Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Как основные направления управления



Педагогическими системами

Взаимодействие участников целостного педагогического про-

цесса складывается как последовательность взаимосвязанных дей-

ствий педагогического анализа, целеполагания и планирования,

организации, контроля и регулирования.

Виды и содержание педагогического анализа: параметрическийf те-

матический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной ин-

формации о ходе и результатах образовательного процесса, выяв-

166 Часть I. Педагогика

ление причин, нарушающих его. Предметом параметрического

анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в

классах и школе за день и за неделю, посещаемость уроков и вне-

классных занятий, соблюдения расписания занятий и др. Парамет-

рический анализ осуществляется директором школы и его замести-

телями. Параметрический анализ —это не просто констатация

фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникнове-

ния и прогнозирование возможных последствий. Результаты тако-

го анализа и принятые на их основе решения требуют оперативно-

го выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых,

повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагоги-

ческого процесса. В содержании тематического анализа в большей

мере проявляется системный подход к изучению урочной и вне-

урочной деятельности. Содержание тематического анализа состав-

ляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание

методов обучения, формирование системы знаний учащихся, сис-

темы работы учителей, деятельность педагогического коллектива

по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь

на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе

тематического анализа подготавливают и обосновывают содержа-

ние и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные,

пространственные или содержательные рамки. Он проводится по

завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направ-

лен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их

достижения. Информация для итогового анализа складывается из

данных параметрического и тематического анализа, итоговых кон-

трольных работ, из данных официальных отчетов, представляе-

мых учителями, классными руководителями, представителями ад-

министрации школы и общественных организаций.

Процесс управления любой педагогической системой предпо-

лагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (пла-

нирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При

этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так

как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед об-

ществом. Цель управленческой деятельности —это начало, кото-

рое определяет общее направление, содержание, формы и методы

работы.

Глава 8. Управление педагогическими системами 167

Особенности целеполагания в управлении педагогическими си-

стемами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач

недостаточно знать лишь объективные требования общества. Не-

обходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с

возрастными и индивидуально-психологическими особенностями

учащихся, когда педагогические цели являются результатом вопло-

щения требований, предъявляемых человеку обществом.

Планирование в управлении школой выступает как принятие

решения на основе соотношения результатов педагогического ана-

лиза изучаемого явления с запрограммированной целью. Принима-

емые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направ-

лены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют

следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие.

Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы

школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Пример-

ная структура перспективного плана:

1. Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам.

3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса,

внедрение педагогических инноваций.

4. Возможное количество классов и потребность школы в педа-

гогических кадрах.

5. Повышение квалификации педагогических кадров.

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методиче-

ское оснащение школы (приобретение средств обучения, обновле-

ние оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов

библиотеки и др.).

7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их

быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние ка-

никулы. Подготовка такого плана осуществляется в течение теку-

щего учебного года и обычно проходит следующие этапы: в первой

учебной четверти директор школы, его заместители и руководите-

ли школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные

документы по вопросам образования; во второй четверти под руко-

водством директора школы создается группа по разработке проек-

та плана, определяются формы сбора необходимой информации; в

третьей четверти анализируется получаемая информация, заслуши-

ваются отчеты о работе членов комиссии, выявляются причины

168 Часть I. Педагогика

возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой чет-

верти обсуждается проект плана на следующий учебный год, котот

рый утверждается на заседании совета школы.

Примерное содержание годового плана работы школы:

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и

задачи на новый учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (меро-

приятия, направленные на получение детьми общего и среднего

образования; оказание материальной помощи детям, не имеющим

родителей; организация обучения детей на дому; оказание помощи

трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям; создание

условий для индивидуально-творческого развития детей).

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению

качества учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и

дифференциация обучения, использование современных форм ор-

ганизации процесса обучения; внеурочная и внеклассная работа;

развитие ученического самоуправления и др.).

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо-

вых коллективов по воспитанию учащихся (повышение педагоги-

ческой культуры родителей: проведение педагогических лектори-

ев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых

дверей для родителей, консультирование и др.).

5. Работа с педагогическими кадрами (проведение аттестации

педагогических кадров; организация работы школы передового пе-

дагогического опыта; определение содержания деятельности мето-

дических объединений; формирование инновационной среды в

школе; проведение педагогических советов, семинаров, конферен-

ций, педагогических чтений и др.).

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление материальной базы школы (инвентаризация ма-

териальных ценностей, программа оформления и переоборудова-

ния учебных кабинетов, комплектование фондов школьной биб-

лиотеки и др.).

8. Организационно-педагогические мероприятия (тематика засе-

даний совета школы, педагогического совета, производственных от-

ношений; распределение обязанностей между администрацией шко-

лы, единого режима работы, графика дежурства, распределение учеб-

ной нагрузки, классное руководство, заведование кабинетами и др.).

Текущий план составляется на учебную четверть и является

конкретизацией годового плана.

Глава 8. Управление педагогическими системами 169

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Тематический контроль направлен на углубленное изучение

какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педаго-

гического коллектива или отдельного учителя; на младшей или

старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении

воспитательного процесса. Содержание тематического контроля

составляют различные направления педагогического процесса, ча-

стные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержа-

ние тематического контроля составляют вводимые в школе инно-

вации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение де-

ятельности педагогического коллектива, методического объедине-

ния или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля до-

статочно трудоемок, на практике его используют не более

двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятель-

ности отдельного учителя, например при проведении аттестации,

изучаются все направления его работы —учебной, воспитательной,

общественно-педагогической, управленческой.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, вы-

деляют следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного

педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятель-

ности учителя персональный контроль выступает как средство са-

моуправления педагога, как стимул в его профессиональном ста-

новлении.

Классно-обобщающий контроль применяется при изучении груп-

пы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в

учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля

выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, сис-

тема их работы по индивидуализации и дифференциации, разви-

тие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемо-

сти учеников, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, ког-

да изучается состояние и качество преподавания отдельного пред-

мета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для прове-

дения такого контроля привлекается администрация и представи-

тели соответствующих методических объединений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение

работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным на-

170 Часть I. Педагогика

правлениям учебно-воспитательного процесса (например, разви-

тие учебной мотивации, формирование основ эстетической культу-

ры и др.).

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществле-

нии контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в

одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечиваю-

щий достоверную, объективную обобщающую информацию, необ-

ходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия

решений и организации их выполнения.



Просмотров 464

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!