Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Функции и управленческая культура руководителя



К основным функциям управленческой деятельности руководи-

теля относят:

•информационно-аналитическую;

•мотивационно-целевую;

•планово-прогностическую;

•организационно-исполнительскую;

•контрольно-диагностическую;

•регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении общеобразовательным учебным за-

ведением реализуются директором и его заместителями. На качест-

во функционирования учебного заведения влияет способность

всех членов управленческого аппарата выполнять свои функцио-

нальные обязанности и согласованность действий при реализации

управленческих стратегий.

Функциональные обязанности директора общеобразовательного

учебного заведения:

•несет ответственность перед государством и обществом за со-

блюдение требований охраны прав детей, планирует и организует

учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом

и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учеб-

ного заведения;

•представляет интересы учебного заведения в государственных

и общественных органах;

•создает необходимые условия для организации внешкольной

и внеклассной работы;

•проводит подбор заместителей директора, определяет их

функциональные обязанности, осуществляет расстановку педаго-

гических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогиче-

11*

164 Часть J. 11едагогика

ского коллектива, учащихся, родителей, назначает классных

руководителей;

•принимает на работу и увольняет педагогический, админист-

ративный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал

учебного заведения;

•организует в установленном порядке рациональное использо-

вание выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

•по согласованию с советом учебного заведения устанавливает

надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

•создает условия для творческого роста педагогических рабо-

тников учебного заведения, для применения ими передовых форм и

методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических

экспериментов;

•несет ответственность за свою деятельность перед соответст-

вующим органом управления образованием.

Управленческая культура руководителя

Управленческая культура руководителя школы представляет со-

бой творческую самореализацию личности руководителя в разнооб-

разных видах управленческой деятельности, направленной на созда-

ние, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении

школой. Компонентами управленческой культуры являются аксеоло-

гический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксеологический компонент представлен группой управленче-

ско-педагогических ценностей, которые имеют значение в руковод-

стве современной школы. Имеющие большую значимость для эф-

фективного управления знания, идеи, концепции выступают в

качестве управленческо-педагогических ценностей. Такими ценно-

стями, в свою очередь, могут быть:

•ценности-цели, раскрывающие значение и смысл цели управ-

ления целостным педагогическим процессом на разных уровнях

иерархии (цели управления системой образования, школой, педаго-

гическим и ученическим коллективами, самовоспитанием и т.д.);

•ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школовед-

ческих знаний в сфере управления (знание основ управления, внут-

ришкольного менеджмента, критерием эффективности управления

педагогическим процессом и т.д.);

•ценности-отношения, которые раскрывают значимость взаи-

моотношений между участниками педагогического процесса, отно-

Глава 8. Управление педагогическими системами 165

шения к себе, к своей профессиональной деятельности, межлично-

стных отношений в педагогическом коллективе, возможности его

формирования и управления;

•ценности-качества, раскрывающие многообразие индивиду-

альных, личных, поведенческих качеств руководителя (способно-

сти прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последст-

вия, способности соотносить свои цели и действия с целями и дейст-

виями других, способности к сотрудничеству и т.д.).

Технологический компонент управленческой культуры включает

в себя способы и приемы управления педагогическим процессом.

Технология внутришкольного управления предполагает решение

специфических педагогических задач. Решение данных задач осно-

вывается на умениях руководителя-менеджера в области педагоги-

ческого анализа и планирования, организации контроля и регули-

рования педагогического процесса. Уровень управленческой куль-

туры директора школы зависит от уровня овладения приемами и

способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры дирек-

тора школы раскрывает управление педагогическими системами как

творческий акт. При всей заданной алгоритмичности управления де-

ятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности

управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимо-

сти от личностных особенностей и особенностей объекта управле-

ния. То есть управление педагогическими системами выступает как

область приложения и реализации способностей личности руководи-

теля, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.

Педагогический анализ, планирование и контроль



Просмотров 661

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!