Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ГЛАВА 2 Эмпирическая часть исследования развития самосознания студентов



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ

1.1Основные понятия

1.2 Проблема самосознания личности в современной науке

 

1.3.Изучение структурных компонентов самосознания в отечественной психологии.

1.4. Изучение структурных компонентов самосознания в зарубежной психологии.

1.5 Развитие самосознания в студенческом возрасте

1.6 Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента.

1.7 ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ

ГЛАВА 2 Эмпирическая часть исследования развития самосознания студентов.

2.1.Методики исследования развития самосознания студентов-психологов

2.2. Анализ развития самосознания студентов


ВВЕДЕНИЕ:

Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором личностное развитие, как качественное преобразование всех психических сфер, играет важную роль. Сегодня психологу как профессионалу недостаточно владеть только знаниями и умениями, он должен быть гибким и адаптивным, что позволит ему успешно реализовать свой потенциал в деятельности. Именно поэтому формирование и развитие самосознания в рамках обучения в высшем учебном заведении - это актуальная проблема. При этом следует отметить, что явную остроту проблема формирования сознания приобретает относительно психологического образования, что связано со спецификой профессии: личность самого психолога является одним из основных средств его деятельности, а потому качество и результативность его деятельности обусловлены спецификой его личности, и, в частности, спецификой самосознания. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания.

Общая тенденция развития самосознания уже на этапе профессиональной подготовки (обучения) проявляется в качественном и количественном усложнении когнитивных, аффективных и поведенческих его подструктур. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности, в этом проявляется гетерохронность и неравномерность становления самосознания личности студента-психолога.

Недостаточно изученным остается вопрос о влиянии процесса обучения на развитие самосознания студентов-психологов.

Проблема развития самосознания личности является одной из ключевых в современной психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований.

Теоретической основой работы послужили исследования самосознания как отечественных авторов (Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др.), так и зарубежных (У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.).

При разработке проблемы исследования мы также опирались на концепции развития профессионального самосознания личности (А.А. Деркач, О.В. Москаленко, А.Г. Спиркин, В.В. Столин).

Проблема исследования: как изменяется профессиональное самосознание студентов психологов разных курсов педагогического ВУЗа в процессе профессионального обучения?

Цель исследования: изучение развития самосознания в процессе обучения в педагогическом ВУЗе (на примере студентов-психологов).

Объект исследования:самосознание личности.

Предмет исследования:процесс развития самосознания в условиях высшего образования (на примере студентов-психологов).

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что процесс развития самосознания выражается в повышении степени интегративности и усложнении его структуры от I к IV курсу.

Задачи исследования:

-Проанализировать и определить основные понятия исследования: «самосознание», «профессиональное самосознание», «компоненты самосознания», «развитие», «образование» в психологических подходах.

-Провести теоретический анализ особенностей самосознания личности.

- Изучить процесс становления самосознания личности, а также уровень развития его структурных компонентов.

- Провести эмпирическое исследование развития самосознания студентов в процессе их обучения в ВУЗе.

- Выявить роль уровня развития самосознания в реализации личностного потенциала в профессии.

Методологический аппарат исследования:для решения поставленных задач использовались следующие методы:

-теоретические: теоретический анализ литературы;

-эмпирические: тестирование.

Для обработки данных применялись следующие методы математической статистики:

1) Количественный уровень анализа: U-критерий Манна-Уитни, для выявления различий между показателями.

2) Качественный уровень анализа: Коэффициент корреляции r-Спирмена, для анализа связи между компонентами и шкалами методик. Факторный анализ

В работе были использованы следующие методики сбора данных:

- методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан) - для анализа самооценки как главного компонента самосознания;

- тест-опросник самоотношения (В.В Столин, Р. С. Пантелеев) - для выявления специфики в иерархической модели структуры самоотношения личности;

-методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева - для изучения ценностных ориентаций студентов;

- методика «Уровень притязаний» В. Гербачевского - для изучения мотивации к личностному росту.

Эмпирическая база исследования: Выборочную совокупность исследования составили студенты Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, факультета социального управления. Всего в исследовании приняли участие 62 студента психолога, 17 студентовI курса;13 студентов II курса;13 студентов III и 19 студентов IV курсов. Возраст исследуемых 18 лет - 22 года.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Постановочный (01.09.14 - 01.11.14) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

2. Исследовательский (01.02.14 - 15.02.14) - разработка комплекса мероприятий и их проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы. Исследование проводилось однократно.

3. Интерпретационно-оформительский (20.02.14 - 01.06.14 (потом) - обработка и систематизация материала. Оформление выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость работы: анализ результатов позволит нам разработать рекомендации для студентов и преподавателей по развитию самосознания и максимально эффективному их использованию в организации учебного процесса.


1. Теоретическая часть:

 



Просмотров 1735

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!