 25%, а лиц старше 60 лет увеличилась до 10%. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров. 3. проблема занятости. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77%. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5-6 млн. человек, а в действительности она значительно больше. 4.проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение начало улучшаться. 5. проблема образования. В 50 – 80-х гг. ХХ в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Тем не менее и на рубеже ХХ и ХХI вв. в стране насчитывалось более 200 млн. неграмотных. Недостаточный уровень грамотности отрицательно сказывается на общем развитии страны. Он затрудняет и осуществление демографической политики, в особенности в сельской местности.
|