Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль семьи в развитии личности ребенка



Внутрисемейные отношения играют особую роль в формирова-

нии личности. Значение внутрисемейных отношений в становле-

нии и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются

156 Часть I. Педагогика

первым специфическим образцом общественных отношений, с ко-

торыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в

них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все

богатство общественных отношений, а стало быть, создается воз-

можность раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им при-

сущими относительно самостоятельными характеристиками, кото-

рые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой

воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что

внутрисемейные отношения предполагают непосредственный кон-

такт индивидов, в отличие от других общественных отношений,

субъекты которых могут быть разъединены пространственными и

временными интервалами.

Взаимоотношения родителей и детей прежде всего зависят от

взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распреде-

ления обязанностей между мужем и женой, атмосферы теплоты,

дружбы, эмоциональной поддержки друг друга, взаимной симпа-

тии.

Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовате-

льно, на формирование и становление личности ребенка, по мно-

гочисленным наблюдениям, сегодня являются:

•состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней,

особенно между отцом и матерью;

•скоординированность семейных ролей и поддержка членами

семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

•образовательный уровень родителей, совместимость и общая

психологическая атмосфера в семье;

•отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности де-

тей —донесение до детей моральных норм, регулирующих поведе-

ние людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влия-

нием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат

прежде всего сами взрослые —их поступки, взаимоотношения. Ко-

нечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает

поведение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как из-

вестно, отличаются своей способностью к подражанию. Они пере-

нимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим лю-

дям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться,

кому выражать свою симпатию или антипатию.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 157

После возникновения эмоционального отношения к самому

себе и первичной идентификации со своим полом у ребенка возни-

кает новое, социально необходимое образование —стремление со-

ответствовать требованиям взрослых, стремление быть признан-

ным. Позитивной стороной этого стремления является нравствен-

ное чувство или совесть. Нравственное формирование личности

организуют знания, которые получает ребенок, нравственные при-

вычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания

своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими.

Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным.

Для формирования прочных духовных контактов между роди-

телями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информи-

рованности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимо-

понимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная

оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит ко

многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной ак-

тивности, негативным формам поведения, раздражительности, по-

давленному настроению, деформируют самооценку и полоролевое

поведение.

Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр

аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разу-

меется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных

семейных отношений, не есть следствие только этих отношений.

Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явле-

ний, которые либо становятся причиной самой конфликтности,

либо действуют на нее в качестве катализатора, например, низкая

духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т.п.

Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты

деятельности детей, то у последних может развиться комплекс не-

полноценности. В этой ситуации ребенок становится безынициа-

тивным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуве-

ренность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют

действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок

чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не

боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять

своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.

Говоря об уверенности в себе, следует особо выделить роди-

тельскую любовь. Именно она является величайшим и незамени-

мым источником духовного развития ребенка, формирования эмо-

158 Часть!. Педагогика

ций, как уже было сказано, уверенности в себе и т.д. Чем меньше

тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется

как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота обще-

ния родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сен-

сорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность

личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллек-

та, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здо-

ровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выво-

дам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ре-

бенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость,

недружелюбие, равнодушие к нему родителей —самых близких лю-

дей дают основание считать, что чужой человек способен причи-

нить ему еще больше неприятностей и огорчений. Это оборачива-

ется недоверием, чувством неприязни и подозрительности, стра-

хом перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться к

трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены

прибегать к порочным средствам самозащиты: лжи, хитрости, ли-

цемерию. Этим же часто объясняются и случаи немотивированной

жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей.

В связи со значительными изменениями, происходящими в сис-

теме образования, появлением новых, альтернативных традицион-

ной школе форм семья сегодня приобретает новый статус, получая в

свои руки бразды правления воспитательным процессом. Развитие

этих новых образовательных форм, включая альтернативные и ком-

мерческие, дает семье большую возможность выбора. А выбор есть

одновременно и отказ от чего-то, и поэтому требования к статусу

семьи —культурному, образовательному, экономическому заметно

возрастают. К тому же изменения, которые происходят в системе

образования, ощутимо влияют на брак и семью, сглаживая или, нао-

борот, усиливая ≪перекосы≫ воспитания.

В О П Р О С Ы

1. В чем состоят особенности развития современной семьи?

2. В чем специфика семьи как педагогической системы?

3. Каковы основные функции семьи по отношению к обществу и конкретному

человеку?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. История развития института семьи в России.

2. Семья как динамическая система. Внешние и внутренние факторы развития.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 159

3. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности.

4. Проблемы взаимоотношений детей в семье; их влияние друг на друга и на

семью в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988.

3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

4. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1987.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1988.

6. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

Глава 8. Управление педагогическими системами



Просмотров 514

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!