Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Государственный характер управления



Системой образования

Управление —это деятельность, направленная на выработку ре-

шения, организацию, контроль, регулирование объекта управле-

ния в соответствии с заданной целью на основе достоверной ин-

формации. Объектами управления могут выступать любые, в том

числе и социальные, системы (например, система образования

страны, края, области, города или округа). Субъектами управления

системы образования выступают Министерство образования РФ,

управления образования края, области или города, окружные отде-

лы образования.

Общие принципы управления педагогическими системами:

•демократизация и гуманизация управления педагогически-

ми системами (делегирование прав и полномочий снизу вверх и

наоборот);

•системность и целостность в управлении;

•научность —необходимость учета определенных законов и за-

кономерностей развития систем;

•рациональное сочетание централизации и децентрализации;

•единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

•оптимальность и эффективность —отбор адекватных и эконо-

мичных методов решения управленческих задач;

•объективность и полнота информации в управлении педагоги-

ческими системами.

Государственный характер системы образования означает преж-

де всего, что в стране проводится единая государственная политика

в области образования, зафиксированная в Законе Российской Фе-

дерации ≪Об образовании≫, принятом в 1992 г. В соответствии с за-

коном сфера образования в Российской Федерации провозглашает-

ся приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической,

политической, международной сферах связываются с успехами в си-

стеме образования. Приоритетность сферы образования предпола-

Глава S. Управление педагогическими системами 161

гает также первостепенное решение материальных, финансовых

проблем системы образования. Организационной основой государ-

ственной политики в области образования является Федеральная

программа развития образования, принимаемая высшим органом за-

конодательной власти —Федеральным Собранием РФ на определен-

ный промежуток времени. Федеральная программа —это организа-

ционно-управленческий проект, содержание которого определяется

как общими принципами государственной политики в сфере образо-

вания, так и объективными данными проведенного анализа состоя-

ния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому про-

грамма содержит три основных раздела: аналитический (освещение

состояния и тенденций развития образования); концептуальный

(изложение основных целей, задач, этапов программной деятельно-

сти) и организационный (определение основных мероприятий и

критерии их эффективности).

Государственный характер управления системой образования

закреплен следующей совокупностью принципов государственной

политики в области образования, сформулированных в Законе РФ

≪Об образовании≫.

Гуманистический характер образования, приоритет общечело-

веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз-

вития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине.

Единство федерального, культурного и образовательного про-

странства; защита системой образования национальных культур и

региональных культурных традиций в условиях многонациональ-

ного государства.

Общедоступность образования, адаптивность системы образо-

вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю-

щихся воспитанников.

Светский характер образования в государственных, муници-

пальных образовательных учреждениях.

Свобода и плюрализм в образовании.

Демократический, государственно-общественный характер

управления образованием, автономность образовательных учреж-

дений.

Государственный характер управления образованием проявляет-

ся также в соблюдении органами управления государственных гаран-

тий прав граждан РФ на образование независимо от расы, националь-

ности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, иму-

11 - 4455

162 Часть 1. Педагогика

щественного и должностного положения, социального происхожде-

ния, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государст-

венную политику путем соблюдения государственных образователь-

ных стандартов, включающих федеральный и национально-регио-

нальный компоненты с установлением обязательного минимума

содержания образовательных программ, максимального объема учеб-

ной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпуск-

ников. Задача органов управления образованием состоит не только в

формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании

условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики

в сфере образования в стране создаются соответствующие государ-

ственные органы управления образованием: федеральные, ведом-

ственные, республиканские, краевые, областные, городские.

Государственные органы управления —министерства образова-

ния, управления образованием в краях, областях, автономных окру-

гах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как раз-

работка и реализация целевых федеральных и международных про-

грамм; разработка государственных стандартов и установление

эквивалентности документов об образовании; государственная ак-

кредитация образовательных учреждений, расширение границ об-

щественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; фор-

мирование системы образования в стране и конкретном регионе,

определение перечня профессий и специальностей, по которым ве-

дется профессиональная подготовка; финансирование образова-

тельных учреждений, создание государственных фондов стабилиза-

ции и развития системы образования; разработка государственных

нормативов финансирования образовательных учреждений; прогно-

зирование сети образовательных учреждений; контроль за исполне-

нием законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине

в системе образования.

Для современного состояния системы управления образовани-

ем наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача

ряда функций и полномочий от высших органов управления низ-

шим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее

общие стратегические направления, а региональные и местные ор-

ганы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансо-

вых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Глава 8. Управление педагогическими системами 163

Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци-

альная система выступает объектом внутришкольного управления.

Такое управление представляет собой целенаправленное созна-

тельное взаимодействие участников педагогического процесса на

основе познания его объективных закономерностей с целью дости-

жения оптимального результата. В дальнейшем процесс управле-

ния педагогическими системами рассмотрим на примере системы

управления общеобразовательной школой.



Просмотров 634

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!