Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Предмет психологии. Связь психологии с другими науками



Психология — (psyche — душа, и logos — наука) — одна из основ-

ных наук о человеке. Она возникла еще в Древней Греции, на рубе-

же VII—VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задаваться вопро-

сами о значении души, о различиях в душах животных и человека,

о функциях и способностях души.

В течение веков предмет психологии и методы исследования

душевной жизни существенно изменялись. Современная психоло-

гия изучает факты и закономерности психической жизни, особен-

ности ее развития и функционирования. Особенно большое значе-

ние для объективного исследования психики имело появление экс-

периментальных методов, которые дают возможность достоверно

изучить познавательные способности и качества личности, выя-

вить динамику их становления.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с са-

мыми различными областями науки и культуры. С момента своего

возникновения она была ориентирована на философию, фактиче-

ски являясь на протяжении нескольких столетий одним из разде-

лов этой науки. В античности уровень развития философских зна-

ний главным образом и влиял на психологию и проблемы, кото-

рые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э произошло

изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре

познания оказались не общие законы природы или общества, а

человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но

принципиально отличающийся от других живых существ. Это

привело к появлению новых проблем и в психологии, возникно-

вению вопросов о природе отличий психики человека, содержа-

нии его души. Главным вопросом изучения психологии становит-

ся вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике чело-

века. Связь психологии с философией была на протяжении веков

тесной, хотя и не всегда стабильной; так, в начале XIX в. наблюда-

12-4455

178 Часть II. Психология

лось некоторое ее ослабление, но уже к середине XX в. она вновь

укрепляется.

В то же время в работах многих психологов четко просматрива-

ется связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусст-

воведением, логикой, языкознанием.

Многое связывает психологию и с математикой, биологией, меди-

циной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики

для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде

всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психо-

логией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколь-

ко ослабевает, однако в Новое время ученые снова подчеркивали

ее значение для психологии, а Лейбниц даже стремился раскрыть

первоэлементы психики, ≪монады≫, на которые раскладывается, а по-

том соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным

им дифференциальным и интегральным исчислением.

С этого времени математика играла неизменно большую роль в

психологическом знании, становясь одним из важнейших факто-

ров ее превращения в объективную науку (возможность математи-

ческой обработки полученного материала), а иногда и значимым

параметром психического развития как такового (например, как

развитие логического мышления).

Гиппок.рат.-И_ Аристотель одними из первых связали психоло-

гию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта

связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период

в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибн

аль-Хайсам), которые являлись не только философами и психоло-

гами, но и врачами.

В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюцион-

ной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь

этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гель-

мгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший

материал для психологических исследований, но и послужили

основой для становления многих областей психологии — психомет-

рии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клиниче-

ской психологии. Таким образом, с середины XIX в. психология в

первую очередь была ориентирована именно на биологические, ес-

тественные науки, а не на философию.

Точно так же связь психологии с педагогикой, возникшая еще в

античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвете-

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 179

ния. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования

педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влия-

ющих на психологическую проблематику.

Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками

привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная

она наука или гуманитарная, что должно являться ее методоло-

гией — биология или философия. Анализ исторического пути раз-

вития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как

науки заключаются именно в ее межпредметном характере, в том,

что она строится и как естественная наука (объективная и экспери-

ментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее

проблематику входят вопросы нравственного развития, становле-

ния мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно ска-

зать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его об-

работке психология заимствует у естествознания, в то время как

подход к интерпретации полученного материала, методологиче-

ские принципы — у философии.



Просмотров 907

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!