Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ГЛАВА 2 Эмпирическая часть исследования развития самосознания студентов
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ 1.1Основные понятия 1.2 Проблема самосознания личности в современной науке
1.3.Изучение структурных компонентов самосознания в отечественной психологии. 1.4. Изучение структурных компонентов самосознания в зарубежной психологии. 1.5 Развитие самосознания в студенческом возрасте 1.6 Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. 1.7 ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ ГЛАВА 2 Эмпирическая часть исследования развития самосознания студентов. 2.1.Методики исследования развития самосознания студентов-психологов 2.2. Анализ развития самосознания студентов ВВЕДЕНИЕ: Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором личностное развитие, как качественное преобразование всех психических сфер, играет важную роль. Сегодня психологу как профессионалу недостаточно владеть только знаниями и умениями, он должен быть гибким и адаптивным, что позволит ему успешно реализовать свой потенциал в деятельности. Именно поэтому формирование и развитие самосознания в рамках обучения в высшем учебном заведении - это актуальная проблема. При этом следует отметить, что явную остроту проблема формирования сознания приобретает относительно психологического образования, что связано со спецификой профессии: личность самого психолога является одним из основных средств его деятельности, а потому качество и результативность его деятельности обусловлены спецификой его личности, и, в частности, спецификой самосознания. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Общая тенденция развития самосознания уже на этапе профессиональной подготовки (обучения) проявляется в качественном и количественном усложнении когнитивных, аффективных и поведенческих его подструктур. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности, в этом проявляется гетерохронность и неравномерность становления самосознания личности студента-психолога. Недостаточно изученным остается вопрос о влиянии процесса обучения на развитие самосознания студентов-психологов. Проблема развития самосознания личности является одной из ключевых в современной психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Теоретической основой работы послужили исследования самосознания как отечественных авторов (Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др.), так и зарубежных (У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.). При разработке проблемы исследования мы также опирались на концепции развития профессионального самосознания личности (А.А. Деркач, О.В. Москаленко, А.Г. Спиркин, В.В. Столин). Проблема исследования: как изменяется профессиональное самосознание студентов психологов разных курсов педагогического ВУЗа в процессе профессионального обучения? Цель исследования: изучение развития самосознания в процессе обучения в педагогическом ВУЗе (на примере студентов-психологов). Объект исследования:самосознание личности. Предмет исследования:процесс развития самосознания в условиях высшего образования (на примере студентов-психологов). В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что процесс развития самосознания выражается в повышении степени интегративности и усложнении его структуры от I к IV курсу. Задачи исследования: -Проанализировать и определить основные понятия исследования: «самосознание», «профессиональное самосознание», «компоненты самосознания», «развитие», «образование» в психологических подходах. -Провести теоретический анализ особенностей самосознания личности. - Изучить процесс становления самосознания личности, а также уровень развития его структурных компонентов. - Провести эмпирическое исследование развития самосознания студентов в процессе их обучения в ВУЗе. - Выявить роль уровня развития самосознания в реализации личностного потенциала в профессии. Методологический аппарат исследования:для решения поставленных задач использовались следующие методы: -теоретические: теоретический анализ литературы; -эмпирические: тестирование. Для обработки данных применялись следующие методы математической статистики: 1) Количественный уровень анализа: U-критерий Манна-Уитни, для выявления различий между показателями. 2) Качественный уровень анализа: Коэффициент корреляции r-Спирмена, для анализа связи между компонентами и шкалами методик. Факторный анализ В работе были использованы следующие методики сбора данных: - методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М Прихожан) - для анализа самооценки как главного компонента самосознания; - тест-опросник самоотношения (В.В Столин, Р. С. Пантелеев) - для выявления специфики в иерархической модели структуры самоотношения личности; -методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева - для изучения ценностных ориентаций студентов; - методика «Уровень притязаний» В. Гербачевского - для изучения мотивации к личностному росту. Эмпирическая база исследования: Выборочную совокупность исследования составили студенты Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского, факультета социального управления. Всего в исследовании приняли участие 62 студента психолога, 17 студентовI курса;13 студентов II курса;13 студентов III и 19 студентов IV курсов. Возраст исследуемых 18 лет - 22 года. Исследование проводилось в три этапа: 1. Постановочный (01.09.14 - 01.11.14) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. 2. Исследовательский (01.02.14 - 15.02.14) - разработка комплекса мероприятий и их проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы. Исследование проводилось однократно. 3. Интерпретационно-оформительский (20.02.14 - 01.06.14 (потом) - обработка и систематизация материала. Оформление выпускной квалификационной работы. Практическая значимость работы: анализ результатов позволит нам разработать рекомендации для студентов и преподавателей по развитию самосознания и максимально эффективному их использованию в организации учебного процесса. 1. Теоретическая часть:
|